1993 год
1994 год
1995 год
1996 год
1997 год
VII. Завершив наш очередной Кинофорум, я принял приглашение посетить в качестве гостя Киевский кинофестиваль "Стожары". В гостинице соседствовал с Марком Рудинштейном. Как-то он заглянул ко мне, спросил:
- Почему ты не приезжаешь на "Кинотавр". - А что мне у тебя делать... Тусоваться на ярмарке тщеславия... Слушать пошлые шутки сатириков, их надоевший "одесский юмор"... Песенки эстрадных пошляков: "О, Голливуд! О, Голливуд!"... Лицезреть канкан полуголых девиц и халяву прикормленных кинокритиков. Это не для меня, я не люблю "тусовку". Марк возразил, мол "Кинотавр" уже не тот, что однажды видел я. Разговорились... Он сказал, что теперь он "в полном порядке": был у Чубайса (в те годы - вице-премьера), добился строки в бюджете для "Кинотавра"
До меня докатывались слухи об этом. Мне говорили, что и "Золотой Витязь" тоже будет удостоен строки. Я спросил:
- А "Золотой Витязь"? - Нет, - ответил Марк, - решено поддержать только четыре кинофестиваля, тебя там нет.
Я задумался...
Вернувшись в Москву, навёл справки у знакомых депутатов Госдумы. Оказалось, что никакой отдельной строки ни у одного кинофестиваля нет. И тогда у меня родилась дерзкая идея добиться отдельной строки в государственном бюджете для "Золотого Витязя". Я не верил сам в вероятность благополучного исхода этой затеи. Ведь ни в одной стране мира, ни один кинофестиваль никогда не имел отдельной строки в государственном бюджете. Но... глаза боятся, а руки делают... Я начал зондировать почву в Государственной Думе. Поговорил с Председателем правового комитета, опытным юристом и замечательным человеком В.Б.Исаковым. Он ободрил меня тем, что считает Кинофорум "Золотой Витязь" вполне достойным отдельной строки в бюджете государства. Спросил, какие у меня отношения с С.Говорухиным, возглавлявшим тогда Комитет по культуре. Я сказал, что отношения у нас самые лучшие, что "Золотой Витязь" два года подряд (самые трудные годы опального Говорухина) поддерживал его высокими наградами нашего Кинофорума. В.Б.Исаков рекомендовал мне непременно встретиться с Говорухиным, ибо именно он, как руководитель профильного комитета должен внести на рассмотрение Думы "бюджетную поправку" о "Золотом Витязе". Он помог мне составить эту "поправку", и приготовить грамотное Постановление Думы.
Говорухиным принял меня в своём думском кабинете. Моя просьба не вызвала в нём бурной радости и желания содействовать. Напротив, он остудил мой пыл холодным замечанием о том, что Госдума не имеет права поддерживать общественные организации. Однако обещал разобраться с моим предложением. И "разобрался". Вскоре я узнал, что он выступил против "поправки" о поддержке "Золотого Витязя". Известие об этом поразило меня до глубины души. Я отказывался верить в то, что мой "единомышленник" Станислав Говорухин, человек, которому "Золотой Витязь" старался помочь в самое трудное для него время, сегодня встал на пути "Золотого Витязя". Я снова навестил своего "друга". Глядя в его глаза, задал прямой вопрос:
- Почему именно ты выступил против поддержки "Золотого Витязя"? Ведь ты был на нашем Кинофоруме. Ты же видел, что это не одна из многочисленных алкогольных кино-тусовок, а единственное соборное место позитивных сил кинематографистов планеты. Сейчас у тебя есть возможность помочь "Золотому Витязю" и мы с тобой грудью проложим дорогу тем позитивным силам, которые пойдут следом за нами. Даже если ты не поможешь, я всё равно этого добьюсь.
- Какая же у тебя пробивная сила, - процедил Говорухин, не вынимая трубку изо рта. - Какая там сила. Мне бы уйти от всех вас, да жить где-нибудь в келье... Но я должен это сделать - и сделаю это. - Ты хочешь сказать, что твой фестиваль самый лучший? - А ты этого ещё не понял? - А что я отвечу Марку Рудинштейну? - Ответишь, что если и "Кинотавр" будет работать в том же духовном потоке, Дума поддержит и его фестиваль. - Нет. Я не могу этого сделать. Я общественный человек...
