Альманах открывает пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского , по благословению которого и была издана сия книга.
"Христос воскресе. Всего два слова! Но какие это дивные слова, они выражают неколебимую нашу веру в отраднейшую для человека истину о нашем бессмертии... Возрадуемся и возвеселимся!" - возвещает митрополит Климент.
Наместник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря игумен Серафим (Савостьянов) подробно излагает свои мысли о духовной, социальной и культурной роли православных средств массовой информации. (В моём понимании вся классическая русская литература по своей сути была православной). "Шаблонность мысли и сюжетов, однотипность материалов, - пишет автор, - монотонность интонаций, равно как и беспочвенная пафосная напыщенность, оторванность от жизни, могут только отталкивать читателя... Давайте стараться пристальнее всматриваться в лица наших современников, и тогда мы увидим, что и в сегодняшней жизни есть место молитве, есть место подвигу, есть место жертвенному служению".
Один из участников альманаха, сотрудница журнала "Славянка" Анастасия Николаева справедливо называет церковнославянский язык - язык православного богослужения - национальным достоянием.
На страницах альманаха известный русский писатель Владимир Крупин в беседе о родном языке с корреспондентом "Вестника" Галиной Крупиной высказывает много серьёзных мыслей: "Я заметил, что чем глубже и внимательнее иностранец изучает Россию, тем сильнее влюбляется в неё. В России есть некая магнитная притягательность женственности, вековая мудрость, добрый юмор и спокойное терпение". "Я вижу в молодёжной аудитории такие ясные, чистые глаза. У нас очень много красивых девушек и мужественных сильных парней"...
Беседа их настолько многогранна и интересна, что читатель, взявший в руки альманах, с удовольствием прочитает её до конца и захочет перечитывать вновь. В беседе упоминаются имена Распутина, Белова, Бурляева и многих других замечательных людей России. "Россия, - сказал Крупин, - страна, вписанная в Вечность. А мы - сыны России... Для русских Истина - Христос, другой не будет отныне и довеку, пока до этой истины мы не поднялись, будем копошиться в своих правдах".
Здесь напечатаны и отдельные рассказы Галины Крупиной: "Любовь спасающая" и "Встреча со сбывшейся мечтой".
Восемь страниц в альманахе предоставлены румынскому православному богослову Думитру Станилоэ. Его работа "Святоотеческое наследие" достойна не только прочтения, но и внимательного изучения.
Интересны и поучительны беседы члена Союза литераторов России Андрея Сигутина с иереем Георгием Казанцевым о покаянии; с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым о православии и власти; с отцом Андреем Лобашинским о присутствии Божием; с казачьим атаманом Игорем Константиновичем Лизуновым о пути к Богу через ратоборство. Все интервью чётко вписываются в общую идею: "Человечество освятилось Богом". Мы должны приложить усилия, чтобы воспользоваться даром Божьим - спасением, которое есть освобождение от духовного недуга, исцеление и преображение. Цель спасения - приближение и соединение человека с Богом, с Христом. Беседы Андрея Сигутина с разными священниками помогают читателю постичь глубину истин Православия, понять и полюбить его, открыть для себя спасительное предназначение многих Таинств.
В альманахе также достойно представлены краеведческие художественные очерки Аллы Тагиевой: "Исторические реликвии Свято-Пафнутьева Боровского монастыря", "551 год прошёл с той поры, когда в глухом лесу на берегу быстрой холодной речушки Истерьмы основан монастырь"; очерк "Княжий дар - колокольня" рассказывает, что "древнерусские храмы колоколен не имели... Колокольню подрядились вознести артельные люди из Малоярославца... Деньги дал князь К.О.Щербатов".
Привлекательны по мыслям, находкам и повествованию её другие очерки: "Риза преподобного Пафнутия", "Воззри в Летописец сей", "Выдающийся русский историк и археограф" (об архимандрите Леониде (Кавелине), "Дорогой сердцу уголок России" (о неожиданном восстановлении храма Георгия Победоносца в селе Отякове Боровского района Калужской области. "Братья и сестры! - взывает автор. - Помогите храму святого великомученика Георгия Победоносца!".
