"Чти ж стихи нам, как бывало встарь..."

Станислав Минаков 
0
10.02.2009 165

...Нам безумно повезло, что в начале 1960-х
произошел этот феномен - "студия Чичибабина".
Р. А. Гурина (Беляева)



В субботу 7 февраля в Харьковской городской галерее состоялся творческий вечер "Февраль. 45 лет спустя", посвященный 45-летию начала работы литературной студии Бориса Чичибабина.

В вечере приняли участие Юрий Милославский (Нью-Йорк, США), Раиса Гурина- Беляева (Киев), Генрих Шмеркин (Кобленц, Германия), а также живущие в Харькове Эдуард Сиганевич, Людмила Гальперина, Александр Гуторов, Юрий Козаровицкий.

Послание Чичибабина

Борис Чичибабин. 1963 г.Удивительно устроена жизнь. Можно по иронии судьбы занять президентское кресло, грезить о себе как о мессии, а объективно быть разрушителем общественной жизни. А можно служить клерком нижнего звена в трамвайном управлении, о себе помышлять весьма скромно, а меж тем - объективно же - быть властителем умов и духовным светочем.

Есть личности, которые в общественной жизни играют особую роль. Энергетика их такова, а мы скажем, таков их дар, который, как известно, есть поручение, что даже находясь будто бы на периферии социальной жизни, значение таких людей огромно. Таким человеком для Харькова, для культуры Украины (а нам кажется, что и для всей русской литературы) является поэт Борис Алексеевич Чичибабин.

В первые февральские дни 2009 г. исполняется 45 лет со дня начала работы знаменитой литературной студии, которой довелось руководить Чичибабину (об этом - взволнованный очерк знаменитого чичибабинского студийца Ю. Г. Милославского). Ровно через два года студия была закрыта, однако ее последействие таково, что из студийной среды вышел ряд литераторов, сыгравших и продолжающих играть важную роль в литературе.

Кроме того, уже в новейшие времена, после кончины поэта (1994), в первую очередь благодаря созданию Международного фонда памяти Б. Чичибабина (инициатор Е.П. Кушнарев) и личным усилиям вдовы поэта Л. С. Карась-Чичибабиной, имя Чичибабина активно вошло в пространство русской поэзии.

Его присутствие сохраняется и, похоже, усиливается. Можно сказать, что рядом с ним и вослед ему в Харькове взошла целая плеяда ярких стихотворцев, чьи сочинения наряду с чичибабинскими регулярно публикуются в крупнейших антологиях русской поэзии Украины, России, дальнего зарубежья, в толстых литературных журналах разных стран. Это явление некоторые поэты-коллеги и исследователи назвали "постчичибабинским кругом" и говорят о том, что Харьков сегодня является третьей (наряду с Петербургом и Москвой) столицей современной русской поэзии.

Однако поэзия поэзией, а главное послание литературы, полагаем, - в Добре и Красоте. "Во имя Красоты, и больше ни во чьё!" - воскликнул Чичибабин. Наивно звучат эти слова в начале XXI века, в эпоху алчного прагматизма, вопиющей корысти, разнузданного потребления, нравственной деградации, торжества хама. Ну что ж, посмотрим, кто окажется прав в дальней перспективе.

Пока же - делаем что можем. В начале марта - вопреки всяческому кризису - в Харькове пройдет ежегодный Международный фестиваль современной поэзии памяти Чичибабина, состоятся Чичибабинские чтения.

Памятный вечер

Слева направо: С. Минаков, Р. Гурина, А. Гуторов, Ю. Милославский, Г. Шмеркин, Э. СиганевичГостей на вечере оказалось даже несколько больше, чем ожидалось. Собрание было проведено в виде импровизированного заседания знаменитой студии, которая просуществовала ровно два года - с 1964-го по 1966-й.

"Я никогда с ним не спорил, но мы никогда с ним не соглашались... - рассказал в самом начале вечера Ю. Милославский о Чичибабине тех лет. - Литстудия Чичибабина намного превышала как время, так и место, где она проводилась. Чичибабин был природный учитель; учитель тех харьковских мальчиков и девочек, которые тянулись к литературе. Все, что я знаю о русской литературе, все, что понимаю в ней - началось с почина Чичибабина. И я не один такой. Я знаю и других людей, в которых этот импринтинг, то есть первое впечатление, - о русской литературе - пошло от Бориса Чичибабина. И так для меня по сей день, я не скрываю. Я всегда думаю: как бы Борис прочел тот или иной текст, то есть смотрю на текст словно его глазами...

Однажды после студии мы шли, чуть выпив, по лужам возле Зеркальной струи (а я перед тем напал на какого-то возрастного автора, читавшего на студии слабые стишки). И шлепая по лужам своими "журавлиными" ногами, Чичибабин сказал мне: "Вот что ты, Юрка, так остро критикуешь графоманов? А если б они не писали стихи, то что бы делали? Они бы пили водку, били жен или хулиганили. Или сидели бы дома, травились хоккейными репортажами, гадкими фильмами, а так они все-таки тянутся к прекрасному. И как ты этого не понимаешь?" Но я ведь ничего тогда не понимал, мне было 16-17 лет. И лишь через много лет понял, насколько он прав! Что литература - вытягивание из довольно скучного и жалкого человеческого бытия, где б оно ни было; это не зависит ни от государственного строя, ни от страны, ни от эпохи; человеку трудно сносить жизнь в чистом виде, как она есть. Так мы задыхаемся от слишком крепкого спирта, так нас жизнь сжигает... То духовное средостение, которое обеспечивала литература, тяготение к ней - его-то Чичибабин как-то создавал, давал его нам. Я это не забываю... Не головой, я не забываю это костями.
А лучшие воспоминания о чичибабинской студии, "Дом для друзей", написаны Раисой Гуриной..."

