На днях, в праздник святой равноапостольной Нины, московский храм святителя Филиппа, митрополита Московского, что в Мещанской слободе, был переполнен. Известнейшие представители православно-патриотической общественности России - политики, писатели, ученые, режиссеры, актеры - прощались с женщиной, имя которой, как правило, не упоминалось в первых строчках православных и светских хроник. И, тем не менее, многим было известно то большое значение, которое - и прямо, и опосредованно - имела эта женщина для судеб нашей страны.
25 января после недолгой, но тяжелой болезни скончалась супруга председателя Союза писателей России Валерия Ганичева Светлана Федоровна.
«Она, - как сказал для «Русской линии» писатель Владимир Крупин, - очень достойно несла высочайшее звание жены человека, который вознесен человеческим доверием на такую степень известности и приподнят над обыденностью. Светлана Федоровна всегда не только соответствовала этому званию, но и была в известной степени душевной окормительницей Валерия Николаевича».
Ушла в мир иной его соратница, хранительница, «заботница и молитвенница», как сказал о ней Валерий Николаевич несколько лет назад. Его надежная спутница по жизни в течение пятидесяти (!) лет.
Ничего не было в их жизни случайного (впрочем, как и в жизни любого из нас).
Молодой историк Валерий Ганичев обрел эту улыбчивую, светлую девушку в городе Николаеве, куда приехал по распределению после окончания Киевского университета. Гораздо позже он назовет (исторически обоснованно, однако ж не без личного подтекста) одну из глав своего романа «Росс непобедимый» о блистательном адмирале Федоре Ушакове «Николаев - город невест».
Позже будут тридцать лет его работы в архивах Москвы, Петербурга, Одессы, Николаева, Херсона, греческого острова Корфу: романы и повести о славном флотовожде, письмо Святейшему с просьбой рассмотреть возможность канонизации Федора Ушакова и - прославление в 2001 году святого праведного воина Феодора.
А тогда Валерий Ганичев не придавал особого значения тому, что его отец родился в Рыбинске, на родине адмирала. Мать же его будущей супруги, Анастасия, появилась на свет в семье лесника в местечке Селищи, рядом с Санаксарским монастырем, и всю жизнь вспоминала о Мордовии и великом Ушакове, похороненном в Санаксарах. Когда Насте исполнилось 13 лет, барыня увезла ее в Николаев. Здесь она нашла свою судьбу. Здесь в страшном 1937-м родилась дочь Светлана, которая никогда не видела отца, стропальщика николаевского судостроительного завода. Федора забрали тогда же и лишь в 1952 году сообщили семье о реабилитации невинно расстрелянного.
Поразительным образом в те времена, когда клеймо «семья врага народа» делало людей, по сути, членами касты неприкасаемых, Светлане удалось поступить в Николаевский пединститут и закончить физико-математический факультет. А дальше любимые - муж, семья, работа. И всю жизнь она хранила главную великую любовь - к Богу. Благодаря маме, которая, оставшись без мужа, с тремя детьми на руках, воспитала их в глубокой вере... Еще в юности, работая в комсомоле, будучи пионервожатой, девушка ходила в церковь. В те опасные времена.
В шестидесятые годы ХХ века ее 33-летний муж возглавил журнал «Молодая гвардия» и крупнейшее одноименное издательство. Валерий Ганичев из жизненного примера своих отца и матери вынес ощущение глубинной цельности народной души. И еще более укрепляла его в этом осознании супруга, хранившая связь с подлинным фундаментом духовности народа. В «Молодой гвардии» впервые официально заговорили о народном духе, русских основах, сохранении памятников культуры и истории. Серия «Жизнь замечательных людей» отныне несла образы не только пламенных революционеров, но и героев России, воплотивших в себе идею национального самосознания.
Однако книжки и прочие разговоры про народ и его душу Политбюро не поддерживало, и на Валерия Николаевича накатывала то одна, то другая опала. Светлана Федоровна, преподаватель Высшей комсомольской школы, всегда была рядом. Добрая, легкая, радостная, умная - она, хрупкая, едва достававшая до плеча своего стройного мужа, всегда была его опорой и крепким тылом. И, похоже, действительно мягким воспитателем и окормителем.
Валерий Николаевич вспоминает, что, когда он, наконец, в восьмидесятые годы крестился, Светлана Федоровна радовалась больше, чем он, еще не понимавший до конца, какое великое чудо произошло с ним.
Хранительница семейного очага, она была и великолепной хозяйкой (неслучайно, между прочим, в 2003 году вышла ее книга «Кремлевская кухня», собрание кулинарных рецептов от российских императоров и русских крестьян), в ее руках все спорилось, за какое бы дело она ни бралась. Их дом постоянно был полон народа - столько друзей-гостей, что сесть негде и яблоку негде упасть.