Нова и душевна беседа Ирины Есинской с реставратором Ярославом Рылло. Беседа эта названа словами признания собеседника: "Сильнее, чем фрески Пафнутьева монастыря, у меня в жизни не было ничего". А ведь реставратор до этого участвовал в работах по восстановлению фресок и росписей Тихвинской иконы в Троице-Сергиевой Лавре, Иоанно-Предтеченском соборе Екатеринбурга, храме Преподобного Серафима в Сарове, соборе Казанской иконы Божией Матери в Дивеево, Сергиево-Казанском соборе Курска, древнем Успенском соборе города Дмитрова, реставрации фресок храма Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре Москвы; Ярославу Рылло удалось спасти плафонную живопись 18 века в Свято-Екатерининском монастыре подмосковного города Видное.
Удивительно чисты очерки Ирины Есинской: "Человек - икона Божия", "Людогощенский крест", "Десять дней на святой земле Сербии" и "Как Никита часовню строил" (о селе Агрофенине, о храме и часовне, посвящённым Успению Пресвятой Богородицы).
Автор Ника Веденёва представлена на страницах альманаха рассказами "Искусство древнее шитья" и "Когда не плачут ангелы". В первом рассказе она углубляется в историю искусства церковного шитья: "...Сама Пресвятая Дева была причастна к этому искусству и пряла пурпур и багрянец для обновленной завесы храма Соломона. Благовестие Деве Марии было принесено Ей Архангелом Гавриилом в то время, когда Она пряла пурпур, что и отражено в иконных изображениях святого Благовещения". А во втором - автор замечает неповторимые "свои истории" у каждого отдельного православного храма, хотя все они и объединены общей российской историей.
В альманахе напечатаны талантливые стихи поэта Александра Андрианова и духовная беседа его супруги Натальи со священником Алексеем Тимаковым. В пасхальные дни эта строфа поэта имела особое звучание:
Воскресенье - привычное слово,
День недели, для нас - "выходной".
Нам неведомо пламя Христово,
В мир сошедшее Жертвой одной...
Откровением для читателя станут путешествия писателя Галины Вайгер по Сербии и Черногории и её встречи с вице-президентом "Золотого Витязя", лауреатом премии имени С.Ф. Бондарчука Йованом Марковичем. Фотоиллюстрации, которые она привезла из поездки к своим рассказам, просто восхитительны.
Впрочем, это замечание относится и ко всему альманаху в целом.
Писатель Нина Павлова, автор широко известной книги "Пасха красная", напечатала в альманахе "Непридуманные рассказы". В одном из них она напоминает о ритуальном убийстве трёх оптинских монахов и рассказывает об одном их них - Василии (Игоре Рослякове). Другие её рассказы тоже основаны на реальных событиях.
Театральный критик Галина Литвинцева "во имя детской души" рассказывает о театре "Ковчег" воскресной школы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, лауреате Всероссийского фестиваля школьных театров "Русская драма".
Альманах предоставил место на своих страницах и иноку Максиму (Смирнову), выступившему с рассказом "Солнце "бабьего лета", и послушнику Николаю Колмогорову с очерком-рассказом "Летнее путешествие или паломничество домой". В рассказе Колмогорова есть строки: "Во многом был прав царь Фёдор Иоаннович, задумывая перенести столицу России в город Боровск"...
Несколько слов о внешнем виде книги. Альманах выполнен в полноцветном "глянцевом" варианте большого журнального формата. Редко можно встретить такое прекрасное издание. Книга вышла в дни Пасхи Христовой.
Сердечное спасибо авторам и самим созидателям альманаха: главному редактору игумену Серафиму, заместителю главного редактора Ирине Есинской, верстальщику Александру Костыреву.
Уверен, что этот альманах имеет непреходящую общероссийскую значимость.
И ещё. Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить гл. редактора журнала "Славянка" С.В. Тимченко и гл. редактора еженедельника "МВ-Обнинск" А.В. Сигутина с награждением медалью "За развитие русской мысли" имени И.А. Ильина, которой они удостоены за активную литературную, патриотическую и общественную работу, направленную на укрепление национальной, православной и нравственных традиций русского народа.
Анатолий Демидов , член Союза писателей России, русский писатель