В свою очередь Р. Гурина отметила, что главной фигурой студии был, прежде всего, сам Чичибабин. "Нам повезло: в тот год было по 17 лет, а ему был 41 год. Мы встретились с человеком громадного внутреннего масштаба... Громадной душевности, громадной энергетики (внешне не проявлявшейся ни в какой в суете)..."
Р. Гурина прочла новую главку - "Джек и петух" - к харьковским мемуарам "IMAGO. Записки о Холодной Горе".

Г. Шмеркин артистично исполнил свой рассказ "Поцелуй иуду", который начинается такими словами: "Прошедшего не вернёшь. Не вернёшь, как ни крути... Не вернёшь ни детства, ни юности, ни нежного взгляда случайной попутчицы в душном купе, ни апперкота от её внимательнейшего супруга - тут же, не отходя от кассы. Ни себе не вернёшь, ни ему. Но если гора не идёт к Магомету, ты сам возвращаешься к своему прошлому..."

Зрители вечераВозвращаясь к прошлому 45-летней давности, студийцы, во многом сохранившие поколенческий шестидесятнический романтизм, вспомнили о студии, эпохе, облике Б. Чичибабина. Р. Гурина "кинематографическим" взглядом даже отметила особенности гардероба наставника.

Э. Сиганевич выразил убеждение, что кончину Чичибабина приблизили острые переживания распада СССР, отделения России. (Напомним чичибабинский выкрик 1993-го года в телефонную трубку: "От этого я и подыхаю!" - Авт.). Нынешнее удушение русского языка оранжевой властью Украины, по словам студийца, это очередной этап атаки на русскую культуру на Украине и вообще на русское культурное сообщество. В завершение выступления Э. Сиганевич прочел свое стихотворение памяти Б. Чичибабина.

А. Гуторов и Ю. Козаровицкий рассказали о студийной жизни 60-х, а прибывшая к середине вечера Л. Гальперина напомнила о том, какой огромный общественный резонанс вызвало первое выступление Б. Чичибабина в Большом зале общества "Знание".

Были перечислены практически все литературные студии Харькова 60-х, которыми руководили Зельман Кац, Григорий Гельфандбейн, Роман Левин, Борис Котляров, Револьт Бунчуков и другие. Как сказал Ю. Милославский, "это было совсем другое время, можно было ходить на заседания разных студий, благо их было много".

Заметим, что сегодня, в 2009-м, в Харькове осталась единственная студия ("Песнь песней"), где возможен внятный, высокопрофессиональный разговор о русской поэзии. Однако, по нашим сведениям, ее собираются закрыть.

Чтоб "не пресеклась связь времен", доброхоты думают о возрождении литстудии в Чичибабин-центре или (и) учреждении новой в предполагающемся к открытию в Харькове Русском культурном центре. Эта работа требует финансирования, и отрадно, что такой пункт занесен в Программу Харьковского облсовета по развитию русского языка.

Небольшой зал гостеприимной городской галереи был переполнен: зрители (с немалым числом молодых лиц) и представители СМИ полностью оккупировали и лесенку, ведущую на подиум, и пол подиума, а многие из тех, кому не досталось сидячих мест, смогли даже выстоять все два часа этого действа-общения. Скромно в задних рядах зрителей появился экс-мэр Харькова Михаил Пилипчук, глава Международного фонда имени Чичибабина.

В завершение Ю. Милославский (прибывший на вечер специально из Москвы, где от Русской православной зарубежной церкви был делегатом Поместного Собора, избиравшего Патриарха РПЦ), прочел четыре "именных" стихотворения, тематически связанных с Харьковом: "На памятник Тарасу Шевченке в Харькове" (Посвящение С. Минакову), "На 70-летие со дня рождения В. М. Мотрича", "Баллада о беглеце" (Посвящение Р. Гуриной), а также "На разрушенное старое кладбище в Харькове, именуемое Молодежный парк".

Будучи ведущим вечера, автор этих строк подчеркнул, что фигура Бориса Чичибабина является сущностнообразующим столпом в том духовном пространстве, которое с меткой подачи Ю. Милославского именуется Харьковской цивилизацией. Чему свидетельством стало памятное собрание, вызвавшее такой живой отклик у харьковчан разных поколений.

На снимках: Б. Чичибабин в 1960-е; на вечере, 7 февраля 2009 г., Харьков - слева направо - С. Минаков, Р. Гурина, А. Гуторов, Ю. Милославский, Г. Шмеркин, Э. Сиганевич (фото Анны Минаковой).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Станислав Минаков
«И гимн любви, гимн благодатный…»
К 205-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова)
03.10.2021
Белгородское чудо
Паломники со всей России приезжают в этот окраинный храм
27.09.2021
Неодержанная победа
История Порт-Артурской иконы Божией Матери
30.08.2021
Белая птица Богдана Ступки
На 80-летие со дня рождения выдающегося артиста
27.08.2021
Все статьи Станислав Минаков
Последние комментарии
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от Советский недобиток
23.10.2021 18:37
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Георгий Н.
23.10.2021 18:33
Охранять и нести Свет Христов всему миру
Новый комментарий от Алексей Ощепков
23.10.2021 18:29
Идеология Третьего Рима
Новый комментарий от Константин В.
23.10.2021 18:24
Царство ближних
Новый комментарий от Советский недобиток
23.10.2021 18:21
Обыкновенный феминизм
Новый комментарий от Владимир Петрович
23.10.2021 16:41