I.
Из «Русско-украинского словаря» (Киев, «РШ», 1979): апельсин - помаранч; оранжевый - оранжевий, жовтогарячий. На Украине известные события 2004 года, приведшие к власти Президента Треттього Туру, чаще называют Помаранчева революцiя. Название Оранжева революцiя выдаёт «несвидомого хохлокацапа». Жовтогаряча революцiя не используется на письме и устно вовсе. Видимо, вторая часть составного слова - гаряча - может поставить под сомнение подчёркнуто мирный характер поворота от авторитаризма российского типа к «молодой демократии». Апельсин же, то есть помаранч, брошенный в инакомыслящего, хоть и способен поставить отметину под глазом, но исключительно апельсиново-помаранчевого (оранжевого) цвета. Заметьте, на благо пострадавшего, «не демократа», ибо он тем самым окрашивается в колер победителей.
II.
Взяться за сие публицистическое творение понудила меня статья Е.Гофмана и С.Минакова «О феномене киевского русского оранжизма» (выделено мною - о. С.). Её широко разместили на своих электронных страницах многие сайты, например, http://russkie.org/index.php?module=fullitem&id=16389
Статья вызывает естественную озабоченность, как напоминание об эпидемии, что охватила южных соседей, в том числе немалую часть русскоязычных. Невольно задумаешься... Кстати, а как у нас в собственном доме? Вспомнились родные московские оранжоиды, к которым осенью 2007 года привлёк внимание читателей публицист Сокуров-Величко серией статей, зачатой «Охотой на бронтозавра» (http://ruskline.ru/st.php?idar=105030). Да вот ссылка, под рукой: http://russkie.org/index.php?module=fullitem&id=11706.
Заинтересованным проблемой рекомендую заглянуть, прежде чем читать моё сочинение. Ведь моя сегодняшняя тема - это продолжение той, двухлетней давности, которая привлекла действенное внимание местной патриотической молодёжи. И не только её...
Всем тогда казалось, что «оранжевое пятно» в центре столицы надёжно «зачищено» от русофобов, вдохновляемых тенью поэта-некрофила Маланюка. Московская Библиотека украинской литературы (далее БУЛ), ставшая их штаб-квартирой при директоре В.В. Слюсарчук, приняла образ культурного учреждения России благодаря умелым и решительным действиям нового директора. Справедливо отметить, что достопамятная Валентина Валерьевна, всесторонняя деятельница в книжных сферах, была лишь старательным дирижёром своеобразных лицедейств в стенах, где мёртвые говорят, а живые молчат (перевод с латыни). Вдохновителем же и организатором известных мероприятий здесь являлся патриарх незалежного библиотечного дела, украиник (украинист) В. Кононенко. Москвич по рождению, сменивший российское гражданство на украинское, но не сменивший места проживания(!), длительное время промышлял антироссийской и русофобской пропагандой посредством ввоза из Украины в Россию соответствующей литературы (распространялась в Москве, пополняла библиотечные фонды). Обоснованный, подтверждённый судом отказ нового директора БУЛ продлить с ним контракт устранил основное, по моему мнению, препятствие к нормализации библиотечной жизни. Но спросите у высоких лиц, ответственных за культуру мегаполиса, куда полетели брызки померанча при генеральной уборке в уникальной, не имеющей аналога библиотеке (никто из московских инородческих землячеств, кроме украинского, не имеет подобной). Вот и я спрашиваю. И, не надеясь на удовлетворительный ответ, иду по «цитрусовым следам». Увы, следы остались.
III.
Что касается украиника Кононенко, он остановлен. Во всяком случае на границе. При очередном выезде на историческую родину за очередной порцией книжного товара (в основном, литература круга Гуцало и Штэпы) ему отказано на въезд в пределы в РФ. Да, способный и опытный недруг всех явлений русскости наконец-то лишён возможности гадить в своей колыбели, но дело его у нас живёт и, похоже, временами и местами побеждает. Не без поддержки нашего славного отечественного чиновничества. Хочется верить, поддержки невольной, так сказать «по рассейской рассеянности».
Нет, нет да и подают голос некоторые руководители и определённых взглядов активисты ОУР-ФНКА УР. Как подтвердила их прошлогодняя встреча в Москве с президентом Ющенко, они принимают последнего за «нашего президента». Значит, являются в той или иной мере апологетами «оранжевой» власти на Украине, т. е. недружественной России, что согласуется с мнением президента РФ («не их президента»). Этих лидеров и их «ближнюю дружину», возбуждающих определённо окрашенные настроения в организациях украинцев России, интересуют в Москве не столько учреждения украинской культуры, сколько легитимные плацдармы идей «свитового украйинсьтва», направленных против восточнославянского, русского (руського) единства. Для этого все средства хороши. Свежо в памяти их письмо в адрес мэра Москвы и Президента РФ, в которых обращается внимание первых лиц столицы и страны на (по их мнению) «продолжающийся развал» БУЛ якобы засевшими там «украиноненавистниками» при том, что из библиотеки буквально бегут специалисты, владеющие мовой. Обращаю внимание на подчёркнутое. В нём завязка настоящей статьи.
IV.
