О мнимом отсутствии идеала христианской семьи в истории России

О некоторых высказываниях протоиерея Георгия Митрофанова

Иеромонах Кирилл (Зинковский) 
Проблемы семьи и брака 
0
15.04.2008 258

От редакции: Необычная трактовка некоторыми известными богословами основополагающих представлений о нравственных устоях православной семьи на январской просветительской конференции "Таинство Брака - Таинство Единения" в Санкт-Петербурге вызвала оживлённую дискуссию как на страницах нашего сайта, так и в других печатных и веб-изданиях. К сожалению, порой эта дискуссия выходила за рамки сущностного анализа «новой нравственности», предложенной петербургскими богословами, склоняясь к обсуждению нравственных качеств самих участников дискуссии.
На днях мы получили отклик на январскую конференцию коллег богословов-новаторов - преподавателей Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, кандидатов богословских наук, братьев иеромонахов Кирилла и Мефодия (Зинковских). Надеемся, что публикуемый ниже текст станет основанием для более конструктивного обсуждения темы и своеобразным приглашением принять участие в дискуссии и других заинтересованных православных, как духовного звания, так и мирян.


Очень больно было на душе, когда пришлось ознакомиться с материалами конференции по проблеме семьи, состоявшейся в январе этого года в нашей епархии. Весь пафос речи уважаемого преподавателя Санкт-Петербургской Духовной Семинарии прот. Георгия Митрофанова вызывает недоумение. По мнению отца Георгия, искать идеал христианской семьи в прошлом России - едва ли перспективный путь для современных молодоженов, а «пытаться строить семью по каким-то патриархальным, вычитанным из репринтных изданий представлениям - значит обрекать себя на заведомую неудачу». Но, прежде всего, надо заметить, что, к сожалению, современная молодёжь за крайне редким исключением не обращает свой взор в сторону «репринтных изданий» и житийной литературы. Задача пастыря в наши дни - стремиться привлечь внимание молодых к тому лучшему, что имеем мы в наследии православного опыта жизни в русской стране за тысячу с лишком лет её бытия, а не сеять сомнение в самом существовании этого драгоценного наследия, о котором большинство из них и не знает или имеет и без того явно извращённое представление.

Более того, опыт и наследие семейной святости на Руси весьма богаты. Удивительно слышать из уст учёного историка, что якобы «среди сонма русских святых практически отсутствуют семейные люди».

Для опровержения данного тезиса начнём с первой по хронологии русской святой - равноапостольной княгини Ольги, принёсшей в X веке православную веру на Русь. Она была не просто женщиной-домохозяйкой, а великой устроительницей Земли Русской. Государственная деятельность княгини Ольги была направлена на сплочение разрозненных русских земель, на укрепление Киевской Руси. Не меч, а мудрость и ум служили ей орудием в осуществлении этого замысла. Затем внук её, равноапостольный князь Владимир, отец святых страстотерпцев Бориса и Глеба и святого великого князя Ярослава Мудрого. Святая супруга князя Ярослава Ирина (в монашестве - Анна), дочь шведского короля Олафа Шетконунга (994-1022), получившая исключительное для того времени образование, уже при жизни прославилась своими добродетелями. Святитель Илларион Киевский упоминает о её благочестии в своем знаменитом «Слове о законе и благодати». Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей! Особенно известны её сыновья - святой благоверный князь Владимир Новгородский (+1042, память 4 окт.), великий князь Изяслав Киевский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха). Три её дочери стали супругами королей во Франции, Венгрии и Норвегии. Во время отсутствия своего супруга княгиня Ирина оставалась заведовать государственными делами в Киеве. Уделив большую часть своей жизни воспитанию детей, в конце жизни княгиня приняла монашеский постриг с именем Анна в Великом Новгороде, где и скончалась в 1051 году и известна как святая княгиня Анна Новгородская. В её жизни ярко проявилось «творческое начало человеческой личности», она положила начало «соединению двух путей святости - святых благоверных княгинь и преподобных, то есть деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига» (1). Начиная со святой Анны, постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни, русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия!

И другая почитаемая русская святая - Иулиания Лазаревская, мать 13-ти детей, вряд ли может быть названа «тяготящейся» семейным уделом жизни! Она всю жизнь провела в миру, и её подвиг также раскрывает тайну русской женской святости.

