А ведь если человек искренне не знает, в чем ему каяться, - это свидетельствует о том, что верующий еще не соединен с Богом. Как сказал Спаситель: "приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня" (Мф. 15). Отсутствие личных отношений со Христом - показатель бездуховной жизни. А значит, спасение души у подобного рода людей - под большим вопросом. Ибо без покаяния нет спасения...
Конечно, покаянное чувство, благодатное сокрушение сердечное и осознание всей мерзости греха, закабалившего душу, - это дар Божий. Однако, как известно, для обретения дара Свыше необходимы желание и готовность человека его принять. Следовательно, первый шаг к покаянию - решимость вымолить у Бога способность видеть собственные грехи (которые, по словам св. Отцов "бесчисленны, как песок морской"). Проще говоря, у тепло-хладных христиан совесть спит, а нужно испросить у Господа ее разбудить... Воистину: "Господи, дай мне зрети моя прегрешения...".
Каковы же основные причины того, что человек, называющий себя православным, не знает, в чем каяться? Почему отсутствует у него глубокое покаяние? Во-первых, оттого, что он не осознает своего призвания: уподобиться Иисусу Христу. (Ведь "Христос стал таким, как мы, чтобы мы стали такими, как Он"). Выражаясь современным языком, у человека нет желания стать похожим на Господа и иметь характер Христа. "Мы призваны не подражать Христу внешне. Мы призваны внутренне стать тем, что Он есть, приобщиться Ему жизнью..." [1]. "Согласно православной традиции, подражание Христу заключается в "соработничестве" Бога и человека, возрожденного благодатью, для достижения последним богоподобия и обожения" [2]. К сожалению, нередко чадо Божие не видит вышеизложенной цели, к которой необходимо стремиться. Поэтому покаяние у такого верующего становится формальным и бесплодным. А исповедь частенько превращается просто в "допуск" ко Причастию. Ибо грех не рассматривается им как препятствие на пути к Господу, которое необходимо преодолеть. Более того, у "бесцельного" верующего происходит смещение акцента с Бога на себя. Как подметил один священник: несмотря на то, что покаяние - образ жизни, надо быть Христоцентричным, а не грехоцентричным. И потом, в себе нужно видеть не только грехи, но и образ Божий.
Во-вторых, потому что человек не имеет личных отношений со Христом и не понимает, какое это счастье - быть с Ним*. Выходит, у верующего нет мотива, чтобы двигаться в покаянии. Святейший Патриарх Алексий II сказал как-то: "...подлинная вера основывается... на внутреннем чувстве близости Бога, обретенном в молитвенном опыте и подвиге послушания воле Божией". А также, по словам Святейшего, "нам, христианам, необходимо со всей ответственностью осознавать свою миссию противостояния греху, свидетельства о красоте духовного мира и неоценимых радостях жизни в Боге". Но те, кто каются формально, обычно забывают, что христианство преисполнено радости о Христе Воскресшем. Старец Силуан же писал: "Как счастливы мы, христиане, какого Бога имеем...". Посему истинное покаяние должно перерастать в радость. Святитель Николай Сербский говорил: "Покаяние - радование!". Действительно, что может быть прекрасней того, чем выйти из тьмы к Свету, навстречу Спасителю... По выражению св. Антония Великого, грех есть медная стена между Богом и человеком. Покаяние же разрушает эту стену...
И, в-третьих, отсутствие покаяния возникает из-за невосприятия Слова Божьего как руководства к действию. Ибо подвижнику благочестия необходимо постоянно сравнивать свои чувства и образ мыслей с высокими идеалами Священного Писания, чтобы жить по воле Божией. Православные призваны иметь "ум Христов" и в нас "должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Флп. 2). Не правда ли, если подходить к работе над своей душой с этой позиции, то появится стимул для непрестанного и глубокого покаяния? Тем более, что слово "покаяние" в переводе с греческого означает "перемена ума", то есть изменение себя и своей жизни.
Апостол Павел писал: "Мы... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор. 3). Как видим, мы преображаемся в образ того, что созерцаем. Поэтому необходимо предстояние пред Богом. Не случайно муж Божий Давид, написавший 50-й (покаянный) псалом, говорил: "Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня" (Пс. 15). Не потому ли Псалмопевец обладал безграничной жаждой о Боге и покаянным чувством, достойными подражания?.. Обобщая все вышесказанное, подведем итог: всем нам нужно живое, личное общение со Христом. И тогда в свете Его святости даже малейший наш грех не будет казаться чем-то безобидным и незначащим...
Примечания:
1 - Митр. Антоний Сурожский "Духовное путешествие", стр. 29.
2 - Георгий Мандзаридис "Обожение человека", стр. 59.
* - Для размышления. Слово святителя Николая Сербского о Христе. 1. "Его слово потрясло мiр, взбудоражило Палестину. Те, кому довелось увидеть Его хоть раз, ощущали потребность вновь побывать в Его присутствии: вечно на Него взирать и непрестанно слушать Его слова, через слух проникающие до глубин души". 2. "...и все преображаются от одного воззрения на Иисуса. Все забывают о том, о чем недавно думали и что чувствовали; в душе у всех одна-единственная мысль: "Иисус - Спаситель"..." (Свт. Николай Сербский "Библейские темы", стр. 197-202).
"Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства. Он внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета, падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но развевающаяся. Глаза голубые, но необыкновенно блестящие... Это прекраснейший из земнородных". (Из донесения проконсула Иудеи Публия Лентула римскому сенату).