Не далее как 28 марта известный своей "нежной" любовью ко всему антирусскому и антиправославному "Татарский Всемирный Сервер Татарлар.ру" разместил статью скандально известной писательницы, "бабушки татарского сепаратизма" Фаузии Байрамовой под названием "К 65-летию Курултая легиона Идель-Урал". В ней профессиональная ниспровергательница "российского колониализма", являющаяся также с недавних пор председательницей так называемого "Милли меджлиса (парламента) татарского народа", почти гомеровским слогом воспела "подвиг" "татарских мужей", которые "ринулись с помощью Гитлера рвать оковы 400-летнего рабства". Попутно с этим она "пнула" казнённых фашистами героев-джалиловцев, представив их жалкой кучкой отщепенцев-перебежчиков.
Тот, кто, подобно мне - москвичу, бывает в Татарстане и имеет хоть какое-то представление о современных казанских татарах, должен знать, что главной национальной гордостью этого народа являются два поэта - "татарский Пушкин" Габдулла Тукай и поэт-герой Муса Джалиль. Оскорбить их - значит плюнуть в душу татарам. Что Фаузия Байрамова, по недомыслию считающая себя выразительницей воли татарского народа, собственно говоря, и сделала, заодно оскорбив память всех героев Великой Отечественной войны.
Воспевая сотрудничавших с фашистами татарских эмигрантов и созданный по приказу Адольфа Гитлера из числа пленных татар легион "Идель-Урал", Фаузия Байрамова не преминула упомянуть и о более ранних "героических эпизодах" истории. "Когда-то, во время Первой мировой войны, - пишет она, - из татарских военнопленных, находящихся в плену у Германии, уже был сформирован батальон Азия, который в 1916 году воевал на стороне Турции. Помня это, во время Второй мировой войны многие немецкие учёные и военные чины выступили за создание отдельного татарского легиона". Здесь же приводятся ссылки на эмигрантов Ахмета Темира, Шафи Алмаса и других, "просветивших" германское руководство по поводу татар.
Результат этого "просвещения", как выясняется, оказался налицо. "Первоначально, - отмечает Фаузия Байрамова, - немцы смотрели на весь советский народ как на племя варваров, но постепенно, глядя на татар, изменили своё мнение к лучшему и уже с первых месяцев войны начали относиться к татарам с уважением и вниманием". Мало того, ушедшая в нацистский отрыв от исторических фактов писательница убеждена, что немцы прониклись такой страстной любовью и уважением к набиравшихся ими в концлагерях предателям, что возлагали на татар большие союзнические надежды.
С ними были солидарны и турецкие "братья", которые "придерживались мнения, что в Крыму, на Кавказе, Идель-Урале, в Средней Азии тюркские народы сами должны взять управление в свои руки". Единственно, с кем ни в какую не хотели дружить эмигрантские татарские "просветители", оказавшиеся, благодаря любимому фюреру, в тесном кругу единомышленников, так это с власовской "Русской освободительной армией", "так как они прекрасно понимали, что русские никогда по своей воле не дадут татарам независимость" и "что основной причиной татарской неволи являются русские колонизаторы".
Повторяя зады геббельсовской пропаганды, Фаузия Байрамова воскрешает замшелый миф о том, что татары не только отвечали фашистам искренней взаимностью, но и сами рвались в бой на всех фронтах, как против ненавистного "русского большевизма", так и против его треклятых союзников. "В татарском энциклопедическом словаре, - вещает она, - говорится, что в легионе Идель-Урал было 7 военных батальонов, что легионеры были отправлены на борьбу с партизанами в Европу, Белоруссию и Украину, где большинство из них якобы перешло на сторону партизан и начало воевать против Германии. Это неправда. Большинство тюрко-татарских легионеров воевало на стороне Германии до окончания войны. Все они были задействованы в военных операциях на территории Бельгии, Франции, Голландии, Польши, Украины и Белоруссии. Поэтому зная, что некоторые легионеры переметнулись на сторону советов и жестоко карая их за это (казнь джалиловцев), германское руководство в целом было довольно работой легиона Идель-Урал. За поступок джалиловцев легион не был распущен, а его члены не были отправлены в концлагеря".
Что за "работой" занимались фашисты и их приспешники на оккупированных территориях, у нас известно каждому. Не догадываются об этом разве что разного рода национал-подонки, непомерные политические амбиции которых позволяют им не замечать ни десятки миллионов невинных жертв, ни концлагеря, ни сотни разрушенных городов... Фаузию Байрамову, воспевающую подвиг "татарских солдат" фюрера, нисколько не смущает, к примеру, даже общеизвестная статистика, согласно которой татары находятся на четвёртом месте (после русских, украинцев и белорусов) по числу лиц, удостоенных в годы войны звания Героев Советского Союза. Хотя, судя по её логике, настоящие-то герои-татары воевали именно на стороне Гитлера.