Противодействие этого "общественного" человека не только отрезвило, но и раззадорило мою казацкую натуру. "Есть упоение в бою". Я решил не отступать, повоевать за "Золотого Витязя" в Думе до победного конца, хотя противостояние руководителя "профильного" комитета, сводило шансы на мою победу до нуля.
Я провёл в Думе много часов, дней, месяцев. Встречался с лидерами фракций, юристами, членами бюджетного комитета. Заручился поддержкой нескольких десятков депутатов. Но кроме формальной поддержки необходимо было, чтобы кто-то из депутатов постоянно "озвучивал" и доказательно отстаивал "строку "Золотого Витязя" в бюджетном комитете.
Эту миссию взяла на себя замечательная женщина, член бюджетного комитета Нина Григорьевна Данилова. Благодарность моя этой прекрасной и бескорыстной русской женщине безмерна. Судьба "Золотого Витязя" решилась в зале пленарных заседаний Думы 14 ноября 1997 года. Депутат А.Н.Грешнивиков настоял на рассмотрения "поправки" по "Золотому Витязю". Председательствующий С.Н.Бабурин поставил "поправку" на голосование и депутаты, почти единогласно проголосовали за поддержку Международного Кинофорума "Золотой Витязь". Принятое Постановление Государственной Думы гласило: "Учитывая исключительное значение Международного Кинофорума славянских и православных народов "Золотой Витязь" для возрождения и укрепления высокой духовности, идеалов добра и справедливости, межнационального христианского единства, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации предусмотреть выделение финансовых средств на государственную поддержку Международного Кинофорума славянских и православных народов "Золотой Витязь" в проекте федерального бюджета на 1998 год о т д е л ь н о й с т р о к о й."
Это была победа. Полная и безоговорочная. Впервые в истории мирового фестивального движения Парламент России выделял кинофестивалю отдельную строку в государственном бюджете, тем самым, придавая "Золотому Витязю" статус государственного кинофестиваля.
Новость эта мгновенно стала общеизвестной: порадовала и окрылила сторонников "Витязя" и шокировала многих моих коллег.
На коллегии Госкино посвящённой фестивальным проблемам, на которую меня, как обычно, не пригласили, мои коллеги сокрушались: "А как же мы..? Почему строку дали только "Золотому Витязю"..? М.Рудинштейн сказал: "То, что нам не дали, это конечно обидно, но Бурляев - п р о д ю с е р..."
Встретив Рудинштейна в Доме Кино, я не отказал себе в удовольствии задать ему вопрос: "Ну как твоя строка..?" На что он усмехнулся и ответил: "Ну.., ты - продюсер."
Имея в этом году столь мощную, гарантированную государственную поддержку я решил провести очередной Кинофорум на Украине: зафрахтовать теплоход и пройти по главным городам Приднепровья до самого Севастополя.
Идея проведения Всеславянского Кинофорума на Украине, не встретило поддержки украинского руководства. Министр культуры Украины в ответ на моё предложение ответил, что в мае текущего года в Киеве намечено много разнообразных акций, в том числе конгресс международного валютного фонда, и он полагает нецелесообразным проведения в Киеве ещё и Международного Кинофорума "Золотой Витязь". Только не учёл этот министр, что "Золотой Витязь" не просит у Украины ни гривны, но готов принести в дар Украине целый Международный Кинофорум, собор славянской культуры. Я не стал ждать милости от украинских вождей. Арендовал теплоход "Маршал Кошевой", здание театра Ивана Франко, автотранспорт и всё, что требовалось для успешного проведения Кинофорума. Соучредителями "Золотого Витязя" на Украине согласились стать Украинский фонд культуры, возглавляемый депутатом Верховной Рады Украины, писателем Б.И.Олейником и Культурологический центр Украинского Общества охраны памятников истории и культуры.
