Месяца три назад мне пришлось уже не в первый раз наблюдать, как молодые люди, не слишком утруждающиеся общественным служением, могут очень легко судить и даже перечеркнуть то, что было добыто большими усилиями наших предшественников, ценой социального благополучия, карьеры, здоровья. Как уловить эту грань между созидательным потенциалом общества и началом накопления разрушительных сил? Как научить молодёжь ценить полученное, нашу бесценную культуру, традиции, чтобы то, что мы создаём сегодня не обернулось завтра против общества, против культуры? Ведь атеистический нигилизм, принесший в начале XX века кровавый террор, начинался задолго до революции, уже в период расцвета культуры, литературы.
Я размышляла: любишь всех учеников одинаково, работаешь для всех одинаково, почему же в каждой группе, в каждом классе кто-то будет способен на подвиг, а кто-то - только на цинизм и хамство, на предательство и подлость по отношению к ближнему своему, хотя при этом будет много говорить о самых высоких материях, о любви ко всему миру. Причём удивительно, что картина такова и в православной среде. Даже на поверхности: и вера не у всех, а любовь и уважение к ближнему - явление и вовсе не частое. И вообще есть ли польза от нашего стремления помочь духовному образованию других, и в каком случае - есть? А в каком этот повышенный уровень образования, принесённый на серебряном блюде, а не добытый потом, в изнурительных трудах, может способствовать гордыне во всех её проявлениях и нравственному падению человека? И главное - почему так мало истинно верующих людей? Почему купола золотятся и стены восстанавливаются значительно быстрее, чем воспитываются люди? Есть ли какое-то движение вперёд или уже сегодня мы растим новых разрушителей храмов и гонителей верующих? И не спровоцируют ли сами православные такое отношение?
В моих руках каким-то неожиданным образом появилась редчайшая книга. Это самиздатовский журнал «Вече». Удивительно, что этот журнал я получила от дочери, которая по каким-то вопросам связывалась с моим уже давним другом - известным писателем и историком, общественным деятелем Владимиром Николаевичем Осиповым. Вот сколько лет дружу с человеком, а не знала того, что так заинтересовало мою дочь. Я даже не сразу поняла, что это такое в её руках. В таком виде в былые времена я читала роман Булгакова «Мастер и Маргарита», братьев Стругацких «Улитка на склоне». А это был журнал «Вече», который издавал Владимир Николаевич и за который провёл в ГУЛАГе 8 лет. Как рассказывает сам Владимир Николаевич, он отсидел два срока, один - 7 лет - за участие в молодёжном митинге у памятника В. Маяковскому, собственно ни за что, напрасно. Потом 6 лет на свободе, 3 года из которых отдал этому журналу. И второй срок 8 лет получил за журнал «Вече» - за важное и нужное дело, как говорит, Владимир Николаевич, дело стоило того. Вот этот журнал перед вами, и я открываю этот журнал. Таких журналов было 9 номеров. Каждого номера 50-70 экземпляров, 267 стр. в данном номере, отпечатанных на машинке и вручную сшитых. Таких журналов больше не осталось, может быть, только где-нибудь в архивах КГБ. Эти журналы изымались, уничтожались, а всех причастных к этому изданию, арестовывали. Вот стоит дата: 1972 г. Это Рождественский номер, это был подарок православным верующим от Владимира Николаевича Осипова. Владимир Николаевич печатал сам своими руками или с большим риском нанимал машинистку, оплачивал ей работу. В машинке можно было отпечатать 3-4 листа, не больше. Нынешняя молодёжь вряд ли может себе это представить, им нужно ещё показывать печатную машинку. Я вспоминаю это время. Что я тогда могла понять, я была ещё школьницей. А ведь тогда всё начиналось, ещё тогда Владимир Николаевич и его верный друг, замечательная супруга его Наталья Леонидовна делали подарок верующим соотечественникам. Что же в этом номере? Обращение Патриарха Пимена к пастве. В ночь с 6 на 7 января в восстановленных храмах мы слушали очередное обращение нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а 25 января мы с вами слушали не где-нибудь, а в Кремле, в Государственном Кремлёвском Дворце обращение Патриарха к участникам Рождественских Чтений. А вспоминает ли кто-нибудь сегодня кому мы обязаны сегодняшними торжествами, кто начинал этот отчаянный путь тогда, когда вся страна ещё спала и каждый шаг мог стоить жизни?