Заявление прот. Митрофанова о «вполне конкретном ощущении профанности семьи и сакральности монашества» среди народа, о «нежелании вступать в брак, отторжении от семьи» некоторых святых жён ни в коем случае нельзя считать верным и полным отражением всего комплекса идеалов Святой Руси. Это подтверждают жизнеописания Святых Петра и Февроньи (XIII век), св. блгв. кн. Александра Невского (XIII век), в роду которого насчитывается целая плеяда святых, св. кн. Анны Кашинской и её мужа св. кн. Михаила Тверского (XIV век), имевших пятерых детей, св.кн Андрея Боголюбского (XII век), св. кн. Феодора Смоленского (XIII век) св. кн. Константина Муромского и его святых детей - Михаила и Феодора (XII век), святых Кирилла и Марии Радонежских (XIV век), даровавших Руси великого молитвенника преподобного авву Сергия, св. кн. Димитрия Донского и его супруги святой Евфросинии Московской (XIV век). Можно было бы и ещё продолжить этот список русских святых, проживших или всю или большую часть своей жизни в миру.

Что касается высказывания прот. Георгия о блаженной Ксении Петербургской, то, хотя и верно, что «кончина супруга стимулировала её духовное служение», но говорить о том, что «в семье она не могла проявить себя должным образом» представляется слишком смелым или даже дерзким фантазированием о возможной судьбе святой при теоретически возможном ином Промысле Божием о ней. Непоследовательностью и предвзятостью грешат и рассуждения о Царственных страстотерпцах. По мнению прот. Георгия «рассматривать царскую семью как идеал православной семьи не приходится, - хотя это и была очень хорошая семья». Объяснение такой «невозможности» дается через подсчет политических ошибок, допущенных по мнению о. Георгия, Св. Императором, как государственным деятелем. По последнему поводу можно спорить и рассуждать, но почему не воспользоваться несомненно, что и признано множеством людей, прекрасным опытом в семейных отношениях святого царственного семейства?

Обратимся далее к словам о. Георгия о том, что в "Домострое" нам предлагается культ патриархальной многодетной семьи, больше напоминающей не христианскую, а мусульманскую. Женщина там поставлена в положение почти что неодушевленного "аппарата" по производству детей и обустройству быта".

Насколько грубой является подобная оценка данного литературного памятника средневековой Руси может служить хотя бы мнение видного русского богослова и ученого историка митрополита Макария (Булгакова), согласно которому «правила, изложенные в Домострое, были господствующими у нас в 16 веке и представляли собою как бы идеал, которому тогда старались следовать лучшие люди» (2). Полезно вспомнить, что предшественниками о. Георгия в безосновательной критике этого памятника, а вслед за ним и всего строя Древней Руси, были революционеры-разночинцы и вождь большевистской революции Ленин.

Преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, кандидаты богословских наук, иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские)


1. Трофимов А., Святые жены Руси, Москва, 1994, стр.28

2. Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви, кн. 4, ч1, Москва, 1996, стр. 44

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Иеромонах Кирилл (Зинковский)
Все статьи Иеромонах Кирилл (Зинковский)
Проблемы семьи и брака
«Российская семья: как сохранить традиции и обрести новые смыслы»
В одноименном докладе ВЦИОМ и АНО «Национальные приоритеты» подробно рассмотрены проблемы современной российской семьи
27.09.2021
«Детей надо воспитывать, а не выращивать».
О трагедии в Перми и сектах
24.09.2021
«Недопустимо благословлять ЭКО ни при каких обстоятельствах»
Пора принять концепцию традиционной семьи, согласно которой продолжение рода осуществляется только в результате естественных отношений между мужчиной и женщиной
24.09.2021
Сделка с дьяволом…
Мир накрыла ужасающая катастрофа – слуги сатаны, разрушая семью, разрушают Церковь
23.09.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Вероятно, это – последние выборы
Новый комментарий от В.Р.
27.09.2021 14:25
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Геннадий С.
27.09.2021 13:59
Верность монарху и верность Президенту
Новый комментарий от Координатор
27.09.2021 11:34
Идёт мощнейшее лоббирование гомосексуализма
Новый комментарий от E.O.
27.09.2021 07:49