«Противостояние Царя Ивана IV и митрополита Московского Филиппа»

Круглый стол в обществе друзей Исторического музея

Семен Владимиров 
"Царь" 
0
20.01.2010 242

27 декабря 2009 года в помещении Государственного Исторического музея состоялось совместное заседание Общества друзей ГИМ и Научного Совета по религиозно-социальным исследованиям РАН, по теме: «Противостояние Царя Ивана IV и митрополита Московского Филиппа». В наше время эта тема, при всей своей видимой академичности, остается одной из самых актуальных и востребованных исторических тем, к которой небезразличны очень многие люди и отнюдь не только из числа специалистов-историков.

Митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного. Гравюра по картине В.В. Пукирева. 1875После открытия заседания и вступительного слова президента ОДИМ А. А. Бондарева и зам. директора ГИМ по науке В.Л. Егорова выступил ученый секретарь НС РСИ РАН Е.И. Новоселов. Он вкратце проинформировал собравшихся о работе представляемого им Совета, рассказал о последних научных изысканиях ученых Совета, о проведенных недавно конференциях и семинарах. Докладчик подчеркнул огромную значимость религиозно-социальных исследований именно в условиях современного общества, в том числе и прежде всего российского, для которого воинствующая бездуховность и агрессивное потребительство являются, пожалуй, главной болезнью. Вторую часть своего выступления Е.И. Новоселов посвятил краткой характеристике книги известного православного писателя Д.М. Володихина «Митрополит Филипп» (серия ЖЗЛ, изд. Молодая гвардия). «Автору удалось на основании кропотливой работы с источниками а также широко используя метод научной реконструкции движущих мотивов, интересов, целей известных деятелей того времени и менее известных исполнителей их приказов, создать интереснейшее повествование, которое с равным основанием можно отнести к историческим исследованиям в традиционном смысле слова и к художественной литературе. - сказал докладчик. - Исторические персонажи, о которых все мы кое-что знали, но которые при этом были от нас очень-очень далеки, поистине ожили, ибо прежде мы знали только об их действиях, а теперь благодаря Д.М. можем представить себе, что они думали».

Естественным продолжением этого доклада явилось выступление самого Д.М. Володихина. Автор известной монографии о митрополите Филиппе вкратце познакомил собравшихся со своей концепцией вышеупомянутой коллизии. В отличие от таких классических исследований об эпохе Ивана Грозного, как, например, известная монография Р.Г. Скрынникова «Святители и власти» (где анализируется в основном фактура событий и без подробных ссылок на которую ныне не может обойтись ни одно исследование на данную тему), докладчик сосредоточился на духовной мотивации поступков царя и митрополита. Он напомнил, что «в середине жизни царь Иван IV лишился замечательного духовного наставника - митропополита Макария, по совету которого в 1547 г. семнадцатилетний великий князь Московский венчался царем и женился на Анастасии из рода Захарьиных». Макарий скончался в 1564 г. Вскоре после этого «царь поддался своим страстям: гневу, страху, унынию, отринул евангельскую любовь, без которой не стоит вера, без которой она бессмысленна... Он возжелал править, устрашая подданных смертями виновных и невинных». Митрополит Филипп, напротив, «страху не поддался и решил твердо стоять в истине». Противостояние властителя и пастыря, по мнению Д.М. Володихина, возникло из-за разного понимания ими той самой «симфонии власти и священства», которую наши предки восприняли у Византии».

Следующим выступающим стал историк и сектовед, профессор Свято-Тихоновского Университета А.Л. Дворкин, автор известной монографии об Иване Грозном. Докладчик вкратце повторил свои известные положения (начало такому подходу было положено теперь уже довольно давно, в частности, в трудах прот. Георгия Флоровского и других представителей русской эмигрантской мысли XX в.) о влиянии на мировоззрение Ивана современной ему западной мысли, в частности, сочинений Н. Макиавелли. По мнению докладчика, именно под влиянием «Государя» - основного сочинения Макиавелли (которое могло быть известно царю, в частности, через посредство Ивана Пересветова) и произошло искажение Иваном православной «симфонии» в понимании природы и задач царской и церковной власти, отход от византийской (то есть восточно-православной) «симфонии» в сторону западного абсолютизма. Однако докладчик не стал подробно останавливаться на этих положениях, полагая их слишком известными, а вместо этого рассказал о своей работе в качестве консультанта съемочной группы фильма Павла Лунгина «Царь», в котором сам профессор сыграл одну из эпизодических ролей. По свидетельству А.Л. Дворкина, работать консультантом в этом фильме было очень непросто, поскольку, к примеру, различные костюмы для актеров, не соответствующие реалиям эпохи, готовились заранее, до всяких консультаций, а затем их отказывались переделывать, поскольку деньги, отпущенные на костюмы, были уже истрачены. И т.д.

