Татарская националистическая «тусовка» вновь испытала нешуточное русофобское возбуждение. Причиной этому стал недавно снятый, но ещё даже не вышедший в прокат фильм режиссёра Андрея Прошкина с рабочими названиями «Орда» или «Святитель Алексий».
9 августа на сайте «Радио Свобода» («Azatlig Radiosi») была помещена запись передачи на татарском языке с «обсуждением» фильма, под названием «Фильм «Орда»: и вновь по пути исторического обмана», перевод которой уже опубликовали несколько интернет-изданий (в том числе - сайт «День Казани», откуда взяты приводимые ниже цитаты).
Задавая тон «дискуссии», корреспондент Римма Бикмухамметова заявила, что: «Русские снимают новый исторический фильм. Не первый и, скорее всего, не последний. Очередная картина - о татарах, а вернее об истории Золотой Орды. То, каким образом будет показан наш народ в этом фильме, вызывает множество вопросов».
При этом опытную национал-журналистку, по-видимому, нисколько не смущает тот факт, что сам фильм ни она, ни её коллеги по русофобскому цеху ещё не смотрели. Чтобы возникло «множество вопросов» им достаточно уже того, что фильм снимают «русские», и он «об истории Золотой Орды», рассуждать о коей они, само собой, никоим образом не могут и не имеют права.
Не то, что «татары» (а точнее - пытающаяся говорить от имени татар и промывать им же мозги своими антирусскими страшилками горстка обретающихся на «Азатлыке» националистов), которым неведанно кем дано «историческое право» судить не только о «своей», но и о русской истории, обильно поливая грязью практически всех её выдающихся деятелей.
Что собственно наглядно и продемонстрировала Римма Бикмухамметова, помянув всуе (в связи с выборочным перечислением снятых за последнее время «русскими» фильмов) и ненавистного Ермака, «уничтожившего тысячи татар», и «выдуманный российским правительством» День народного единства.
Дабы «усилить эффект», корреспондент татарского «Радио Свобода», ничтоже сумняшеся, снабдила анонс будущего фильма весьма специфическим выражением про «диких татар» (которого, естественно, нигде больше нет), а «географические привязки» выполняет в более «привычных» для татарской националистической публики категориях: «просторы Евразии» - «Золотая Орда» («татарское государство») - «русские земли».
«По сюжету события этого фильма разворачиваются в XIV веке, - объясняет она. - На просторах Евразии, в том числе, и на русских землях правит Джанибек. Столица Золотой Орды - Сарай Бату. Митрополит Алексий приезжает из Москвы в Сарай. Его путешествие в столицу татарского государства полно приключений. Священнику грозит смерть. Он должен сделать выбор: спасти себя или спасти Московское княжество от татарского ига. Митрополит чудесным образом избавляет мать Джанибека Тайдылу от слепоты, тем самым спасая родину от нашествия диких татар.
Главная идея «Орды» состоит в том, чтобы показать, насколько трудно было сохранить русским национальное самосознание, язык, традиции в условиях сильнейшего давления другого народа и другой религии. Русских, вынужденных жить под татарским игом, спасает христианская вера и священники».
Человек, не знакомый с «постулатами» местной исторической «науки», вряд ли углядит в этом тексте (помимо провокационных «диких татар») какой-либо подвох. Как и в особом указании на то, что «картина финансируется из государственного бюджета» и снимается по заказу студии «Православная энциклопедия».
Другое дело - те, кто уверовал в провозглашённые в Татарстане «истины» о том, что на самом деле никакого ига не было, православное духовенство в Золотой Орде являлось едва ли не привилегированным сословием, да и вообще вхождение в неё «русских земель» было для таковых огромным благом.
Вокруг несоответствия этим «истинам» сюжета фильма о житии Митрополита Киевского, Московского и всея России, святителя Алексия (Е.Ф.Бяконта), идея создания которого принадлежала почившему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, и началась настоящая русофобская свистопляска.