Нередко приходится слышать от молодёжи, что не истинное призвание приводит сейчас людей в Церковь, а мода, стремление к благополучию, мечты о карьере, что служащих Христу - всего единицы. Говорят, что коммерциализация отношений и политичность в церковной среде постепенно вытесняют собственно религиозность, духовность. И что отношения, выстраиваемые на угождении внешней политике, политкорректности и на идеологии толерантизма, рождают ханжество и разрушают единство. Грустно слышать сегодня такое, когда, казалось бы, должен быть самый расцвет православия. Но именно здесь, в этом журнале «Вече» я вдруг нашла в 2009 году ответ на эти горькие вопросы жизни. Второй материал номера посвящён творчеству Ф. М. Достоевского. На 14 странице читаю:
«Незадолго до смерти Достоевский писал: «Да, конечно, настоящих христиан... ужасно мало. Но почему вы знаете, сколько именно надо их, чтобы не умирал идеал христианства в народе, а с ними и великая надежда его... чтобы не умирала великая мысль» (Дневник писателя 1880-го года)».
Ежегодно на нашей секции «Основы православной культуры в системе образования» я встречаюсь с такими людьми. Вы, учителя и руководители образования, работающие по нашему проекту с серьёзным, глубоким содержанием, - есть люди, данные миру, «чтобы не умирал идеал христианства в народе, а с ними и великая надежда его... чтобы не умирала великая мысль». И, читая сегодня этот журнал, я понимаю, почему Владимир Николаевич Осипов с первых дней нашего знакомства с такой верностью и любовью относится к моему проекту. По сути, это продолжение его дела.
Какова же сегодня ситуация с Основами православной культуры? Мы слышали на открытии XVIII Рождественских Чтений, что основной темой в докладе Святейшего Патриарха Кирилла, Владыки Меркурия и других выступавших лиц были «Основы православной культуры». Это радует, это признание важности направления, во-первых, и, во-вторых, радует то, что, наконец, закрепилось название курса. В предыдущие годы делались постоянные попытки заменить название и нам приходилось терпеливо разъяснять и доказывать важность сохранения названия в том виде, в каком интересующая нас область получила признание в обществе и была востребована в педагогическом процессе. Хотя, если проанализировать все выступления, то в основном выступающие «плавали» в названиях, в задачах, намечали стратегию, которая скорее будет тормозить развитие направления, чем способствовать его развитию, и чуть ли не больше уделяли внимание взаимоотношениям со светской этикой и другими религиозными культурами. В этом аспекте, другие конфессии оказываются более перспективными: они сохраняют свою традиционную религиозную ценность, занимаясь содержанием и защитой интересов их верующих, а не пытаются заниматься вопросами, которые итак есть кому решать. Во всяком случае, такое впечатление создалось у большинства участников Чтений.
Порадовало выступление Ю. М. Лужкова: если когда-то нам приходилось бороться с сексуальным растлением именно в столичной системе образования, то теперь мэр столицы вспоминал о попытке ввести американские растлевающие программы в учебный процесс как о постыдных и недопустимых событиях нашей жизни. Это говорит о том, что усилия народные по защите наших детей составляют самые яркие и нравственные страницы и на протяжении многих лет оказываются наибольшей опорой для укрепления авторитета наших политиков на форумах.
Радует, что если ещё несколько лет назад мне, например, приходилось обосновывать и отстаивать своё право и необходимость работать с Русской Православной Церковью в области религиозно-познавательного образования, то теперь говорится о соработничестве церковных и светских образовательных структур. Остаётся только надеяться на то, что это действительно когда-нибудь станет соработничеством, а не цепью подвохов, которые после долгого, трудного, но всё же поступательного развития направления ОПК, вдруг его затормозили и изуродовали в 2009 году. Известные и авторитетные специалисты: кавалеры орденов РПЦ, доктор юридических наук, профессор И. В. Понкин, доктор юридических наук, профессор РАГС М. Н. Кузнецов, принципиальная православная правозащитница и борец за наши права за традиционную культуру и нравственную жизнь Т. А. Квитковская - исследовали и проанализировали ситуацию, и их труд даёт возможность её исправить.
