С чего начинается Родина?

Репортаж из калужской школы родиноведения

Основы православной культуры 
0
282
Время на чтение 6 минут
У наших детей отбирают... Родину! И причем не какие-то иноземные захватчики (хотя без указки из-за океана тут, конечно, не обходится), а доморощенные чиновники от образования.

Это делается очень просто. В школах урезаются учебные часы на историю России, русский язык и литературу, переписываются на западный манер учебники по ним. А еще разнообразные Фурсенко стараются закрыть дорогу в общеобразовательные школы курсу "Основы православной культуры" (ОПК). Боятся, как бы чего патриотического, неугодного их западным "друзьям", из этого предмета не вышло. И ведь боятся не зря!


Слава Богу, еще не до всех школ дошли руки у подобных "деятелей". В Калуге и области все больше учебных заведений, где преподаются ОПК. В некоторых "Основы" идут уже два года. За это время накопился определенный опыт и проблемы. Как они решаются, я попытался узнать, заглянув в общеобразовательную школу N 28.

Едва открылась дверь одного из школьных кабинетов, как моему удивленному взору предстали две человеческие фигуры: одна - в ярком, броском царском одеянии, другая - в черной рясе русского средневекового митрополита. Первая мысль: "Уж не попал ли я в какой-нибудь монастырь?" Но, оглянувшись, понял: нет. Это был школьный музей "Угорщина", посвященный событиям 1480 года на реке Угре и эпохе правления царя Иоанна Грозного. В царском костюме посетителей, естественно, встречал самодержец (точнее, его восковая копия), а в церковном - оппонент государя митрополит Филипп. Причем костюмы сшиты в мастерской областного драмтеатра по заказу школы и в полном, до мелочей, соответствии с историческими оригиналами.

Такой музей - не причудливая прихоть руководства и педагогов. Принцип историзма - основополагающее начало в системе воспитания учеников 28-й школы. Он заключается в том, что ребята не должны терять связи с великим прошлым Родины. Школа всеми доступными средствами старается воспитывать в детях чувство гордости не только за историю своей страны, но и за ее великую культуру, созданную на мощном православном фундаменте. Родиноведческое воспитание пронизывает всю учебную систему школы от 1 до 11 класса. А "Основы православной культуры" в органичном соединении с другими предметами здесь начинают преподавать уже второклашкам.

Причем школа была первопроходцем такого воспитания. Впервые о необходимости курса, подобного современному "Родиноведению", заместитель директора по научно-методической работе школы N 28 Валентина Ивановна Чайкина задумалась еще в 1995 году:

- Чем я больше узнаю православный мир, тем больше убеждаюсь в промыслительности Господней. В Евангелии от Иоанна сказано: "В начале было Слово..." Так получилось и с нашим музеем. На одной из краеведческих конференций выступал калужский ученый. И упоминалось как раз Великое стояние на реке Угре. Этот "специалист" сказал, что река Угра названа Поясом Богородицы, потому что на ней построено очень много храмов Пресвятой Богородицы.

Я тогда и сама была не столько сведущей в этом вопросе. Но почему-то это заявление у меня вызвало сомнение. И когда в школе мы с детьми начали изучать стояние на реке Угре, я сказала: "Дети, а ведь река Угра названа Поясом Богородицы". И один ученик спросил меня: "А почему, Валентина Ивановна?" "Да я тебе не могу ответить, почему. Надо же изучить эту тему". И мы начали изучать этот вопрос. Вышли на историю иконы Божией Матери Владимирская, которая появилась на Руси одновременно с появлением Пояса Божией Матери. И выяснили, что она была принесена Иваном III из успенского собора г. Владимира в 1480 году в Москву, и то, что перед ней молились, и Богородица бросила Свой охранительный Пояс на реку Угру и тем самым спасла Русь от хана Ахмата
.

Рассказывать об исторических поисках Валентина Ивановна может очень долго и увлекательно. Самый главный результат такой деятельности - то, что дети, активно участвуя в исследованиях, на практике убеждаются в том, что русская культура в своей основе действительно православная. И это заставляет их задуматься: "А что же такое Православие? Что двигало нашими предками? Что позволило им создать столь мощную православную цивилизацию?" И естественно, что когда стало возможно изучать ОПК, ребята и их родители, а также руководство школы отнеслись к этому курсу очень заинтересованно. Он встал на то подобающее место, которое, по Промыслу Божию, готовил ему курс "Родиноведение".

Убедиться в заинтересованности детей я смог, посетив некоторые классы. И начал "поход" по школе с визита в один из вторых классов. Вот что рассказали мне его ученики.

Глеб Шумилкин, 8 лет:

- Я здесь изучаю заповеди и еще про Деву Марию.

- Что тебе интереснее всего изучать?

- Заповеди.

- Какие заповеди ты знаешь?

- "Не делай себе никаких идолов", "Не произноси Божие имя напрасно", "Уважай своих отца и мать", "Не убивай", "Будь чистым в мыслях и желаниях", "Не ври"...

Панкратов Ваня, 9 лет:

- На "Православной культуре" мне нравится изучать заповеди и библейские истории, например, историю построения Вавилонской башни или о том, как Дева Мария поступила в храм.

Карина Пойкова, 9 лет:

- Мне больше всего понравилось изучать заповеди.

- Ты как-то применяешь их в своей жизни?

- Да.

- Маме с папой лжешь?

- Нет.

Следующим был 5-й "А". Я вошел туда как раз в тот момент, когда 11-летняя Люда Грибанова выступала перед одноклассниками с докладом по теме "Защитники Русской земли".

