С 4 по 8 мая в рамках Межрегиональной программы "Александр Невский - имя России" прошла V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «Александр Невский - знамя наших побед», посвященная 770-летию победы в Невской битве 1240 года. Конференция проходила в рамках паломнического круиза на комфортабельном четырехпалубном теплоходе «Кронштадт» по местам Северной Фиваиды. В работе форума принял участие викарий Витебской епархии епископ Друцкий Петр (Карпусюк). Владыка согласился в интервью «Русской народной линии» поделиться своими впечатлениями от участия в конференции, а также высказать свое мнение по ряду актуальных вопросов.
«Русская народная линия»: Владыка, не могли бы Вы поделиться своим мнением о V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «Александр Невский - знамя наших побед». Какое она может иметь значение? И какие могут быть её цели? Какая от нее может быть польза?
Епископ Петр: Говоря о пользе, стоит отметить, что любое дело, направленное не на пользу, никогда не получается. Если мы встречаемся уже в пятый раз, и дело не разоряется, значит, оно имеет определенную пользу и благословляется свыше. Эта конференция получила благословение, прежде всего, от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и это важно, ибо все церковные действия совершаются с благословения Патриарха и Отца.
Второй момент связан с тем, что мы на этой конференции встречаемся с учеными людьми, предпринимателями, которые не всегда имеют возможность среди своих служебных обязанностей свидетельствовать еще и христианские обязанности. На теплоходе мы имеем возможность осуществлять не только научное и гражданское свидетельство, но и христианское делание, только в таком сочетании это дело может принести триединую славу Триединому Богу. И если любой ученый, труженик или христианин находит поддержку среди братьев и сестер, среди своих ближних, то это уже милость Божия. Сами по себе знания, как мы слышим, надмевают, а знания во Христе окрыляют нас. Всеобъемлющая любовь, которая должна покрывать и первое, и второе, и третье, эта любовь, подвигающая нас на эту встречу, наверно, является особой милостью для нас, как ученых, так и тружеников, и просто людей, ищущих свое место в обществе.
Мы видим, что если человек отрывается от общества и далеко заходит в своих умозаключениях, то он порой теряет жизнь, его деятельность теряет актуальность, хотя его труды могут быть и значимы в обществе, но они должны быть значимы с Господом во Христе, уже в 2010 году от Рождества Христова. Порой мы придаем себе и своим делам большие заслуги, но наши дела и не только дела, но заслуги и труды, должны освящаться милостью Божией. Если человек берется за исследования того или иного предмета без крестного знамения, просто потому что дела зовут и труба поет, то у него ничего не выходит, но если он перед началом всякого делания осеняет себя крестным знамением, тогда он вместе с христианским чаянием, вздохнувши воздуха, скажет: «Слава Богу». Мы не видим воздух, как не видим радиоволны, но мы видим ту потребность в Господе, которая мир творит и единит, и возводит наши усилия от земного делания к небесному. За это моя благодарность организаторам конференции и тем, кто ее подготовил так, чтобы она проходила не только по местам трудовых достижений, каналов и шлюзов, от Азова до Балтийского моря, но и по памятным святым местам. Сколько воспоминаний у христианина связано с созданием Рыбинского водохранилища, сколько «гордости» у ученого мира вызывает это водное сооружение и понимания нашего значения в этом мире!
«Русская народная линия»: Владыка, Вы осуществляете свое архипастырское служение на Белорусской земле. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Белоруссии так же, как во время посещения Украины, настаивал на необходимости восстановления единства исторической Руси - России, Украины и Белоруссии. Ныне Россия, Белоруссия и Украина - когда-то части единой Руси - являются суверенными государствами. Возможно ли восстановление единства исторической Руси? Как можно восстановить это единство? Как Вы считаете, между народами России, Украины и Белоруссии в настоящее время больше того, что объединяет, или того, что нас разъединяет?