В течение многих лет всегда шла борьба за ОПК, но курс набирал силу, и в 2009 году ожидалось введение курса в федеральный компонент образования. 2009 год оказался самым коварным годом, когда, произошло весьма странное стечение событий: поддержка нового направления Президентом России Д. А. Медведевым, и тут же принятие решения о проведении Эксперимента как бы по этому направлению, но по какой-то странной модели и при этом был ликвидирован региональный компонент. Прежде всего, по концептуальным характеристикам: вместо религиозно-познавательного образования, единственно возможного в рамках образовательной программы, вводится деление детей по религиозным убеждениям и разрабатывается, видимо, религиозный подход, который по законодательству должен быть за рамками образовательной программы. На поверхности лежит задача эксперимента: продолжать навязывать идеологию толерантизма и распространения религий мира (мы слышали 25 января, что все учителя, задействованные в эксперименте, должны изучать религии мира). По результатам опроса родителей, процент желающих обучать своих детей по такому курсу в рамках заявленного эксперимента был неожиданно низким. Я склонна думать, отрицательно сказалась религиозная либерально-обновленческая направленность содержания курса. Для сравнения напомню, что раньше в пользу курса ОПК (по первому учебнику) высказывалось практически всё население, письма в поддержку и с требованиями ввести курс в программу школ приходили за тысячами подписей, были письма от молодёжи, от факультетов институтов, люди шли на митинги, требуя ввести курс ОПК. И в регионах, и в отдельных школах, где курс был апробирован, не было отказов и никогда не было конфликтов, все дети, независимо от национальности и религиозной принадлежности, с удовольствием и с огромной пользой для себя обучаются по нашим учебникам. Сегодня вы сможете в очередной раз в этом убедиться на примерах уроков с использованием нашего УМК.
Как нужно действовать в сложившейся ситуации? Нужно продолжать развивать историко-культурологическое образование, то есть ОПК в том виде, в котором оно было принято обществом, в том виде, в котором были успешно проведены многочисленные экспериментальные площадки и апробации. В очередной раз мы увидели, насколько непреодолим разрыв между чиновничьими интересами и народными чаяниями, насколько сильно сопротивление чиновничьего аппарата и насколько изощрённы методы его борьбы. И мы можем противостоять только качеством содержания и методики и любовью к России, к нашим детям. В этом чиновники нас не смогут превозмочь.
Какова степень разработанности? Сегодня по нашему комплекту создано более 40 пособий. Напомню, что именно по нашей программе созданы пособия, имеющие грифы Министерства образования и науки, в том числе для 4 класса. Наш проект объединяет 3 программы: «Культура и творчество в детском саду» для дошкольников, «История религиозной культуры» для школьного образования и «История философской мысли» для 10-11 классов.
Последние события, неудачи с написанием учебника, созданием условий для организация эксперимента, непременное требование к изучении разных религиозных культур в очередной раз убеждают нас в правильности разработки нашей программы «История религиозной культуры», её содержания и даже названия. Последние события лишь подчеркнули, что это единственный оптимальный вариант создания единой системы изучения православной культуры и иных религиозных культур в рамках единого образовательного пространства. Важно и то, что наша программа имеет историко-культурологическую концепцию, которая закрепляет традиции, а не размывает и не смешивает. Ведь для полноценного гуманитарного образования нам нужно не выдумать новые основы, как делается попытка сегодня, а необходимо изучать те основы, на которые опиралась вся культура и каждый отдельный наш писатель, музыкант, художник, общественный деятель. Для науки и для педагогической практики неважно, кто как себе представляет будущее православие, при изучении истории, или искусства, мировой художественной культуры - важно, как это было в истории. И если кто-то сегодня вдруг мечтает и готовит реформу православия, то им нужно напомнить, что независимо от результатов они как реформаторы XXI века смогут войти в историю в соответствующий раздел нашего курса по хронологии, но не как основатели православной традиции. Им история отведёт своё место и своё название. Основатель же православной веры - есть Христос, и основы православной культуры идут от Спасителя, апостолов, евангелистов, из Священного Писания и Священного Предания, из Вселенских соборов.
И ещё один самый важный момент. Мы сегодня часто слышим о социальных проблемах, о проблемах преступности, наркомании и т. д. С курсом ОПК мы всегда связывали надежды на решение этих проблем. Но всё это возможно только при одном условии: если мы сохраняем свободу каждого ребёнка и помогаем ему формироваться как ответственной личности перед Богом, совестью (для светских людей), перед ближними, перед историей. Курс ОПК был призван воспитывать чувство личной внутренней ответственности, глубокой нравственной культуры. Поэтому чрезвычайно важно не потерять духовный авторитет, то есть важен не социальный даже, не политический, а собственно религиозный авторитет Церкви. Не коммерческая или политическая мощь нам важна, таких хватает и в России и в мире, от них человек пока ещё бежит спасаться в Церковь, а корабль спасения нужен, живые образцы святости сегодня нужны от Церкви, образцы молитвенного подвига, единения с Господом, опыт стяжания благодати.