А как ещё иначе объяснить её реплики по отношению к обезглавленному фашистами Мусе Джалилю и его соратникам? "Как уже было сказано, - повторяет в очередной раз Фаузия Байрамова свою основную мысль, - немцы с самого начала рассматривали тюрко-татар как союзников в борьбе с русским большевизмом и не прогадали. Но после перехода советских войск в наступление и поражения немецкой армии под Сталинградом, некоторые татары, служащие в легионе и татарском отделе Восточного министерства запаниковали и в срочном порядке начали готовить себе оправдательное алиби до прихода красных. Одна группа легионеров, сегодня их называют "джалиловцами", изготовила листовки, призывающие к переходу на сторону Красной армии и попалась на них". Что сделали с "паникёрами" - всем известно.
Не оставляют сомнений в истинных симпатиях автора статьи и такие высказывания: "Татарские легионеры остаются верными данной клятве и с оружием в руках борются за освобождение своей родины от врага. Настолько велико было стремление татарских мужей к свободе, к восстановлению утраченной независимости, что они ринулись с помощью Гитлера рвать оковы 400-летнего рабства. Все они пали смертью храбрых за независимость Идель-Урала. Все они прекрасно понимали, что им больше никогда не представится такая возможность, поэтому старались воспользоваться этим последним шансом. Разве можно винить их за это?" Остаётся лишь посочувствовать Фаузие Байрамовой, что она не имела возможность задать этот "справедливый" вопрос на Нюрнбергском процессе.
Однако в своей статье Фаузия Байрамова не просто воспевает "освободительную миссию" фашистов и глумится над памятью героев. Помимо этого, здесь прослеживается и вполне конкретный современный политический подтекст. То там, то тут в этой многостраничной "исторической" писанине, пестрящей цитатами из фашистских военных преступников и подробным описанием тех "великих благ", что несло татарам их участие в войне на стороне Гитлера, проскальзывают авторские "откровения", дающие основания серьёзно задуматься над тем, в какую сторону на самом деле эволюционирует в настоящее время так называемое "татарское национальное движение".
Давая оценки курултаю 1944 года в Грайфсвальде ("юбилею" которого собственно и посвящена статья) и отмечая при этом, что он "был проведён на государственном уровне, при отличной организации и в приподнятом духе", Фаузия Байрамова констатирует, что: "Немецкая идея национал-социализма была объединена с татарской идеей национальной независимости". И далее: "Но самое главное - на этом курултае татарские легионеры и иммигранты провозгласили образование независимого татарского государства Идель-Урал! Татарские мужчины, даже в условиях неволи, пусть даже войдя в союз с Гитлером, приняли решение идти на освобождение своей родины, Идель-Урала от тирании русского большевизма!"
Политический лейтмотив рассуждений Фаузии Байрамовой более чем ясен: "Против России и русских - хоть с чёртом"! Понятны и методы борьбы. Этого она, честно говоря, никогда и не скрывала. Но вот "дальние" намёки насчёт скрещивания "татарской идеи национальной независимости" с национал-социализмом - это уже что-то новенькое. При этом нужно помнить, что Фаузия Байрамова - это ведь не просто раздружившаяся с собственной головой на фоне пещерной русофобии горе-писательница и "бумажная" председательница самоизбранного "Милли меджлиса (парламента) татарского народа". Она ведь, помимо прочего, входит и в руководящие органы официально прикармливаемого "Всемирного конгресса татар", имея возможность открыто пропагандировать свои взгляды с "высоких трибун". Интересно, сколько ещё организация, которая говорит от имени татар всего мира, будет благоразумно не замечать в её действиях признаков экстремизма? Покуда она не пожалует в это "благородное собрание" с бравыми парнями в форме легионеров "Идель-Урала" и не разгонит его "к Гитлеру"?
Вряд ли случайно и то, что статья Фаузии Байрамовой была выставлена "в сети" в день проведения в Казани так называемого "юбилейного курултая" "Всетатарского общественного центра", закончившегося, как поговаривают, благодаря неуёмной писательнице и её соединщикам, грандиозным скандалом. Что на нём в самом деле произошло, так до конца и не понятно, тем более нам - в Москве. Как сообщили друзья из Казани, на этом курултае прозвучал ряд очень резких заявлений, а также были приняты несколько резолюций антироссийской и антиправославной направленности, обрывки которых можно выловить в Интернете. В любом случае, информация сейчас - это как всем известное "шило", которое в чиновничьем "мешке" не утаишь: рано или поздно откуда-нибудь да и вылезет.
Ясно одно - опасная эволюция татарских националистов в сторону откровенного экстремизма и симпатий к национал-социализму, которую явно "прохлопали" политические идеологи Казанского Кремля, ни к чему хорошему не приведёт. Тут бы уж пора и власть применить, если, конечно, президент М.Ш.Шаймиев не хочет, чтобы такие люди, как Фаузия Байрамова, и дальше продолжали одновременно и дискредитировать татар в глазах других народов, и плевать им же в душу. Тем более перед Днём Победы, который никак не предполагает "дискуссий" по поводу "освободительной миссии" фашизма.