Писатель Валентин Распутин, вспоминая сейчас о Светлане Федоровне, говорит, что «она умела создать и сохранить где бы то ни было самую добрую обстановку. Она никогда не превозносилась, но от нее много зависело. Она никогда ни о ком не забывала. Светлана Федоровна была действительно очень добрым человеком. Лишь посмотришь на нее, улыбка появляется и поднимается настроение. Даже когда она в сию минуту не смотрела на тебя, ты, видя ее, все равно чувствовал, что согрет этой добротой».
В 1987 году в Смоленске на Днях славянской письменности и культуры Ганичевы познакомились с владыкой Кириллом, митрополитом Смоленским и Калининградским. А в 1993-м появился известный нынче всей России Собор, вскоре названный Всемирным Русским Народным Собором (ВРНС). Возглавил его Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, его заместителями стали митрополит Кирилл и Валерий Ганичев.
За эти годы владыка Кирилл, сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси, очень подружился с Ганичевыми. В 2004 году на праздновании 70-летнего юбилея Валерия Николаевича владыка, говоря о юбиляре, выразил благодарность и его супруге: «Это образ русской женщины - красивая, умная, интеллигентная, тактичная, любящая своего мужа и все умеющая делать. Светлана Федоровна, в том, что Валерий Николаевич достиг таких высот и так много сделал на благо Отечества, огромная ваша заслуга, низкий вам поклон и глубочайшая благодарность за все то, что вы делали, делаете и, конечно, будете делать...»
В 1994 году Валерия Ганичева избирают председателем Союза писателей России. И с этих пор писательские пленумы проходят в Орле, Омске, Иркутске, Астрахани, Нижнем Новгороде... В 2001 году - посвященный 100-летию Транссибирской железнодорожной магистрали знаменитый «пленум на колесах»: от Екатеринбурга до Владивостока.
И во всех поездках рядом с Валерием Николаевичем верная неутомимая супруга - работа ли это пленума, выездное заседание ВРНС или поездка членов московского отделения СП России по святым местам.
В прошлом, юбилейном году их совместной жизни, Валерий Николаевич и Светлана Федоровна побывали во многих местах. В сентябре они посетили Святую Землю и день своей бриллиантовой свадьбы провели в Кане Галилейской, там, где Господь наш Иисус Христос совершил Свое первое чудо - превратил воду в вино на брачном пиру будущего апостола Симона Зилота. Такое «воспоминание о чуде» подарил Валерий Николаевич своей дарованной Богом «заботнице и молитвеннице»...
Не раз приходилось Светлане Федоровне сугубо молиться о здоровье Валерия Николаевича. И, слава Богу, вместе с дочерью Мариной и внучкой Настей вымаливала. Приходилось и им вымаливать свое солнышко. Сейчас, в январе они молились особенно горячо: Светлана Федоровна была между жизнью и смертью.
Да, мы любую нашу просьбу, любой вопль ко Господу должны заканчивать: «Да будет воля Твоя...» Мы не знаем, почему так судил Господь. Он, любящий Отец, знает...
В храме сразу после отпевания новопреставленной рабы Божией Фотинии два замечательных наших писателя Валентин Распутин и Владимир Крупин независимо друг от друга произнесли одно и то же: «Светлана Федоровна была по-настоящему второй половиной Валерия Николаевича. И сейчас действительно у него оборвалась половина жизни. Дай ему Бог сил физических, душевных, духовных. У него есть дочь и внучка. У него есть Союз писателей России». Добавим, - и Всемирный Русский Народный Собор.
В конце отпевания заупокойную службу совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Пожалуй, многие из присутствовавших там согласятся: он был печален. В своем слове он сказал:
- Светлана Федоровна была человеком душевной широты, неравнодушия к судьбам близких своих и дальних. Она принимала живое участие во многих значимых событиях, особенно в трудные 90-е годы, во всем поддерживая своего супруга Валерия Николаевича, внося очень важную духовную религиозную струю, в том числе в решение тех насущных проблем, которые волновали тогда нашу страну.
Я всегда чувствовал какую-то близость сердечную к Светлане Федоровне. Всегда рад был встречам с ней, с большим умилением воспринимал ее заботу о себе.
Господь призывает в жизнь вечную нас тогда, когда это для нас полезно. Только так можно понять неожиданный уход из жизни. Особенно тех людей, которых мы любим, которые занимали большое место в жизни многих.
Мы будем молиться о том, чтобы Господь принял ее душу в Свои небесные обители. Мы также будем молиться о том, чтобы светлая память Светланы Федоровны жила долго, чтобы Господь утешил, залечил раны Валерия Николаевича, дочери, всех тех, кто был согрет ею. Ничего не происходит в нашей жизни без воли Божией. И если Бог совершает нечто, что по человеческой немощи ранит нас, Он даст и силы преодолеть скорбь. Храни вас Господь!