С обвинений Андрея Прошкина в лукавстве корреспондент плавно перешла к опросу «экспертов», в качестве которых выступили кандидат исторических наук Айрат Тухватуллин (защитивший в своё время диссертацию о жившем в конце XIX - начале XX вв. казые-джадидисте Х.-Г.Габаши), кинорежиссёр Рамис Назмиев (сорежиссировавший, в частности, скандальный русофобский и антикряшенский фильм «Зулейха»), и писатель Вахит Имамов, специализирующийся на поисках «запрятанной истории татар».
При этом, как и стоило ожидать, «экспертиза» никем не просмотренного фильма получилась сколь агрессивной, столь и бестолковой. Так, Айрат Тухватуллин, заявив, что хан Джанибек «не дикарь, а настоящий демократ», подчеркнул, что «русские должны благодарить Джанибека, ведь он даровал им большую степень свободы». Живописав то процветание, в которое погрузилась при нём Золотая Орда, и те благодеяния, которыми хан осыпал русских князей и православное духовенство, специалист по прошлому веку забыл, впрочем, упомянуть, что уже в годы правления Джанибека (убитого собственным сыном), начали проявляться признаки междоусобицы, закончившиеся печально известной «великой замятней».
Но дело даже не в этом. Татарские «национал-историки» могут провозглашать Джанибека и иже с ним хоть демократом, хоть республиканцем (благо дело, в серьёзном научном мире на их странные умозаключения давно уже не обращают внимания). Не понятно другое: к чему вообще надо было с пеной у рта отстаивать честь и достоинство любимого хана и чудо-государства с русским названием «Золотая Орда», когда сам Андрей Прошкин объяснил, что в его фильме «нет темы освобождения Руси».
Мало того, он заявил разгневанным «азатлыковцам»: «Поверьте, я никак не хотел снять фильм о конфликте с представителями другой религии, другого народа. Я хотел рассказать о месте человека в обществе, о его отношениях со Всевышним. Мы не стремились показать жизнь угнетённого русского народа, вынужденного существовать под игом диких татар».
Но и этого борцам с русскими «фальсификаторами истории» показалось мало, ибо, как многозначительно отметила корреспондент, «и в этом фильме навряд ли русские покажут татар как нацию, которая построила империю с идеальной структурой». Так что повод для протестов сохраняется в любом случае (по крайней мере, пока татары не будут признаны супернацией, создавшей идеальное государство).
Весьма забавно (особенно на фоне последних «кондопог») выглядят и «откровения» Рамиса Назмиева о том, что «в нашей стране учитываются интересы только русского народа», что у нас в реальности «есть титульная нация, а остальные народы вынуждены подстраиваться под те условия, которые она диктует». Сам же кинорежиссёр мечтает снять фильм о зарождении тюркского каганата или Казанского ханства, справедливо полагая, что: «Татары, снимая своё кино, себя бы уж точно не обидели. Вот и русские тянут одеяло на себя. Только вот, описывая исторические события, нужно остерегаться однобокости. Я с нетерпением жду этот фильм. Хочется посмотреть, каким образом русские исковеркали историю».
А вот известному в узких кругах писателю Вахиту Имамову, убеждённому, что «политика России основана на исторической лжи и фальсификации», видимо, и смотреть уже ничего не надо. Он и так знает: «Вот и этот фильм основан на лжи. Есть фильм Сергея Бодрова «Чингизхан». Но и эта картина не смогла приблизиться к настоящим историческим фактам. И всё же её представляют именно как историческую ленту». По мнению Вахита Имамова, ничего хорошего от русских ожидать не стоит, а потому «правительство Татарстана просто обязано создать свой кинематограф».
Учитывая, те настроения, что царят в головах вдохновителей новых «кинематографических» прожектов, не трудно предположить, на какие «благородные» цели будет ориентирована эта местечковая «фабрика грёз». Ослеплённые своей национальной «исключительностью», они не желают считаться ни с чьим мнением, пытаясь втравить своих же соплеменников-татар в пустые, но крайне опасные распри с русскими, стараясь подорвать основы единого Российского государства. Такое вот, однако, невесёлое «кино» получается...
1. Как же америкосы упустят такой шанс, чтобы натравить татар на русских.