Благодарю Губернатора Курганской области Олега Алексеевича Богомолова, Правительство области в лице Александра Германовича Мазйина, Высокопреосвященного Архиепискова Курганской и Шадринской епархии Владыку Константина, Главу администрации Шадринска Алексея Геннадьевича Кокорина и уважаемую Людмилу Ивановну Пономареву - профессора, ректора Шадринского государственного педагогического института за любезное приглашение в работе настоящего форума. Рад видеть в этом зале внушительную делегацию профессоров Уральского института бизнеса имени Ивана Александровича Ильина во главе с ректором, протоиереем Александром.
Екатеринбургская епархия совместно с Уральским институтом бизнеса и Духовно-просветительским центром Ивана Ильина готовится к проведению в 2009 году уже Седьмых Международных Ильинских научно-богословских чтений. Их основное направление - "Духовно-нравственный путь развития России". И оно не только обосновано, оправдано, но и выстрадано, говоря словами Ивана Ильина "всем нашим историческим опытом и патриотической скорбью", злобой дня, нашей твердой верой в достойное будущее России. И мы очень рады тому, что шадринцы как эстафету продолжают наше начинание и проводят в Зауралье Ильинские молодежные научно-богословские чтения.
Ведь 2009 год объявлен в стране годом молодежи. В жизнь вступят новые поколения. Их становление и духовно-нравственное самоопределение происходит в кардинально изменяющихся общественных и социально-культурных условиях. Так, мы можем говорить уже о четвертом постсоветском поколении студенчества, памятуя о 5-6-летнем сроке обучения в ВУЗе. На студенческую скамью 2008-2009 учебного года пришли уже те, кто родился в переломном 1991 году.
Если только внимательно вчитаться и вдуматься в Программу предстоящих Чтений, а они выстроены по осевой линии - "Россия. Родина. Молодежь", - то нельзя не заметить, что они отличаются цельностью замысла, широтой охвата и глубиной духовного постижения наиболее актуальных и острых проблем современной молодежи, их ответственного решения на незыблемой основе святоотеческого учения, творческого наследия и выверенных заветов великих сынов России. К их числу по праву принадлежит славное имя Ивана Александровича Ильина.
Его творческое наследие можно кратко и емко выразить как православно-философскую формулу Совершенства. Выдающийся русский мыслитель каким-то чудесным образом соединил в себе духовный огонь православия, чувство слова А.С.Пушкина, провидчество и совестливое понимание Ф.М.Достоевского, волевое начало Суворова, государственный ум П.А.Столыпина и логическую мощь Гегеля. Соединил в мелодию "поющего сердца" (так называется одна из его самых пронзительных работ), в ясное до душевной достоверности и духовной очевидности прозрение, дарующее полноту миропереживания и понимания самых главных духовных предметов.
Труды Ивана Александровича Ильина - это настоящая энциклопедия русской духовности, патриотизма, духовной очевидности и душевной достоверности, зиждительная основа социального единения народа, упрочения государственности и хозяйственного творчества, образования и воспитания молодежи в грядущей России.
И.А.Ильин, как никто другой, ясно прозревал истоки, причины и характер мирового неблагополучия и квалифицировал его как кризис духовный в его религиозном сосредоточии. И выход из тисков этого затяжного и разрушительного кризиса, по Ильину, потребует не столько внешних преобразований, сколько внутреннего, душевно-духовного преображения человека.
После трагического перерыва и забвенья творческое наследие выдающегося мыслителя и верного сына России возвращается на Родину. На закате своих дней он писал: "Если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели, а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России".
3 октября 2005 года произошло торжественное перезахоронение праха И.А.Ильина в Донском монастыре. Но чтобы такое возвращение состоялось, действительно нужен был промысел Божий и титанические усилия подвижников, энтузиастов, последователей мысли и дела Ивана Ильина. И можно много назвать славных и деятельных людей, но, в первую очередь, профессоров Юрия Трофимовича Лисицу, Александра Максимовича Миняйло, Сергея Захаровича Гончарова, Виталия Ильича Копблова, сотрудников Уральского института бизнеса и Центра Ивана Ильина. Стали традиционными Всероссийские и Международные Ильинские научно-богословские чтения. И это не просто дань памяти и уважения к выдающемуся русскому мыслителю, но верности его пророческому напутствию в следовании пути Руси - Святой Руси.
И.А.Ильин своим необъятным и разносторонним творчеством и самой жизнью подтвердил верность этому пути, традициям русской культуры и хозяйства, подняв собственное религиозно-философское постижение на высочайший уровень духовности. Требование конкретности и предметности, духовной очевидности и душевной достоверности он воплотил в каждой из своих многочисленных работ. Назовем лишь главные из них: "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (1918 г.), "О сопротивлении злу силою" (1925 г.), "Яд большевизма" (1931 г.), "Путь духовного обновления" (1935 г.), "Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера" (1937 г.), "Наши задачи. Статьи 1948-1954" (1956 г.), "О монархии и республике". В конце XX столетия было завершено издание первого в России собрания сочинений И.А.Ильина в 10 томах и более чем 20 книгах.
Можно сказать, что ни одно его сочинение не обошлось без обращения к проблемам религии и духовности. В самом центре философского, религиозного, социально-хозяйственного и государственно-правоведческого духовного наследия И.А.Ильина - русский народ и Россия в их историческом своеобразии и национальном призвании. Россия - вот главный предмет, который по Ильину должен "завладеть тканью нашей души и состояться в ней". Россия - есть имя великой национальной культуры и великой государственности. Поистине, все страны граничат друг с другом, и только Россия - с Богом. Родина, в представлении Ильина, это не только место рождения человека, его мастерская, его смертное ложе, но и его око к Богу.