Епископ Петр: Говорить о том, что мы разъединены, не стоит. Такого либерализма быть не должно, ибо у нас есть Святая Русь, у которой есть брат - Белая Русь, есть общая купель, в которой мы приняли крещение - Киевская Русь, - все это единая Святая Русь. Мы же внешними признаками пытаемся отделиться друг от друга, следуя настораживающему лозунгу - разделяй и властвуй. Святейший Патриарх Кирилл часто говорит: от сердца к сердцу. Это и мы должны говорить друг другу. И если у нас есть внешние разделения, если мы все не можем сразу охватить друг друга, то на этой конференции мы видим, что мы «шествуем по водам». Можно вспомнить только, когда Господь шел по воде, а его ученики, которые просветили весь мир, были в ладье, увидев Господа, шедшего по воде, вскричали не только от страха и ужаса, а от того, что увидели Господа. Петр испросил у Господа идти по воде навстречу к своему Творцу. Господь позволил: «Иди!» Но когда Петр стал обращать внимание на бурю и на ветер, которые тогда обуревали апостола, то он начал тонуть, поскольку он смотрел не на Христа, а на внешние признаки, которые отдаляли от веры во Христа. Господь только поддержал первоверховного апостола Петра для того, чтобы он снова обрел путь, веру и жизнь в Господа Нашего Иисуса Христа, во плоти в мир пришедшего вот как уже 2010 лет, что и признала вся вселенная. Поэтому говорить о индийском, персидском, египетском, летоисчислении, от основания Рима, не приходится. Весь мир признал Христа, и если мы будем разделять мир на те или иные территориальные признаки вероубеждений, то у нас не хватит пальцев, чтобы определить, от кого или от чего начинать летоисчисление нашего стояния под Солнцем. Оно однажды и для всех было возвещено ангельским славословием: Слава в высшних Богу и на земле мир в человецех, людях, благоволение.
«Русская народная линия»: Исполнилось 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Владыка, какое значение, по Вашему мнению, имеет Великая Победа?
Епископ Петр: Храм Христа Спасителя, воздвигнутый в центре Москвы, некогда был разрушен нашим неверующим вандализмом и нашими «идеологами», которые намеревались построить новый мир без Бога. Они, осуществляя свое намерение построить новый мир, разрушили храм. Но что же они соорудили на его месте? Это помнит каждый - бассейн, который, как лужа, «дымил» в зимнее время. Этот пример показал, что мы можем построить с Богом, и к чему мы придем, если будем строить без Бога. На входе в Храм Христа Спасителя, который был разрушен, были написаны слова, уместно их воспроизвести: «С верой в Бога и с оружием в руках, никакой враг не одолеет нас». Эта фраза говорит о том, что оружие нужно не для того, чтобы поражать и уничтожать ближних, а для того, чтобы придавать вящую славу подвигу воинов, защищающих интересы Отечества православного. И эта слава была нам показана в жизни нашего Советского Союза в Великой Отечественной войне. Для нас это, наверное, поучительно. Запланировали пятилетку безбожья, а получилось так, что в 1943 году состоялся Архиерейский Собор, который избрал Своего Патриарха и Отца. Хотели построить мир без Бога, а оказалось, что Бог есть над всеми нами, и Он не такой, каким каждый себе Его представляет в душе и в восприятии. Он, Господь, есть и «взыскающим Его», ищущим, «мздавоздаятель бывает». Народная мудрость говорит: без Бога нет порога. И пока человек не усвоит эту истину в своей жизни, ему будет тяжело. Наша конференция способствует вариантам обретения этой истины. Мы слушаем доклады о скорбях, которые есть у людей на сердце, о боли за Державу, которая посещает каждого гражданина-христианина, о радости новых открытий, планов, достижений и умиротворения от общения. Мы получили возможность, когда наука и религия соединяются, где вера в Бога и деятельное участие в Боге и православии соединяется. Каждый верующий человек - это достойный защитник не только земного, но и небесного. В первый день войны митрополит Николай (Ярушевич), который был с Белой Руси, посчитал своим долгом призвать народ молитвенно воззвать к Богу о защите дорогого Отечества. Мы очень рады, что являемся детьми тех героев и тружеников собратьев, наших дедов и матерей, которые принесли нам Победу. С верой в Бога и с оружием в руках, никакой враг не одолеет нас. Это надо помнить, об этом надо говорить, это надо взгревать в сердцах наших, а не отодвигать на второй план. 6 мая, в день Георгия Победоносца, Победа пришла на нашу Землю в 1945 году вместе с Пасхой, это символично, ибо все мы приветствуем друг друга: Христос Воскресе! Воистину Воскресе - это наше свидетельство, что воистину есть Бог и Он воскрес для всех наших добрых христианских, гражданских и ученых дел.
1. Спасибо.