Этот рассказ послужил своеобразным переходом ко второй части дискуссии, посвященной фильму «Царь». Старший научный сотрудник ИРСИ, ответственный редактор журнала «Проблемы развития» В.П. Семенко в начале своего выступления в целом согласился со взвешенно критической оценкой фигуры царя Ивана IV, изложенной в докладах Дворкина и Володихина. В частности, по мнению докладчика, в анализе того переворота, который произвел Иван в древнерусском понимании власти, следует опираться на известную трилогию нашего выдающегося исследователя Б.А. Успенского «Царь и Бог. Царь и Патриарх. Царь и самозванец». Иван не просто отошел от «симфонии» в сторону абсолютизма, заявил Семенко, но создал идеологическую почву для последующей смуты, для «смотра самозванцев», поскольку воспринял свою харизму царской власти, как бы положенную по должности (в этом она подобна харизме священства: «Святость священства есть святость Церкви, а не личная святость» - прот. Сергий Булгаков), в качестве харизмы именно личного достоинства, что и легло впоследствии в основу самой идеи и «мифа» самозванчества. Будучи законным, венчанным царем, Иван часто вел себя фактически как тиран, узурпатор. Докладчик вспомнил безвременно ушедшего от нас выдающегося историка В.Л. Махнача, который, продолжая линию Скрынникова, внес большой вклад в развенчание мифа царя Ивана.

Однако такой критический взгляд на фигуру Ивана IV, по мнению докладчика, никак не может помешать справедливой оценке фильма «Царь» как русофобского и антихристианского. Прав Володихин: фильм более чем далек от реальной истории России. (Анализ докладчиком данного произведения см.: http://www.rusk.ru/analitika/2009/11/27/bol_shaya_lozh_pavla_lungina/). Оценка докладчиком фильма Лунгина вызвала возражения со стороны А.Л. Дворкина и Д.М. Володихина, которые разошлись с Семенко в трактовке некоторых ключевых эпизодов фильма, считая Лунгина в целом христианским художником. Развернувшаяся при участии многочисленных ученых и любителей науки дискуссия была прервана председателем, напомнившим участникам о регламенте. В заключение выступила председатель Совета молодых ученых РАН В.А. Мысина, которая призвала собравшихся не увлекаться самодовлеющим обсуждением академических проблем и не забывать о нравственном состоянии современного российского общества. Такие фильмы, как «Царь», не воспитывают в нашей молодежи уважения к отечественной истории, сказала она, не открывают никаких идеалов. Они объективно вредны. Почему никто из вас не говорит об этом?

Закончилась дискуссия во вполне дружеских тонах, в лучших научно-академических традициях. Участники расстались с твердым намерением продолжить свои необычайно интересные и полезные встречи. Остается лишь сожалеть, что в обсуждении не принимали участия такие исследователи - апологеты царя Ивана Грозного, как Л. Болотин, Д. Хвалин или В. Манягин, которые вполне могли бы достойно оппонировать заявленным участникам.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. за Царя

Еще нехватало Игоря Фроянова.

Константин / 23.01.2010 14:00

2. Благодарность и уточнение

Дорогой о ГОСПОДЕ Семён Владимиров (простите ХРИСТА ради, что без Отчества)! С Праздником Крещения ГОСПОДА нашего ИИСУСА ХРИСТА! Многая и благая лета Вам, здоровья и творческих успехов! Сердечно благодарю Вас за причисление меня, многогрешного, к исследователям-апологетам Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Великая для меня честь оказаться в таком замечательном ряду. Правда, апологет — это защитник, а я считаю, что Святой Благоверный Царь защищает в жизненных путях меня, а не я Его светлую память! Кстати, Дмитрий Михайлович Володихин в прошлом году был моим оппонентом на защите моей дипломной работы о Соборе 1598 года. Хотел бы здесь уточнить, что моего соратника Хвалина зовут Андрей Юрьевич, но ни как ни Д.Хвалин. Полагаю, редакторы «Русской Линии» могли бы исправить эту оплошность в тексте, чтобы не смущать других читателей и самого Андрея Юрьевича. Заранее им благодарен…

Леонид Болотин / 21.01.2010 13:16

1. понравилось

по мнению докладчика... Прав Володихин: фильм более чем далек от реальной истории России. ... Оценка докладчиком фильма Лунгина вызвала возражения со стороны ... Д.М. Володихина :)

мишка / 21.01.2010 07:59
Загрузка...
Семен Владимиров
«Противостояние Царя Ивана IV и митрополита Московского Филиппа»
Круглый стол в обществе друзей Исторического музея
20.01.2010
Все статьи Семен Владимиров
"Царь"
Как Лунгин научит нас Родину «любить»!
Профессор Валентин Семёнов об антирусском сериале известного режиссера
03.04.2015
Второе счастье Охлобыстина
Иерей Александр Шумский считает, что деятельность скандального актера-священника создает очень нехороший прецедент в Церкви
17.05.2014
Все статьи темы
Последние комментарии
А я Собянина понимаю…
Новый комментарий от Анатолий Степанов
19.06.2021 20:50
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
19.06.2021 19:58
Нас от таких фильмов тошнит!
Новый комментарий от Георгий Н.
19.06.2021 18:11
Национализм – это зло или благо?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.06.2021 17:26
Вакцинация: Президента России можно игнорировать?
Новый комментарий от печеклад
19.06.2021 10:31
Грядёт второй Амман?
Новый комментарий от влдмр
19.06.2021 09:20