Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братия и сестры, в 10-й день по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, в девятом часу утра, когда ученики Господа были собраны в Иерусалиме, в горнице, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра... Явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго (Деян. 2, 2-4). Святители Марк Ефесский и Григорий Палама поясняют, что с сошествием Святого Духа на апостолов излилась всецелая энергия или благодать Божия, и они причастились внутренней жизни Святой Троицы. Память этого великого проявления милости и любви Божией к людям святая Церковь празднует торжественно со времен апостольских. В этот день Бог-Троица завершил домостроительство спасения человечества, начавшееся воплощением и вочеловечением Сына Божия, продолженное Его земной жизнью, учением, искупительными страданиями, распятием, смертью, Воскресением, Вознесением и ниспосланием Святого Духа ученикам.
Завершился и наш путь, начавшийся воспоминанием Рождества Христова, через Его Крещение, Великий пост со Страстной седмицей, Воскресение и Вознесение Господа, - до сего славного дня. Сегодня мы празднуем во славу всех Лиц Святой Троицы и также во имя Святого Духа, видимо сошедшего на апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком. Любовь Божия посвятила нас, христиан, в великую тайну, Единый Бог открыл Три Свои Лица людям, насколько это доступно нашей природе. Мы чтим и поклоняемся нерожденному Богу Отцу, рожденному от Отца Богу Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, и исходящему от Отца Богу Духу Святому, при этом не трем богам, а Единому Богу, по существу и природе Своей.
Братия и сестры, когда посеяны семена, должна сойти на них сила тепла и света, чтобы они возросли. Когда построен дом, он должен быть украшен и освящен силой молитвы. Господь наш Иисус Христос посеял на ниве земной доброе семя. Должен был прийти на землю Утешитель Дух Святой, чтобы согреть, освятить это семя и возрастить его. Премудрость Божия создала себе домы из душ человеческих, и Дух силы и благодати Божией должен был сойти и освятить их. Божественный Жених избрал себе невесту - Церковь, которая должна состоять из чистых душ, и Дух радости вечной должен был сойти и облечь невесту в одежду брачную. Все совершилось по предреченному: сошел обетованный Дух Святой. Кто же мог обещать сошествие Духа Божия? - Только Тот, Кто знал, что Дух сей послушает Его и сойдет, - Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, Который сказал: Придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит (Ин. 15, 26). А к кому Дух Божий Всесильный мог явить полное послушание? - Только к Тому, к Кому Он имеет совершенную любовь, - к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу и к Богу Отцу.
На примере Святой Троицы мы видим, что совершенная любовь всегда готова к полному послушанию. Любящий постоянно бодрствует, он желает и готов послушаться своего возлюбленного. А из полного послушания проистекает совершенная радость, которая всегда присуща совершенной любви. В Святой Троице Дух имеет совершенную любовь и послушание к Отцу и Сыну. Сын Божий имеет совершенную любовь и послушание к Отцу и Духу. И Отец имеет совершенную любовь и послушание к Сыну и Духу. Как никакая любовь в сотворенном мiре не может сравниться со взаимной любовью Божественных Ипостасей, - Лиц Святой Троицы, - так и никакое послушание не сравнится с Их послушанием друг другу.
Бог неизмеримо выше нашего сотворенного мiра. Он обладает полнотой жизни, непостижимой для нас, - полнотой жизни Лиц Святой Троицы. Их жизнь и общение совершенны и неповторимы в нашем мiре. Между ними царят единение и любовь, недостижимые на земле. Но Бог желает приобщить нас к Своей Божественной жизни. По этой причине Он и сотворил окружающий мiр и нас с вами, создал и освятил на земле Свою Церковь. Божественная жизнь Святой Троицы открывается нам по мере возрастания нашего в любви к Богу, по мере исполнения нами Его заповедей, по мере очищения нашего сердца и вселения в него Святого Духа Божия. Это путь покаяния и делания заповедей, обращения к Православной Церкви, к ее Таинствам и ее Преданию. Множество святых мужей и жен всех времен и народов прошли путем покаяния, и многие из них оставили нам свои свидетельства и описания этого пути, встреченных и преодоленных ими препятствий, поражений и побед над плотью, мiром и дьяволом. Они реально, душой и сердцем предстояли перед невидимым и непостижимым Богом. Могут спросить, - как может человек предстоять пред абсолютно нематериальным Богом? Мы ответим: это возможно уму и сердцу посредством веры и любви, и потому что Бог открывает Себя человеку в Священном Писании и в явлениях воспринимаемого чувствами мiра.
