Подростки, в чьих руках на сегодняшний момент находятся самые современные технологии, используют их опять-таки, для того, чтобы ещё раз "поиграть в войну". Виртуальная реальность способна сейчас сделать из простого ребёнка властителя темного или светлого царств, императора римской империи или непобедимого, почти всесильного солдата.
К сожалению, в отличие от игровой реальности, у ребёнка не всё так хорошо и просто порою бывает в обыкновенной, обыденной жизни. Здесь, чтобы достичь поставленных целей, придется приложить немалые усилия. То ли дело игра, там можно победить всех сверхмощным оружием, нажав всего лишь одну кнопку. О пагубном воздействии двух реальностей (одна из которых представляет непрерывную войну) в жизни одного ребёнка или подростка говорят и врачи, и священники, и обеспокоенные родители. И дело здесь не только в огромном вреде, причиняемом физическому и психическому здоровью ребёнка. Одним из пагубных следствий, вызванных пристрастием к компьютерным играм, является потеря у ребенка правильного самоощущения в реальном мире. В том мире, где действительно постоянно идёт война, не прекращаясь ни на секунду, и абсолютно каждый человек с малых лет вовлечен в эту войну, можно сказать "другую" войну, нежели те, к которым мы привыкли.
В ней нет пролития крови, но победителю этой войны достанется несравненно больше в случае его победы, чем на кровопролитных боях. Естественно, у любого здравомыслящего человека сразу же возникнет множество вопросов после такого утверждения. Что же это за война такая? Почему она помимо того, что незаметно и скрытно ведётся ещё и не прекращается? Неужели воюющим сторонам нельзя найти какой-нибудь компромисс для примирения?
Как ни странно, но ответить на все эти сложные и важные вопросы можно словами героя одного из произведений великого писателя Федора Михайловича Достоевского. В романе "Братья Карамазовы" нам ясно дается ответ на все вопросы о "другой" войне: "Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей".
Но позвольте, могут сказать некоторые, при чем же здесь мы? У нас и помимо этого много дел, и мы не можем ещё постоянно думать о какой-то там ведущейся "другой" войне. Конечно же, проще всего вести себя как страус, зарывшись словно в песок в свои проблемы, и не замечая при этом никого и ничего вокруг. Но дело ведь в том, что рано или поздно настанет время, когда нам всё равно придется "высунуть голову из песка".
Ну, хорошо, - скажут другие, что от нас требуется? Чем мы можем защититься и с помощью чего устоять в страшной только лишь уже по своему наименованию битве против дьявола? В Послании к Ефесянам святой апостол Павел так описывает военное снаряжение воина, решившего вступить в войну с дьяволом: "Облачитесь в полные доспехи Божьи, чтобы противостоять, когда настанет чёрный день, и выстоять, сделав всё возможное. Стойте же твёрдо, препоясавшись истиной. Пусть праведность ваша будет вашей кольчугой. Пусть готовность ваша проповедовать благую весть о мире станет обувью на ваших ногах. В дополнение к этому, оснаститесь верой, как щитом, с помощью которого вы сможете загасить все огненные стрелы, выпущенные лукавым. Спасением пользуйтесь, словно шлемом, и взмахните мечом Духа Святого - посланием Божьим" (Еф.6:13-17).
Бывает так, что мы порою, не желая взять на себя труд, направленный на сбережение своей же души от погибели пытаемся выйти с "поля боя" любыми средствами, оставляя обязанности любого православного человека-воина. Мы забываем или не хотим помнить о своей душе, обезоруживаем себя своими же грехами, но при этом пытаемся переложить всю свою вину на другого.
В наше время очень часто приходиться слышать из уст православных людей слово "искушение". Опоздал ли человек на встречу, забыл ли то, что обещал обязательно принести своему другу, гневно ли накричал на кого-то - виной всему оказывается "искушение". Механизм, действующий в этих случаях довольно примитивен, но очень опасен. Мы согрешили - переложили вину на дьявола, искусившего нас - вроде бы этим оправдались - значит, покаяние нам незачем. Ведь виноваты то не мы, а дьявол!
Но возникает вопрос: "А как же сражения и битвы?". Ведь искушения, бываемые от дьявола, попускаются по воле Божией не для того лишь, чтобы мы их констатировали, но для того, чтобы преодолевая и побеждая их, мы действительно могли упражняться в борьбе против коварного и льстивого врага. Иначе мы будем похожи на воинов, вышедших на поле битвы без должного обмундирования и оружия. Они, зная, что их непременно либо умертвят, либо уведут в плен, не предпринимают при этом абсолютно никаких действий для своей защиты, оправдываясь при этом тем, что враг, скорее всего и так бы их победил.
Действительно немаловажным фактором для победы в войне является осведомленность воина о своём враге. Но при этом человек, знающий всё о враге, но не умеющий главного - пользоваться своим оружием не сможет победить в сражении. Поэтому всякий православный христианин должен, всегда помня о "другой" войне, держать свое оружие, описанное святым апостолом Павлом, всегда наготове, находясь в непрестанном духовном бодрствовании, чтобы враг не смог застать врасплох и одолеть его. Ведь следствием нашей победы в этой войне будет не просто жизнь, а жизнь с Богом.