Воистину, умом Россию не понять. Сию мысль по-своему выразил дедушка Крылов раньше лирика Тютчева в басне о щуке, брошенной в речку. Напомню, таково было наказание за щучьи провинности. В.В.Слюсарчук, директорство которой в БУЛ привело к описанным событиям, «бросили» на другой участок культуры, на этот раз сугубо русский. Видимо, предполагалось, что, лишившись мовной почвы, она заговорит на ином языке. Короче говоря, её «наказали» переводом в ЦБС-2 (библиотечная система из 6-и библиотек), на должность... не поверите... руководителя!!! Вслед за шефом туда упорхнули несколько верных предводительнице и общему призванию работников-украиников. Причём, с должностным повышением (!) на места, энергично освобождённые Валентиной Валерьевной от старых опытных работников различных библиотек системы для своих креатур. Массовое переселение не грозит активным переселенцам забвением родной речи. Наоборот, в столице РФ произошла некая искусственная (не без насилия!) микроукраинизация нескольких городских библиотек, не имеющих в своих фондах литературы на мове. Сейчас там по инициативе Слюсарчук пошла мода на «дни украинской культуры» - явление конечно отрадное, но надо помнить, что стоит за ним бывшая покровительница Кононенко, и задаться вопросом - какова цель начинания. Не оставят ли брызги orange’а заметных пятен в других библиотеках столицы?
V.
Все переходы-увольнения-назначения-перестановки осуществлялись, разумеется, при согласовании в ГУК ЦАО г. Москвы. Потому «разумеется», что произошедшая в начале лета последняя утечка «украинских мозгов» из БУЛ подтверждается и одобряется (мало того - обосновывается некими «побудительными мотивами») заместителем начальника ГУК ЦАО О.А. Стрешневой. Значит, не возражает и куратор из названного управления культуры госпожа Егорова. Не так ли?
О последней «утечке» подробней. В июне ушла из БУЛ очередная украинистка Е. Мальцева. Хотя в БУЛ она не была обделена благами (её дважды, в виде поощрения за будущие успехи, выдвигали на Золотой формуляр), молодую женщину можно понять - сразу заметный рост: из библиотекаря 13 разряда - на место заведующей(!) одной из библиотек ЦБС-2, конкретно библиотеки №24. Во всяком случае, именно такую должность (по словам соблазнённой) ей сулила Слюсарчук. Не понятно, правда, зачем библиотеке семейного чтения понадобился специалист, явно не доросший до такой должности. Притом, место ведь было занято, «живое»: на нём находилась безупречный, со стажем в 20 лет, уважаемый специалист М.А.Доронина. Но, похоже, в «зачистках» Слесарчук набила руку. И освоила метод изощрённого давления, по которому обречённые на «зачистку», как бы по внутреннему позыву, «по собственному желанию», уступают насиженное место алчущим карьерного взлёта за счёт приставных крыльев. На Дорониной метод сработал также успешно. Специалист, ещё и не думающая о пенсии, с завидным по чистоте послужным списком, проявила слабоволие - уступила давлению, запугиванию (а вдруг хуже будет, если не соглашусь!? - призналась она). Подписав все необходимые в таком случае бумаги, дала перевести себя в библиотеку №88 с понижением в разряде, с потерей ощутимой суммы зарплаты. А оскорблённое самолюбие! А честь женщины-труженицы! Ей бы объявить во всеуслышание о моральном насилии, которым она подверглась; потребовать административного расследование преступления и возвращения пострадавшей на прежнюю должность. Так нет, Доронина посчитала безопасным для себя просто уйти из последней библиотеки куда глаза глядят. Понимаете, русский человек в России стал бояться преследования украиников (!!!).
VI.
Счастья баловница Мальцева, ещё не взойдя на лестницу успеха, всем своим видом и поведением в нарушение этики и КЗОТа демонстрировала надёжно прикрытые тылы. Такое поведение характерно для участников большого, хорошо продуманного плана единомышленников. Её не остановило даже опасение огласки «библиотечной истории» с одной из креатур Кононенко, роль в которой ей была прощена в расчёте на лояльность к учреждению в не простые времена «охоты на бронтозавра».
Е.Мальцеву именно «ушли». То есть увели. А ещё точнее - устроили бегство специалиста, владеющего мовой. Ничем иным «продолжающийся развал БУЛ» участники змови (сговора) подтвердить не могли. Ведь оправдательного ответа на последнее письмо «голов» ОУР-ФНКА УР Президенту РФ так и не последовало. И надежд на громкий «реванш» у «обиженной» Слюсарчук всё меньше. Оранжоиды московського походження, поощряемые из суверенного зарубежья похвалами, наградами, предполагаю, и более существенным, не упустят благоприятной возможности нанести очередной болезненный удар по БУЛ, чтобы вновь активизировать накал страстей. Притом, они могут рассчитывать на нейтральную позицию местной власти от культуры, вызваемую естественным желанием спокойного существования. Что ей обвинения в бессилии, в непатриотизме! Есть надёжный щит - лукавая пресловутая политкорректность.
IV.
Директор ЦБС-2 В.В. Слюсарчук должна быть остановлена в преступном (с какой стороны не посмотри) сманивании кадров оттуда, где они необходимы виду своих специфических знаний. Преступны и её методы освобождения завидных стульев в подчинённых ей библиотеках. Теперь вместо одного оплачиваемого из московского бюджета центра русофобии могут появиться несколько - по числу библиотек ЦБС-2, заселяемых креатурами Слюсарчук. Безоглядная, основанная на «личных симпатиях» поддержка В.В. Слюсарчук со стороны отдельных руководящих лиц ГУК ЦАО не может не только не оправдываться, но должна рассматриваться как нанесение вреда интересам России, не зависимо от того, целевая ли это поддержка или «так получилось»... «Дело Кононенко» - это дело, зачатое в соседней нам стране, где во власти сегодня - русофобы, продемонстрировавшие нам «братерськi почуття» зенитными ракетами в небе Осетии и Грузии, коротко говоря. А то ли ещё будет! Неужели демонстрация молодёжи под окнами БУЛ ничему нас не научила?