Во встрече приняли активное участие представители организации "Русский лад", которые и познакомили собравшихся с реально существующими примерами современного общинного жития, общинного устройства. Вызывал живейший интерес рассказ о православной общине под Москвой за Сергиевым Посадом, основанный около 10 лет назад, где люди живут на земле единой общиной - трудятся, молятся, отдыхают, занимаются социально-педагогической деятельностью. Большинство их них - люди с высшим образованием, семьями переехавшие в деревню, оставившие привычную городскую жизнь с ее урбанизацией, толерантностью и глобализацией, живущие русским общинным укладом. Однако вопрос воспитания детей в такой закрытой, лабораторно созданной реальности у многих присутствующих вызвал сомнения, насколько смогут социализироваться эти дети, выросшие в условиях русской православной общины по сути 16 века - уклад общин в деревнях не менялся плоть до революции 17 года. Да и полное переориентирование бывших городских жителей - ученых на сельскохозяйственный труд, по признанию самих представителей "Русского лада", выглядит странным и неестественным.
Другой пример общинной жизни, когда семьи живут в городе, собираются раз в месяц, объединенные не столько духовными (если не рассматривать принадлежность к вере) сколько экономическими факторами, когда у них единый общаг и проблемы друг друга они решают сообща, на взгляд собравшихся выглядел более жизнеспособным. Докладчики сравнивали такую общину с Чеченской диаспорой, говоря о поддержке, доверии и национальной самоидентификации, забывая, при этом, что последнее, к сожалению, практически не присуще русским, и не учитывая фактор территориальной разобщенности. Пример Казачьей общины в Обнинске военизированного формата и с четким уставом, в котором зафиксировано полное подчинение правилам общины был воспринят присутствующими положительно. Однако именно это полное подчинение правилам вкупе с неким листом инвентаризации материальных и нематериальных активов породило некоторый спор среди участников о правомочности ограничения свободы члена общины жесткими рамками правил. Были присутствующие, которым это напомнило сектантские организации с их диктатом и беспрекословным подчинением.
В необходимости создания православных общин никто из присутствующих не сомневался, о том насколько эта тема интересна, говорило большое количество собравшихся как членов нашего Клуба так и молодежи из "Русского лада".
Община может стать мощным социально-духовным центром, костяком, который будет как мясом обрастать новыми членами - православной молодежью. Именно Община укрепит отношения между верующими, поможет почувствовать поддержку, взаимопомощь, в том числе социально-материального характера, укрепит в осознании национальной самоидентификации, удовлетворит одну из самых важных потребностей человека в социализации путем бескорыстного служения, даст возможность не противостоять окружающему воздействию, зачастую агрессивному, а трансформировать его. Господь меняет нас - мы меняемся, и меняется мир вокруг нас...
Вопрос в том, в какой форме должна существовать община, что бы не стать для своих членов бегством от реального мира, а быть стержнем, дающим уверенность и... "ощущение единой судьбы".
Впервые опубликовано на сайте Санкт-Петербургского православного клуба молодёжи преподобных Кирилла и Марии Радонежских