"Владыка Лавр был призван Провидением в судьбоносное время"

Эксклюзивное интервью Русской линии архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона

От редакции: 11 мая начинает свою работу Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, который должен 12 мая избрать нового Первоиерарха РПЦЗ. В преддверии этого важного события в жизни нашей Церкви Русской линии дал интервью председатель Предсоборной комиссии архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский ИЛАРИОН, руководящий деятельностью Архиерейского Синода РПЦЗ после кончины приснопоминаемого митрополита Лавра. С владыкой беседовал известный публицист Андрей РЮМИН.

архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион- Ваше Высокопреосвященство, что значил для Вас лично Митрополит Лавр? Как можно сформулировать главную задачу его Первоиераршего служения?

- Почивший Владыка Митрополит был для всех нас любящим отцом. Кротким, любящим, все понимающим и сострадательным отцом, никогда и никого не отвергавшим, - кто бы ни обращался к нему за помощью и советом. Пожалуй, этим все сказано.

Владыку Лавра всегда отличали простота и доступность: и когда он был "только" епископом, и когда удостоился архиепископства, и после избрания Митрополитом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Эти его простота, доступность и немногословность часто вводили в заблуждение тех, кто был далек от Церкви, совсем не был знаком со святоотеческими правилами: мудрый, необычайно проницательный, духовно утонченный, читающий в людских сердцах Владыка Лавр оставался ими не понят.

Когда Владыка Лавр был избран нашим Первоиерархом, эти его качества проявились и в том, как он руководил заседаниями Синода - всегда очень рассудительно, неспешно. Он избегал принятия скоропалительных решений, всегда считал, что нужно сперва хорошенько обдумать, все взвесить, принять во внимание все обстоятельства.

Повторяю, он был для нас отцом, и его уход в мiр иной оставил во всех нас чувство пустоты, огромной потери и сиротства.

Самая суть, высший смысл Первоиераршего служения Владыки Лавра проявились в том, что именно он был призван Провидением в судьбоносное время. Время совершить дело воссоединения двух частей Русской Православной Церкви. Время восстановить прежде существовавшее (о чем иногда забывают) евхаристическое общение Церкви Зарубежной с Церковью в Отечестве.

- О Вашей родной епархии, т.е. об Австралийской Руси, Владыка, у нас известно значительно меньше, чем, скажем, о Руси Американской. То немногое, что мы знаем, говорит о том, что русские эмигранты в тех краях свято хранят свою русскость, свой язык, и, прежде всего, свою Православную веру. Кто Ваши прихожане? Какова история их появления в Австралии?

- По сравнению с Североамериканской Русью - Русь Австралийская несколько более молода. Православные русские в значительном числе появились в Австралии в 20-е годы минувшего столетия, когда казаки-белоэмигранты обосновались в провинции Квинсленд на севере континента. В городе Брисбене в 1927 году ими был основан православный храм, существующий до сего дня, - это наш Свято-Николаевский кафедральный собор. И уже позже последовала значительная волна эмигрантов из Китая: в 50-60-е годы, в период кампании китайского коммунистического режима по вытеснению русского населения и в период т.н. "культурной революции". Люди бежали; большинство тогда переселилось на родину, в Россию (тогдашний Советский Союз), но многие этого не захотели и отправились в страны Запада и в Австралию. В Австралию двинулись русские эмигранты, жившие в Харбине, Шанхае, Трехречье, Западном Китае - Синьцзяне.

Так как в Харбине эмигрантам полностью удалось сохранить уклад русской жизни, каким он был в старой дореволюционной России (при невмешательстве и даже с помощью тогдашних китайских властей), "харбинцы" принесли в Австралию русские культурные традиции, знания, и - русские основы жизни церковной. Для сохранения всего этого в Австралии люди собрались вокруг Православной Церкви, или, вернее, Русская Православная Церковь собрала их в своей ограде. Удалось наладить русскую общественную жизнь, противостоять ассимиляции, растворению в местной среде. Еще одна большая волна русских эмигрантов была из Западной Европы, главным образом, после Второй мировой войны. Они тоже влились в церковную жизнь, как постепенно вливаются в нее сегодня и многие новоприбывшие. Мы продолжаем эту борьбу, стараемся сохранить нашу молодежь, - на которую оказывают влияние смешанные браки и окружающая среда, - делаем все, чтобы она осталась русской, сохранила язык и культуру.

Среди нашей паствы не только русские - есть и обращенные австралийцы, принявшие Православие. Мы рады тому, что с помощью Божией сумели распространить в Австралии свет Православной веры.

- Австралийская Русь также пострадала от расколов последних лет...

- Да, мы очень скорбим о части (хоть и не слишком значительной количественно) духовенства и мирян, отошедшей от общения с Церковью и сразу же разделившейся на несколько враждующих между собой группировок.. Мы допускали, что нечто подобное может произойти. Нужно молиться за них. И еще - надо стараться пояснить им, что положение в Русской Церкви, в России, - изменилось, что сегодня все не так, как было при советской власти, и что наше воссоединение в этих новых условиях - есть удивительное, великое чудо Божией милости. Многие из этих людей продолжают оставаться в неведении, так как они черпают сведения о жизни в России из враждебных России средств массовой информации. Но есть и такие, которые отравлены сами и стараются отравить других. Для них, прежде всего, характерно отсутствие любви. Если почитать все то, что пишут в Интернете эти люди на своих раскольничьих сайтах, видно, что у них нет любви, а это значит - среди них нет Христа.

- Как Вы, Владыка, относитесь к идее формирования в русском церковном рассеянии митрополичьих округов? Эту идею несколько лет назад озвучил Святейший Патриарх Алексий. Возможно ли преобразование нынешней Русской Зарубежной Церкви в несколько митрополичьих округов? Или сохранение теперешней структуры Русской Зарубежной Церкви представляется Вам более приемлемым на данном этапе?

Для меня сама эта идея, - исторически известная, - сегодня представляется новостью. Кстати, насколько я помню, Святейший Патриарх Алексий говорил, скорее, об объединении православных приходов русской традиции в Западной Европе. А митрополичьи округа были в первый период после возникновения Русской Зарубежной Церкви, при ее создании. Тогда образовались Западно-Европейская, Северо-Американская и Дальневосточная митрополии. Итогом такого административного деления стали расколы, и митрополичьи округа прекратили свое существование. Я не вижу в наше время ни причин, ни условий для их возобновления.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Иларион (Капрал):
Право править
Беседа с Первоиерархом РПЦЗ о 30 годах его архиерейства
10.12.2014
«Узнайте Россию, и вы поймете, что она вам не враг, а друг...»
Предстоятель РПЦЗ посетил Пафнутьев-Боровский монастырь
17.09.2014
Когда Европа оставила Христа...
К 100-летию начала Первой мировой войны
10.08.2014
Все статьи автора
Последние комментарии
Режим самоизоляции продлён до 30 апреля
Новый комментарий от Коротков А. В.
04.04.2019
Мировые заговорщики надеются на авось
Новый комментарий от Наблюдатель
04.04.2019
Какая линия победит?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
04.04.2019
«Путин начал трансформацию Российского государства»
Новый комментарий от Советский недобиток
04.04.2019
Крест и корона
Новый комментарий от Апографъ
04.04.2019
А нужны ли Таинства вообще?
Новый комментарий от Сант
04.04.2019
«Надеемся на милость Божию»
Новый комментарий от Сергей Абачиев
04.04.2019