Суть религиозной жизни и её вершина - это молитвенное общение, если наша молодёжь не найдёт образцов в Церкви сегодняшней, образцов святости, богообщения, не потребительского, не мирского эксплуататорского, а именно православного отношения друг к другу, то ожидаемых результатов даже на социальном уровне мы не получим. Поэтому проблемы образования и воспитания не только в светских школе, детских садах, институтах, но и в православных образовательных учреждениях - не так просты. Конечно, от практики социального служения советских времён перейти к сознательной религиозной жизни под руководством Священного Писания и Священного Предания дело нелёгкое. Если не заниматься серьёзно вопросами воспитания, содержания образования (а не контроля), то уходящий и сегодняшний мир при столь быстром распространении принесёт в церковную среду много искушений со всеми своими современными извращениями, коммерциализацией и коррупцией.
Мы, светские люди, учителя, родители хотим уже не просто слышать про косыночки и длинные юбки, но видеть примеры православного образа жизни, служения Богу, воссоединения с Творцом. Хочется надеяться, что ещё будет расцвет подлинно духовной жизни, а не остановится всё на внешнем возрождении и распространении.
Нельзя не сказать и о проблеме языка изложения. Однажды мне пришлось слышать такое мнение, что нужно как-то так преподавать ОПК, чтобы никого не раздражать. Вспомним, что и Апостолы, получившие только что Святого Духа и умевшие говорить на разных языках свои проповеди, не могли не раздражать ярых противников, то есть людей слишком заинтересованных. Все Апостолы были гонимы и почти все приняли мученическую смерть. Фанатиков, провокаторов и сейчас имя Христово и Истина, содержащаяся в Священном Писании и Вселенских соборах, раздражает, но мы для того и работаем, чтобы формировать нормальное, культурное отношение к христианским ценностям, чтобы общество выздоравливало, а не для того, чтобы оно умирало от своих грехов, необразованности и фанатизма.
Опыт использования наших пособий в школах самых разных регионов и зарубежный опыт, многочисленные рецензии и экспертизы, в том числе экспертиза в НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре говорит о том, что такой язык нами найден. Никогда не было никаких конфликтов в практике преподавания по моим учебникам.
Мне очень не хочется в связи с этим тратить наше драгоценное время на неудачные модернистские опусы автора «нового учебника», распространяющиеся уже, как анекдоты, их итак не скоро забудет общество. Но не могу обойти один чрезвычайно важный отрицательный результат, надеясь оказать помощь: в новой концепции начисто забыта одна из главных задач нашего курса - задача повышения качества базового образования. А без этого нет смысла вообще вводить предмет ОПК, это становится чисто религиозным воспитанием, а в данной ситуации - ещё и неполноценным. Что же касается содержания и языка изложения, то трудно не согласиться с мнением, что такое могло быть занесено только идеологическими диверсантами с целью разъединения народа и насильственного изменения его ментальности: с начальной школы навязываются религиозные понятия на примерах и образах зарубежной литературы фантастического и оккультно-мистического содержания («Властелин колец», «Хроники Нарнии» и др.). То есть исходные православные традиционные религиозные слова и понятия вводятся на ассоциациях и образах, отражённых в художественном сознании протестантских и католических авторов. А нам нужен курс ОПК, чтобы повысить качество изучения великой русской литературы, русского языка, искусства и т. д. Почему всё наоборот? Чтобы начисто лишить наших детей возможности понимать древнерусскую литературу, А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Никитина, Ф. Тютчева, М. Волошина, иеромонаха Романа, и др.?
И последнее. К сожалению, провокаторы религиозных и национальных конфликтов не унимаются и продолжают бороться с историей и традиционной культурой народов, беря на вооружение извращённую форму политкорректности. Они всё ещё пытаются сделать из некоторых исторических народов и традиционных религий пугало: их нельзя называть, нельзя упоминать. Они отказывают народам в праве быть самим собой, со своей историей, со своими убеждениями, со своей традицией. Я хочу сказать следующее. Идеальных народов не было и нет, и не будет. Наиболее приближенным к идеалу будет тот народ, который сможет быть честным и справедливым, научится жить по правде. Каждому человеку дорог свой народ и его история. Но исторический и религиозный путь всех народов мира составляет бесценный опыт человечества, необходимый для дальнейшего развития культур и сосуществования народов, для формирования культуры миротворчества и в религиозном, и в политическом, и в житейском виде. Всё это предполагает знание истории, а не коммерческие проекты модернистских личных авторских фантазий.
Хочется выразить надежду, что светская и церковная части нашего государства будут продолжать идти навстречу друг другу, и со стороны Церкви будет понимание и помощь и нам, светским педагогам и родителям.
Спасибо за внимание.
Алла Валентиновна Бородина, автор и разработчик курса «Основы православной культуры», кандидат культурологии, член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н.Толстого, президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образованию и культуры «Основы православной культуры»
27 января 2010 г.