Понимая, что каталог Кинофорума - есть его лицо, я старался выделять на его издание не малые средства и каждый год книги-каталоги "Золотого Витязя", поражают читателей своей фундаментальностью, красочностью, обилием приветствий и духовных размышлений выдающихся деятелей церкви, кинематографа, литературы. В этом году родился, пожалуй, самый красивый и духовно насыщенный каталог, посвящённый теме "смысл творчества". На просторе 320 страниц о творческом служении размышляли Св.Клемент Александрийский, Св.Григорий Богослов, Св.Григорий Палама, И.А.Ильин, С.Булгаков, Н.Бердяев, Святейший Патриарх Алексий, предстоятели Украинской, Белорусской, Эстонской, Чешской, Польской, Молдавской, Латвийской, Алма-Атинской, Грузинской православных церквей, Н.С.Михалков, Л.А.Кулиджанов, В.П.Розов, В.Г.Распутин,В.Н.Крупин Г.Н.Селезнёв, Кшиштоф Занусси, В.В.Гостюхин, президенты Белоруссии, Молдавии, Республики Сербской...
В день открытия в Киеве, в Союзе Кинематографистов Украины состоялась столь масштабная пресс-конференция, каких я не видел ни на одном кинофестивале. В зале собралось около 300 человек. Церемония торжественного Открытия Всеславянского Кинофорума, состоялась в театре Ивана Франко, на сцене которого мне приходилось играть вместе с великим Николаем Мордвиновым в 1964 году во время гастролей театра Моссовета. Никто из высоких руководителей Украины не почтил Всеславянский Кинофорум ни своим присутствием, ни приветствием, если не считать приветствия Мэра Киева, зачитанное его помощником. Но Кинофорум благословил Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, присутствовал и наш дорогой соучредитель, Председатель Комитета Верховной Рады Украины по международным делам, выдающийся писатель Б.И.Олейник. Прилетел на открытие и Никита Михалков. Он прилетел всего на один день, блистательно выступил и утром должен был улетать. После окончания церемонии Открытия и приёма на теплоходе, во втором часу ночи Никита спросил: "А нет ли супчика?" Супчика не оказалось и мы поехали по ночному Киеву в поисках этого "супчика" и нашли его в ресторане, который уже был закрыт, но открылся, когда владельцы узнали, какие гости к ним пожаловали.
Наше паломничество по Днепру до Севастополя было светлым и красивым. Сотни людей встречали нас на пристанях с любовью, с хлебом-солью, с песнями и танцами и заверениями о неразрывности наших братских уз. Барбара Брыльска, впервые посетившая наш Кинофорум, была очарована и потрясена всем, что видели её глаза. На одном из приёмов она воскликнула: "Дураки поляки!.. Они этого всего не видят!.."
Лично для меня этот Днепровский рейд тоже был эпохальным. Ведь впервые после съёмок "Иванова детства", спустя 37 лет я вновь увидел дорогой моему сердцу Канев, могилу Тараса Шевченко, песчаную косу на которой мы снимали "Иваново детство", гостиницу над Днепром, в которой жила наша киногруппа. За эти годы гостиница, продуваемая днепровскими ветрами, обветшала и обезлюдела. Заглянул в свой номер, в номер Андрея Тарковского, в котором мы провели столько светлых вечеров, где пелось столько песен, и было столько тепла и радости...
В Запорожье нас повезли на казачье шоу. Глядя на лихих наездников, с гиканьем проносившихся мимо наших трибун я не выдержал, попросил коня и саблю: показал, что и московские казаки не лыком шиты. Здесь в Запоржской сечи, на родине моего прапрадеда казачьего полковника Бурляя во мне заговорила казачья кровь...
А пройдя по Днепру ещё несколько десятков километров и вдруг попав на родину С.Ф.Бондарчука, я сделал открытие - да ведь мы земляки!.. Так вот откуда наше взаимное расположение друг к другу и духовное родство...
Седьмой "Золотой Витязь" для нас, организаторов, был, пожалуй, самым спокойным и благодаря поддержке Государственной Думы - обеспеченным. Нам даже удалось приобрести компьютеры, принтеры, микроавтобус "Газель" и пару сотовых телефонов. Мы, наконец, вздохнули... глубоко и спокойно. Но за вздохом последовал выдох...
Впервые опубликовано на сайте Кинофорума "Золотой Витязь"