Например, не так давно представители националистических организаций Черниговской области обратились в местные органы власти с требованием запретить деятельность местного отделения "Союза верных казаков". Раздражение националистов было вызвано активным участием членов этой организации в защите Свято-Екатерининского храма г. Чернигова от притязаний псевдоцерковной националистической группировки - т. н. "киевского патриархата".
Известный украинский националист Александр Гудима, председатель "братства Андрея Первозванного" т.н. "украинской автокефальной православной церкви" является автором целого ряда обращений в СБУ по поводу деятельности "чужеродных для Украины" подразделений донского казачества, якобы угрожающих безопасности государства. Скорее всего, такая позиция продиктована характерным для украинских националистов стремлением уничтожить всяческое напоминание о подлинной истории земель, входящих в состав нынешней Украины. Знакомым с историей лицам хорошо известно, что в пределах современной Украины находится два крупных дореволюционных поселения донских казаков - станиц Новониколаевской (ныне г. Новоазовск Донецкой области) и Луганской (ныне пгт. Станично-Луганское Луганской области).
Однако значительная часть организаций, кощунственно присвоивших себе наименование "казачьих", представляют из себя своеобразную силовую структуру украинских националистов, прецедент использования которой в разного рода конфликтах имеет место в новейшей истории Украины.
Даже в публикациях такого прозападного СМИ, каковым является интернет-сайт украинской службы Би-Би-Си, в статье Романа Лебедя "Сколько гетманов нужно Украине?", отмечается, что многие казачьи объединения Украины, будучи зарегистрированными в качестве общественных организаций, тем не менее, обладают всеми признаками военизированных формирований.
Принимая во внимание то, что президент Украины Виктор Ющенко проявляет значительный интерес к казачьей тематике, издавая указы и распоряжения, призванные содействовать процессам "возрождения украинского казачества", роль псевдоказачьих антиправославных и прозападных организаций существенно возрастает.
В значительной степени этим характеристикам соответствует всеукраинская общественная организация "Украинское реестровое казачество" (УРК), лидер которой Анатолий Шевченко, будучи приверженцем идей филокатоличества и экуменизма, работает над созданием мощной международной структуры, свое членство в которой несколько лет назад пожелал оформить сам римский папа Иоанн Павел II. Употребление такого термина как "реестр" в названии организации, как бы указывает на существование некого элитарного списка ее членов, который, пополняясь представителями бизнес-элиты и госструктур, писателями и актерами, молодыми людьми, заканчивающими обучение в ВУЗах и школьниками, преподавателями учебных заведений, к настоящему времени насчитывает уже более семидесяти тысяч человек.
Публикации газеты "Украина козацька" - официального печатного органа УРК, свидетельствуют о симпатиях "реестровиков" к представителям раскольнических структур и униатам. Так, из 67 (21-22) за ноябрь-декабрь 2007 года, который посвящен "духовным проектам реестрового казачества" можно узнать, что "украинское реестровое казачество активно сотрудничает с украинской православной церковью киевского патриархата, украинской греко-католической церковью и ведет постоянный диалог со всеми религиозными конфессиями".
Следует сказать, что Анатолий Шевченко принимает в ряды УРК представителей нетрадиционных для Украины религиозных течений, а также иностранцев, готовых участвовать в реализации упомянутых "духовных проектов реестрового казачества", к которым прежде всего относится построение некого абстрактного "Храма Веры, Надежды и Любви". Сегодня членами УРК являются такие лица как экс-директор компании "Моторолла", председатель "духовного центра независимых религиозных общин церкви Христовой в Украине "Благовест" Керолл Бейли, занимающий должность атамана УРК в США, японский барон Йошихико Окабе, а также другие представители США, Венгрии, Австралии и Новой Зеландии.
На фоне этого активисты УРК постоянно обращаются к идеям украинского национализма. Например, наиболее значимым "свершением" УРК в 2007 году стала установка памятника командующему Украинской повстанческой армии гауптштурмфюреру Роману Шухевичу в Ивано-Франковской области. В 2008 году планируется открытие памятника Ивану Мазепе, при чем для увековечения имени этого одиозного "героя" на этот раз выбран один из райцентов Харьковской области г. Коломак. Об этих "общественно-значимых" деяниях УРК его лидер Анатолий Шевченко, участник совета директоров ультранационалистического Конгресса украинцев, посчитал нужным рассказать в особом письме, направленном на имя президента Виктора Ющенко.