Радостно нам, дорогие мои, что именно в русском сердце и в Русской Церкви почитание и любовь к Единому Богу-Троице получили столь большую силу и развитие. Начало особому почитанию Святой Троицы в отечестве нашем положил преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец. Он воздвиг один из первых монастырей и храмов во имя Святой Троцы. В то время Русскую землю терзали княжеские усобицы и монгольское иго, необходимо было объединение русских земель и народа. Епифаний, первый составитель Жития преподобного Сергия, поведал, что целью основателя Троицкого монастыря было то, чтобы «воззрением на Святую Троицу побеждался ненавистный страх розни сего мiра». Преподобный Сергий молился, чтобы разделенный ненавистью мiр преисполнялся жизнью и любовью, которые царят в Троице Живоначальной.
А ученик святого преподобный Андрей Рублев написал, по дару Духа Святого, неповторимо прекрасный и верный образ Святой Троицы, подобного которому не было ни до, ни после него. В житии преподобного Никона Радонежского говорится, что святой иконописец Андрей написал икону Троицы в похвалу преподобному Сергию. Мы знаем из Ветхого Завета, что Триединый Бог явился праведному Аврааму в виде трех странников. Это событие дало нам возможность приблизиться к созерцанию Святой Троицы, насколько это возможно, посредством зрительного образа, - иконы. При этом гениальный русский иконописец изобразил на иконе не трех странников и гостеприимство Авраама, как его предшественники, а нечто иное. Он изобразил Совет Святой Троицы, - нерасторжимое единство, надмiрную любовь, взаимное послушание и радость в общении Лиц Святой Троицы. Он выразил возвышенный образ Божественного безмолвия, исихии, где уже нет места словам. Божественная реальность передается Духом Святым через сердце художника иконописному образу, а от него душе человека, созерцающего икону Святой Троицы. Так Бог и святой иконописец воплотили в красках идеал православного русского национального характера, - высочайшее сочетание любви, душевной кротости и крепости одновременно. Современные ученые давно и бесплодно придумывают для нас национальную идею, а она уже давно явлена в Евангелии, в нашей православной вере, в древних иконах Святой Троицы и русских святых.
Возрадуемся, ибо сегодня в евангельском чтении мы слышали слова Господа Бога: Я свет мiру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Бог наш есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. В песнопениях праздника мы слышали вчера: «Свет Отец, свет Слово, свет и Святый Дух». И стихира праздника подтверждает: Дух Святой есть «свет и света податель». Свет прогоняет тьму и делает предметы видимыми, и еще свет оживотворяет. Свет истины - это Евангелие Сына Божия, это наша православная вера, это и фаворский свет, присущий Трем Лицам Божества. Каждый из нас призван в этот чудный свет, призван стать сыном этого света и наследовать царство света, - царство Святой Троицы.
Братия и сестры, сегодня наши храмы украшены, по древней традиции, зеленью и цветами. Они - символ оживотворения мiра сошествием Святого Духа. Души человеческие, прежде безплодные добрыми делами и любовью, Духом Святым ожили и воскресли, подобно тому, как воскресает природа и расцветают цветы весной. В жизни мы дарим цветы дорогим и любимым людям, так и ныне зеленью и цветами свидетельствуем мы Богу о радости и благодарности оживотворяемой Им души человеческой. Украшенный ветвями храм изображает и дубраву Мамврийскую, под ветвями которой Триединый Бог явился праведному Аврааму. Горница, в которой совершилось сошествие Святого Духа, по преданию, была украшена ветвями и цветами. Со времени грехопадения рай стал недоступен для людей, но теперь он открыт для всех, желающих воспользоваться плодами искупления и освятиться благодатью Святого Духа. А рай - место радости не только духовной, но и духовно-телесной, есть в нем райские цветы и деревья, которые видели святые люди и даже некоторые наши современники во время временной, так называемой, клинической смерти. Сегодня на вечерне во второй коленопреклоненной молитве мы будем просить Сына Божия о упокоении верных в месте зелени райской. В прежние времена цветами и венками украшали жениха и невесту. Ныне, в Троицын день, совершилось обручение, таинство брака Триединого Бога с душой человеческой посредством Духа Святого.
Братия и сестры, наше торжество не есть простое воспоминание события, произошедшего около двух тысяч лет назад. Смысл и украшение всякого праздника, - присутствие того, в честь кого празднуют. Цель нашего празднования, - благодарение Святой Троице за все благодеяния роду человеческому, а также призыв и приготовление к принятию Духа Святого, живущего в Церкви Православной. По слову святителя Иоанна Златоуста, суть праздника состоит не во внешнем украшении, но в украшении души одеждой добродетели, чтобы удостоиться и нам благодати Святого Духа.
Будем помнить, что целью вочеловечения Сына и Слова Божия является победа над смертью, приход Святого Духа в сердца людей и становление их членами Тела Христова, и через это, - жилищами Святой Троицы. Поэтому и целью духовной жизни человека является причастие Святого Духа, через которое мы становимся живыми членами Тела Христова и входим в общение с Богом-Троицей.
Дорогие мои, великой честью и радостью для нас является то, что мы принадлежим к Православной Церкви и призваны стать участниками вечного царства Святой Троицы. Приложим все силы, чтобы исполнить наше великое предназначение.
Аминь.