Вместо мертвенной, схоластической и догматической интерпретации внешней, поверхностной и видимой материальной стороны бытия мира и человека идеал-реализм Ивана Ильина выступает как метод духовного постижения жизни в ее внутреннем, глубинном и сокровенном смысле и существе. "Свойства русского национального духа указуют на то, что мы призваны творить в области религиозной философии... Конкретный идеализм, связанный с реалистическим отношением к бытию, мог бы стать основой нашего национального философского творчества и мог бы создать национальную философскую традицию, в которой мы так нуждаемся", - декларировали авторы "Вех" еще в 1908 году.
Понадобился целый ХХ век трагических и героических испытаний, взлета и упадка, созидательных свершений и социальных катаклизмов, чтобы приблизиться к осознанию этого пророческого напутствия. И, пожалуй, никто из русских мыслителей как Иван Ильин с такой глубиной и полнотой не выразил обоснования теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами социальности и быта. Он сформулировал и раскрыл путь духовного обновления как путь к очевидности в "Аксиомах религиозного опыта". Ильин убедительно обосновал линию духовного возрождения в предметной структуре и содержании творческого акта веры, любви, совести - в философском созерцании, правосознании, художественном творчестве, политике, в образовании и воспитании, в культуре, социальном служении и хозяйственно-трудовом поприще. Настоятельно рекомендуем всем сделать "Аксиомы религиозного опыта" своей настольной книгой.
Красотой и волей к совершенству, глубиной и широтой захвата характеризуется определение духа в трудах И. А. Ильина. Он раскрывает дух как-то, что значимо в душе, говоря словами Аристотеля - это "энтелехия" души, или "душа души". Ильин описывает "дух как потребность священного и как радость верного ранга... как дар молитвы, как силу поющего сердца и как жилище совести... как месторождение художественного искусства, как источник правосознания, истинного патриотизма и национализма, как главную основу здоровой государственности и великой культуры..." В действительности дух есть - все это сразу". Для Ильина главное - это проникнуть в религиозный, философский, нравственный и художественный смысл тех или иных проблем, чтобы постигнуть их как состояние человеческой души и человеческого духа. "Человек, испытывающий свое предстояние Богу, свое достоинство и свою ответственность, несет в себе живую волю к Совершенству", - поэтому, заключает Ильин, - "дух можно было бы определить как волю к Совершенству - а также к совершенствованию - в самом себе, в своих деяниях и во внешнем мире".
Совершенство, как центральный фокус религиозно-философских изысканий Ильина предстает в его трудах как высшая гармония истины, добра, красоты и их животворящей силы - любви. И оно выводится из абсолютного начала - Совершенства Божия. Вот уже две тысячи лет звучит бессмертный завет Спасителя: Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".
В "духовное состояние народа" И.А. Ильин включает не только все лучшее, что создано в культуре и хозяйстве. Прежде всего, он раскрывает живые силы, созидающие эти богатства и, прежде всего, жизнь каждого отдельного человека как возможность своеобразного отражения и выражения духовной высоты; и особенно - личную жизнь национального гения как уже осуществившееся чудесное выражение духовного полета. И.А.Ильин утверждает, что духовное достояние народа есть "постигнутый... народом лик Божества".
Богата и известна зауральская земля славными деяниями подвижников благочестия, ратными и трудовыми свершениями шадринцев, достижениями в области науки и культуры. Жемчужиной первой величины в православной короне Зауралья по праву следует назвать архимандрита Антонина (Капустина). К его духовному подвигу на Святой земле (а он более четверти века возглавлял Русскую духовную миссию в Палестине) сегодня вновь обращаются юные земляки.
Святейший Патриарх Московский и всей Руси Алексий II благословил совершать почитание прп.Далмата Исетского в лике местночтимых святых Курганской епархии и Собора сибирских святых. Уже с середины XVII века прп.Далмат (1595-1697 гг.) явился апостолам и миссионерам-просветителям веры Православной в Заисетском крае, стал благотворным истоком заселения и освоения Зауралья русскими жителями.
"Патриархом" земледельческого цеха России называют Терентия Семеновича Мальцева (из деревни Мальцева), нива жизни которого сегодня обретает новое дыхание. Терентий Семенович Мальцев мечтал о введении в школе духовно-нравственных уроков, о том, чтобы школа, образно говоря, была направлена "окнами в поле", чтобы учебно-воспитательный процесс в ней был сопряжен с основными этапами сельскохозяйственного года (посевной, уборочной страдой, летними работами).
В Шадринском районе прошли и Носиловские чтения, посвященный 150-летию со дня рождения Константина Дмитриевича, полярника, путешественника, писателя, неутомимого и неустрашимого исследователя Северных широт.
Надеюсь и уверен в том, что Первые Всероссийский Ильинские молодежные научно-богословские чтения "Россия. Родина. Молодежь" станут живой завязью, которая даст хорошие всходы и добрые плоды в нашем соработничестве, по слову Феофана Затворника "в самом святом из всех святых дел" на Земле - образовании и воспитании молодежи. Призываю благословение Божие на ваши труды во благо люди Твоя, нашего Урала и Зауралья, в назидание молодежи - достойного будущего великой России, Святой Руси, идеалом служения которой вдохновлялся Иван Александрович Ильин.