

Ещё одно предание, неотделимое от истории Гластонбери, приводит нас к знаменитому королю бриттов Артуру и его супруге Гвиневере. Из артуровского цикла сказаний известно, что легендарный король был после своей кончины погребён на острове Авалон. Давно доказано, что в древности во время весенних паводков окрестности гластонберийского холма затоплялись водой, и холм на время фактически становился островом. Может быть, поэтому Гластонбери упоминается в кельтских мифах как Стеклянный остров. Предание утверждает, что король Артур и его супруга были погребены именно здесь, на вершине холма. В конце 12-го века монахи-бенедиктинцы, основательно перестраивая обитель после пожара, обнаружили гробницу, в которой покоились останки двух человек - мужчины огромного роста и светловолосой женщины. С этого момента монастырь надолго стал местом паломничества именно к останкам великого короля-христианина, в чём не сомневались ни монахи, ни многочисленные пилигримы. Во время Реформации, впрочем, когда повсеместно в Британии христианские монастыри и святыни упразднялись, а то и вовсе уничтожались, исчезла и могила, долгое время соотносившаяся с королём Артуром.
Наконец, нельзя не упомянуть и о св.Патрике - просветителе Ирландии. Связан ли был каким-то образом Гластонбери с этим великим святым, место погребения которого доподлинно неизвестно? Но ещё одно предание утверждает, что именно здесь св.Патрик завершил своё земное странничество.
Монастырь в Гластонбери появляется ок.700 г., и обязан своему возникновению англо-саксонскому королю Айне. Обитель посвящается Пресвятой Богородице. Но своего расцвета Гластонбери достигает во время игуменства в нём святого Дунстана, о котором у нас уже шла речь, когда мы говорили о короле-страстотерпце Эдуарде.

Именно такой человек вскоре потребуется для того, чтобы возглавить Английскую церковь, и св.Дунстан, уже при новом короле, в 957 г. избирается вначале епископом Уорчестера, а затем и архиепископом Кентерберийским. Король Эдгар Миролюбивый приблизил к себе архиепископа настолько, что тот стал главным его советником в важнейших делах. Св.Дунстан точно также помогал и его сыну, святому королю Эдуарду, которому, к сожалению, править пришлось совсем недолго... Главным делом св.Дунстана сделалась реформа монастырской жизни и самого монашества. Святитель стремился возбудить в иноках и прилежание к молитве, и любовь к труду собственными руками. Благодаря св.Дунстану православное английское монашество поднялось на достаточно высокий духовный уровень, не ослабевавший вплоть до всеанглийской катастрофы, которой явилось для страны поражение при Гастингсе в 1066 г. и завоевании Англии норманнами.
Сам же святитель Дунстан отошёл ко Господу в 988 г. Почитание его в церкви Англии было всеобщим, и в 1012 г. часть его св.мощей перенесена была в дорогой его сердцу Гластонбери. Память св.Дунстана 19 мая ст.ст./ 1 июня нов.ст.
Достойно внимания, что на иконах св.Дунстан часто изображается в окружении ангелов Божиих и с клещами в руке. Этому есть своё объяснение. Однажды святому было видение ангелов, сопровождавшееся небесным пением. Св.Дунстан сам любил играть на арфе и петь; с древнейших времён он считается покровителем церковного пения. Клещи же в его руке - знак того, что ещё иноком он нёс кузнечное послушание в обители. Предание живо и простодушно повествует о том, как однажды, когда сатана явился к святому и искушал его, Дунстан схватил клещи и ущипнул искусителя за нос... В Англии, как и в России, тоже существует древний обычай вешать над дверью подкову - так сказать, на счастье. Житие св.Дунстана, по-видимому, и легло в основание этого обычая на Альбионе. Однажды, когда святой работал в кузнице, появился диавол и потребовал подкову для своего копыта. Мудрый монах сразу же узнал врага рода человеческого и взялся за работу с таким усердием, что сатана взвыл о пощаде. Св.Дунстан отпустил диавола только тогда, когда тот согласился на одно условие: никогда не переступать порога, над которым висит подкова. Как бы ни относиться к этому повествованию, но в поэтичности ему всё же не откажешь...

...Вот уже почти сорок лет Гластонбери превращён в место проведения ежегодного рок-фестиваля, который собирает здесь десятки тысяч фанатов культуры, ничего общего, пожалуй, не имеющей со святыми Иосифом и Дунстаном. Как тут грустно не улыбнуться строчкам из песни Б.Гребенщикова, которого тоже здесь, в Гластонбери, "искушал один бес", и, судя по всему, одолел-таки нашего "беспечного русского бродягу"...
Искренне верующие англичане продолжают называть Гластонбери своим "Новым Иерусалимом". Это, безусловно, правильно, потому что святыня этого места, несмотря на все внешние разрушения и современные попытки приспособить бывшую знаменитую обитель к запросам сегодняшнего секуляризованного человека, продолжает жить в веках и привлекать сюда немалое число искателей той доброй старой Англии, которая прежде всего - страна, когда-то посвящённая Христу.
8 сентября 2007 г.