- Люда, что вы сейчас изучаете на "Основах православной культуры"?

- Мы изучаем защитников Русской земли, а еще Христа и Его 12 учеников, предательство, распятие и потом Воскресение.

- Для тебя самой что интереснее всего изучать из того, что ты назвала?

- Мне - все.

Крахмалева Валя, 11 лет:

- Я приготовила сообщение о Дмитрии Донском и о Куликовской битве. Я знаю, что Сергий Радонежский поддержал в этом Дмитрия и благословил его на этот бой.

- То есть, была очень серьезная духовная поддержка со стороны Церкви. А в чем еще она выразилась? Кого преподобный Сергий послал на битву?

- Двух своих монахов - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Александр Пересвет начал Куликовскую битву поединком с татарином Челубеем.

Натаров Максим, 11 лет:

- Я рассказываю на уроке про православные обычаи на Руси. Один из таких обычаев отмечается на второй неделе после Пасхи и называется Радоницей. В этот день все христиане идут на кладбище поминать умерших.

- Многие из современных светских людей "поминают" усопших водкой. Как ты думаешь, это можно делать?

- Поминать можно, но не водкой, а помолиться, поставить свечки в церкви.

Скажу честно: я специально задавал ребятам немного провокационные вопросы, чтобы выяснить, как знания, получаемые по ОПК в школе, влияют на их духовное развитие. И убедился, что влияние это - очень благотворное. Знания не лежат в памяти детей мертвым грузом, а активно применяются на практике. Лишний раз я в этом убедился, побывав на уроке по "Основам" в 7-м классе. Кстати, характерная особенность: урок проводился в том же музее "Угорщина", откуда я начал свой путь по школе.

Занятие вела преподаватель Елена Леонидовна Леванюк:

- Ребятам очень нравится этот предмет. Мне он тоже очень нравится. Я сама - учитель французского языка, но сейчас я нашла себя в ОПК. Этот предмет мне, как человеку, дает очень многое. Я сама, и ребята за время изучения очень изменились. Мы с трепетом занимаемся по каждой теме этого учебника Аллы Бородиной, обращаемся к Валентине Ивановне Чайкиной - нашему научному руководителю, обращаемся к нашим духовным наставникам, которые тоже нам во многом помогают. И стараемся изменить свою духовную жизнь в соответствии с тем, что узнаем на ОПК.

- Вы как преподаватель иностранного языка соприкасаетесь с западной культурой и можете сказать, чем выгодно отличается от нее наша православная культура...

- Конечно! Не то, что выгодно отличается, а отличается в корне лично для меня. Здесь - истина. Что бы я ни говорила и ни делала, все идет от души. Православная вера для меня истинная и родная.

Когда было воссоединение нашей Церкви с Зарубежной, приехало очень много представителей русской диаспоры. И там были две сестры, одна из Америки, другая из Франции. И я смотрела на "француженку", и понимала ее душой, как ей стало легко, когда произошло восстановление единства Церкви...

А на этом занятии мы повторяем то, что прошли в прошлый раз - жития Святых и, в частности, Николая Угодника. Ребята подготовили выступления. А вторая часть - о Владимирской иконе Божией Матери
.

- Ребята, а вы общаетесь с вашими сверстниками, которые рядом живут с вами, но не являются представителями православной культуры?

Никита Анисимов, 13 лет:

- Общаемся.

- Как они относятся к тому, что ты изучаешь ОПК?

- Нормально. Они тоже изучают... иногда. Ну, когда я им расскажу.

- А вот знание православной культуры тебе как-то в жизни помогает?

- В разных ситуациях помогает верное решение найти, по совести. Один раз я нашел кошелек и думал: "Оставить себе или нет?" Но потом нашел хозяина кошелька и отдал его.

- Один из второклассников сказал мне: "Я вот помолился Богу, и мне сразу четверку по диктанту поставили". У вас такие ситуации бывают?

Роман Ермаков (с улыбкой):

- Да, когда контрольная или диктант, и не подготовился, сидишь только молишься, чтобы хорошая оценка была. Молишься всем Святым, кого вспомнишь.

- Ребята, а вот скажите честно, вам нравится изучать "Основы православной культуры"?

Все вместе:

- Да, конечно.

Впрочем, разговор с семиклассниками не был только односторонним. Мне, как священнослужителю, они тоже задали немало вопросов и по истории Церкви, и по православной истории государства, и по христианским обычаям. Меня такой поворот обрадовал, потому что он снова и снова доказывает, что наша молодежь далеко еще не потеряна для правильного, духовного воспитания. А это значит, что есть еще будущее и у нашей православной матушки России.

Впервые опубликовано в калужском епархиальном журнале "Православный Христианин"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Димитрий Арсентьев
Все статьи Диакон Димитрий Арсентьев
Основы православной культуры
«Общий вектор массовой культуры – разрушительный»
Произведения культуры, искусства или учреждения, имеющие государственное финансирование, должны контролироваться цензурным органом
19.07.2024
«И не погибнет Мать-Россия…»
Русский народ и Великорецкий крестный ход
22.06.2024
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от катин
23.07.2024 10:28
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.07.2024 10:10
В Москве открылось сатанинское кафе
Новый комментарий от С. Югов
23.07.2024 09:58
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от Наблюдатель
23.07.2024 08:35
С «Душой нараспашку» по американским санкциям
Новый комментарий от учитель
23.07.2024 07:41
В вопросе о «екатеринбургских останках» нельзя допустить ошибку
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
23.07.2024 07:17