Министр культуры Свердловской области Наталья Ветрова и заместитель директора Свердловского областного краеведческого музея по развитию Владимир Быкодоров снова представляют в Екатеринбургском Областном краеведческом музее... сатанинскую выставку.
Маленький улыбчивый человечек в Екатеринбурге торжествует.
За маленьким человечком «великие» и громкие дела. В 1987 году инструктор райкома коммунистического союза молодежи Владимир Быкодоров прославился тем, что организовал снос более 260 могил екатеринбуржцев на городском Ивановском кладбище. Самая настоящая экстремистская акция в угоду агонизирующей КПСС, последний пиар-проект коммунистов - так называемый «Мемориал памяти коммунаров». Скульптор коммунарского монстра Константин Грюнберг - запомним имя: это его скандальная композиция «Семья Романовых» оскверняет сегодня пространство перед входом в храм Всех святых в Земле Российской просиявших на месте убийства Государя Николая, Его Августейшей Семьи и оставшихся верными подданных. А в 1987 году Грюнберг со-товарищи раскинул бетонное «хамово полотнище» в восточной части кладбища, уповая на тупость горожан. Конечно же, по замыслу «авторского коллектива», горожане должны были, проходя к могилкам и к единственному тогда действующему в городе храму Иоанна Предтечи и Крестителя, попутно невольно поучаствовать в некоем эзотерическом ритуале. Надпись на мемориале весьма недвусмысленно и даже угрожающе уведомляла (и сегодня уведомляет!) о том, что в каждом деле потомков есть доля дела «коммунаров»...
Безпрецедентные меры были приняты, чтобы сломать сопротивление родственников упокоенных на главном городском кладбище. Шантаж, подлог, бешенная газетная и телевизионная ложь - для успокоения общественности, лишь едва встрепенувшейся... и травля тех, кто сопротивлялся хамову безрассудству. Даже гласность не смогла тогда остановить бульдозеры.
Хлебным местом для маленького человечка в перестроечные годы стал дом, в котором отдыхал цареубийца Янкель Юровский, когда вершил «здесь по приказу тайных сил» расправу над руководителем государства. «Музей истории комсомола» перелицевался ПОД НИМ в «Музей молодежи Урала». «Кубло» работало творчески и с самозабвением. Инфернальный антураж дома был воплощением идеи самого политического «историка» Быкодорова. Его духовный плод. Антураж, впрочем, не мешал большинству посетителей быкодоровской тусовки. «Прикормленные» журналисты (выражение Быкодорова) и политики смело спускались в цокольный этаж, где их встречали чудовищные композиции из бредовых следов разрушающегося сознания. Здесь «рождались» и утверждались идеи, которые позднее выливались на головы екатеринбуржцев и гостей города как некие «элитные гуманитарные» проекты для новой ТОЛЕРАНТНОЙ России.
Время от времени я обнаруживала в культурном постперестроечном пространстве Екатеринбурга не просто знаки некоего эстетического экспериментирования. Город медленно, но последовательно и упорно ввинчивался через выставочную среду в некую целостную систему ценностей и отношений. Среду явно неестественную, явно чужеродную. Для русского города. Для человека. Выставочная среда четко дифференцировалась на искусство «для народа» и искусство «для молодежи» (?!) Государственные и муниципальные площадки (замечу, не частные арт-салоны) наполнялись с завидной регулярностью и изощренностью подачи богомерзкими перфомансами, сублимациями, супрематизмами и трансмутациями под плоскоюморную шутиху «плазмы». В числе гостей презентаций всегда ответственные лица министерства культуры Свердловской области («крыша») и лидеры бизнеса (местная и московская «крутизна»). Деньги под обеспечение выставочной части проекта в основе всегда - бюджетные, под «спонсорскую пыльцу».
Читатель помнит дурно пахнувший проект Пьера Кристиана Броше «Будущее зависит от тебя: Новые правила игры». Екатеринбург, октябрь прошлого года, все тот же областной музей. (Справедливости ради, надо сказать: Броше был явно напуган екатеринбургским приемом, как были напуганы и министерские и музейные сюртуки и колготки). Организатор «светопреставления» - все тот же улыбчивый человечек. На самой презентации его не было: приболел. Ни министр культуры Свердловской области Наталья Ветрова, ни прокурор Ленинского района Екатеринбурга не посчитали необходимым повести себя законопослушными гражданами России. Плюнули, одним словом, в человеческое достоинство возмутившихся граждан Среднего Урала. Плюнули в русскую православную душу. Забыла испуганная, было, казачка Ветрова свое обещание приглашать общественность (в том числе, при необходимости, православное священство) на утверждение новых выставочных ангажементов. Потому и новая попытка смешать с грязью понятие РУССКАЯ КУЛЬТУРА была поддержана министерством культуры вполне лихо и вполне материально.
«Уважаемые дамы и господа! Организаторы Выставки предупреждают об использовании в экспозиции «острых визуальных форм» и не рекомендуют знакомство с данными произведениями посетителям, не достигшим 20 лет, а также людям, не приемлющим ненормативную лексику», - такой вот ремаркой снабдил организатор ассортимент вовсе не художественного дерьма. Правда, организатор «запутался в показаниях»: на первом этаже музея афиша утверждает среди прочего: «50 рублей - специальная цена для пенсионеров, студентов и школьников». Музейные исповедницы-смотрители уведомили: десяток посетителей добрел до четвертого этажа после презентации 18 ноября... Ажиотажа нет. Спасибо «свиному гриппу» и «кризису». Нет и культовой рекламы. Выставка провальна с самого начала. И даже при том, что прячется за лукаво-простодушным названием «РУССКАЯ ШЕЛКОГРАФИЯ». Почетные члены УОЛЕ в гробах переворачиваются: уважаемая общественная организация указана в «группе поддержки» на афише. Министерство культуры не решилось презентоваться открыто в «чреватом» деле.
Экспонатам еще месяц действовать на нервы посетителей. Если у кого-нибудь терпение не лопнет. От «острых визуальных форм». И если кто-нибудь не решится, наконец, взглянуть прямо в глаза маленькому человечку и предложить уйти, как не бывшее. Вместе со своей любимой похабщиной. Тем более, что и «телефончик» организатора (в купе и продавца богомерзкой продукции) оставлен на музейном столике.
Постскриптум для русского человека. Не увидела я двух «произведений», которые удалили с выставки сразу после презентации. Собственно, о них мне и рассказал один из посетителей музея, уважаемый в Екатеринбурге человек. Первый сюжет прост, как анекдот. Занавесочки. Натуральные. За занавесочками... похабный мат. Другой сюжет: Кабинет Президента. Китайцы. Блуд.
А вы говорите: Россия для Русских...