
В связи с юбилеем и за многолетнее служение Блаженнейший Владимир подарил епархии икону Николая Чудотворца с частицей мощей святого и наградил архиепископа Черкасского и Каневского Софрония орденом прп. Нестора Летописца Первой степени. Владыку Софрония поздравили представители многих государственных и общественных учреждений и организаций, от союза архитекторов Украины он был награжден золотой медалью. После литургии, праздничного обеда и экскурсии для черкасщан и гостей города был дан праздничный концерт.
Накануне торжеств мы встретились с владыкой Софронием, архиепископом Черкасским и Каневским, которого часто именуют храмостроителем, поздравили с юбилеем и задали несколько вопросов.
- Владыка, 15-летие епархии - что за период в жизни Черкасс? Как он соотносится со всей тысячелетней историей христианства на Руси-Украине. Какое место сейчас в духовной жизни черкасщан по Вашему мнению занимает церковь?

- В дни больших праздников особенно заметно, что десятки тысяч черкасщан вдруг вспоминают о вековых традициях. В церковь идут за святой водой, святят вербу, кулич, яблоки...

- А какие бы Вы дали наставления Черкасщанам? Как часто, например, нужно ходить в церковь?
- По возможности часто. По канонам человек, который пропустил без причины две воскресных литургии подряд, отлучается от Церкви. Он считает себя православным, но он - не воцерковлённый человек. Для духовной жизни этого недостаточно. Бывает свободно у человека полдня, он не знает, куда себя деть. Сходи в церковь, постой, помолись. Сама церковная обстановка помогает собраться. Но если нет времени - так дома почитай молитвы. Верующий человек должен молиться на каждом шагу - всегда, во всех случаях. К сожалению, мы теперь молимся редко. Вот я бывал в мусульманских странах. Там наступил час молитвы - все дела в сторону. Машины останавливаются, люди выходят, молятся. А у нас стесняются, проходя мимо храма, перекреститься. А как же, даже вместо вечерней молитвы у нас теперь - телевизор! Там человек насмотрится такого, что и молитва потом на ум не пойдёт. Во время фильма человек и рассердился, и переживал, и соблазнялся... А можно ли подходить к молитве, когда все это еще стоит перед глазами и занимает ум? Такая вот проблема у современного православного человека...

- Да, в этом смысле ситуация тяжёлая. Мормоны, иеговисты и некоторые другие секты во многих странах запрещены. У нас - нет. У нас в государстве спекулируют на понятии "демократия". У нас и на сатанистов смотрят сквозь пальцы. Это страшно для Украины. Раньше люди очень легко бросались ту в одну секту, то в другую. Нашего человека очень легко купить... А человеку, который однажды соблазнился сектой, потом очень трудно прийти к православию. Даже если он и порвал с сектой, он уже вкусил смертного яда, его сатана не пускает. Но теперь заметно, что люди не очень-то уже и идут к сектантам и раскольникам.
- Однако люди считают: я хожу в православную церковь, но смотрю эту передачу, чтобы духовное слушать, про Бога...
- А что там духовного? Вот я включаю передачу... Женщина про Бога говорит. Извините меня, но апостол сказал: "Женщина в церкви да молчит". А она выходит и начинает учить людей! Ну, научилась она чему-то, дьявол ей дает эту возможность. Или какой-то дёрганный проповедник с американскими завываниями... В этом нет ничего духовного! Из Святого Писания они рассказывают только то, что им выгодно...
- Владыка, по Киеву заметно, Православная Церковь выходит навстречу людям, при храмах открываются библиотеки для всех желающих, проводятся музыкальные вечера, выставки живописи, чтение духовной поэзии. Молодежь общается, проводит время при храмах, люди ездят в совместные поездки по монастырям Украины... У нас в Черкассах пока такая деятельность не очень заметна...

- Как живут сегодня сельские священники?
- Я объезжаю все приходы каждый год, чтобы видеть, что там происходит. Строятся храмы, и это радует. Но печалит то, что в сёлах идти в храм некому. Я говорил, что у нас 240 священников. Некоторые из них еле сводят концы с концами. Они приехали в село поднимать духовную жизнь, но часто наши сёла попросту вымирают. Люди старшего возраста уходят, а молодые стараются уехать в город. Сельский священник в наше время - самая бедная часть населения. Зарплата 100-150 грн., пенсионеры в селах получают намного больше. Вот приехал священник со старостой ко мне: "Освободите, владыко, чтобы мы не платили на епархию. Сегодня был доход в кассе церкви - 3 грн. На службе было 5 человек..." Некоторые не выдерживают, приезжает ко мне: дайте лучший приход. А где же его взять?.. Некоторым священникам я стараюсь помочь за счёт других приходов. Однако, как и везде средства всегда ограничены. Но и батюшки в сёлах приспосабливаются: держат свое хозяйство, кур, коров... И все равно, даже если сейчас в селах и мало посещают храмы, в каждом селе есть возможность сказать людям о высшей цели нашего существования, а людям услышать о том, что жизнь человека состоит не в том, чтобы лишь есть и пить, что в жизни есть высший смысл...
С владыкой беседовали Елена Буевич и Олег Слепынин
Фото Олега Слепынина