Достаточно бегло просмотреть заголовки информационных сообщений на сайте УРК www.kozatstvo.org.ua, чтобы понять, что руководство "реестрового казачества" считает своей первоочередной задачей организацию работы в юго-восточных регионах Украины, из которых основной интерес для него представляет Автономная республика Крым.
В январе 2008 года представители "украинского реестрового казачества", съехавшиеся со всех регионов Украины в Севастополь, провели учредительный съезд, на котором было объявлено о создании новой политической силы - Всеукраинской казачьей партии. Лидером партии был избран Богдан Вуйко, который в 2007 году баллотировался в Верховную Раду Украины по списку националистического пропрезидентского блока "Наша Украина - Народная самооборона". По мнению выступавшего на съезде начальника штаба Галицкого округа УРК Василия Павлечко, казачью партию ждет большое будущее, т.к. "на генетическом уровне у каждого избирателя проснется воспоминание про славное казачье прошлое, избиратель вспомнит о гетманской Украине и отдаст голос за ее возрождение".
Не переоценивая возможности данной политической силы, отметим, что ее создатели, по-видимому, рассчитывают найти поддержку именно на востоке страны. Известно, что традиционной "казачьей вотчиной" Украины считается отнюдь не Галичина и Волынь, а исконно-православные земли Донбасса, Левобережья и Слобожанщины. Кроме того, на Крымском полуострове, занимающем уникальное географическое положение, проживает немало выходцев из Краснодарского края и уже существует влиятельное казачье движение. Интересно, что сам лидер реестрового казачества Анатолий Шевченко, принимавший участие в крымских мероприятиях УРК, в одном из своих выступлений сравнил новую политическую реальность, связанную с экспансией униатско-сектантского "казачества" в Крыму, с символическим "крещением казаков в Черном море".
С декабря 2007 года в некоторых СМИ Украины с целью привлечения симпатий населения юго-востока страны к "реестровому казачеству", стартовала пропагандистская кампания, связанная с началом строительства в Крыму т.н. казачьего городка УРК. "Реестровое казачество" планирует "подарить" крымчанам грандиозный по своим масштабам комплекс в Симферополе, который будет включать современный жилой массив с детским садом и спортивными сооружениями, а также здание главного штаба крымской организации УРК. На средства "реестрового казачества" также будет построена новая база отдыха в Николаевке, состоящая из пяти семиэтажных корпусов.
Очевидно, обладая значительными материальными ресурсами, представители УРК стремятся привлечь в ряды "реестрового казачества" как можно больше жителей Крыма. Принимавший участие в церемонии закладки поселения гетман УРК в Крыму Анатолий Франчук заявил, что, наконец-то, для крымчан появится место, где они смогут "работать, жить, учится и отдыхать". Для воспитания крымской молодежи в "правильном духе" на территории поселения предполагается создать специальные учебные заведения - духовный лицей, а также институт бизнеса.
Центром казачьего городка должен стать Свято-Екатериниский храм - "первый казачий храм на Украине", вместимостью в тысячу человек, для закладки которого 24 декабря 2007 года руководством УРК был приглашен иерарх Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. По информации интернет-сайта УРК, митрополит Лазарь в тот же день заявил о своем желании вступить в ряды "украинского реестрового казачества" и быть духовником УРК. Это более чем странное заявление митрополита Лазаря, по-видимому, объясняется малой осведомленностью священноначалия УПЦ МП о деятельности УРК.
Из публикаций официального сайта УРК известно, что "реестровое казачество" уже имеет духовника в лице униатского священнослужителя Василия Пантелюка, настоятеля кафедрального Покровского собора украинской греко-католической церкви Донецка. Не секрет, что и сами "реестровики", построившие на свои средства в 2007 году униатский храм Рождества Христова в Донецке, на страницах своей газеты "Украина козацька" признают целесообразность объединения "униатской и православной церкви в украинский патриархат".
Исходя из этого, возникает следующий вопрос: не является ли возведение "первого на Украине казачьего храма" в г. Симферополе частью некого хитроумного плана прозападных политических сил, в котором не последнюю роль играет "украинское реестровое казачество"?
Широков Андрей,
Всеукраинское объединение "Православный выбор",
Всеукраинское Православное братство Александра Невского,
Информационный центр Объединения "Русское содружество"