С чего начинается Родина?

Репортаж из калужской школы родиноведения

Основы православной культуры 
0
282
Время на чтение 6 минут
У наших детей отбирают... Родину! И причем не какие-то иноземные захватчики (хотя без указки из-за океана тут, конечно, не обходится), а доморощенные чиновники от образования.

Это делается очень просто. В школах урезаются учебные часы на историю России, русский язык и литературу, переписываются на западный манер учебники по ним. А еще разнообразные Фурсенко стараются закрыть дорогу в общеобразовательные школы курсу "Основы православной культуры" (ОПК). Боятся, как бы чего патриотического, неугодного их западным "друзьям", из этого предмета не вышло. И ведь боятся не зря!


Слава Богу, еще не до всех школ дошли руки у подобных "деятелей". В Калуге и области все больше учебных заведений, где преподаются ОПК. В некоторых "Основы" идут уже два года. За это время накопился определенный опыт и проблемы. Как они решаются, я попытался узнать, заглянув в общеобразовательную школу N 28.

Едва открылась дверь одного из школьных кабинетов, как моему удивленному взору предстали две человеческие фигуры: одна - в ярком, броском царском одеянии, другая - в черной рясе русского средневекового митрополита. Первая мысль: "Уж не попал ли я в какой-нибудь монастырь?" Но, оглянувшись, понял: нет. Это был школьный музей "Угорщина", посвященный событиям 1480 года на реке Угре и эпохе правления царя Иоанна Грозного. В царском костюме посетителей, естественно, встречал самодержец (точнее, его восковая копия), а в церковном - оппонент государя митрополит Филипп. Причем костюмы сшиты в мастерской областного драмтеатра по заказу школы и в полном, до мелочей, соответствии с историческими оригиналами.

Такой музей - не причудливая прихоть руководства и педагогов. Принцип историзма - основополагающее начало в системе воспитания учеников 28-й школы. Он заключается в том, что ребята не должны терять связи с великим прошлым Родины. Школа всеми доступными средствами старается воспитывать в детях чувство гордости не только за историю своей страны, но и за ее великую культуру, созданную на мощном православном фундаменте. Родиноведческое воспитание пронизывает всю учебную систему школы от 1 до 11 класса. А "Основы православной культуры" в органичном соединении с другими предметами здесь начинают преподавать уже второклашкам.

Причем школа была первопроходцем такого воспитания. Впервые о необходимости курса, подобного современному "Родиноведению", заместитель директора по научно-методической работе школы N 28 Валентина Ивановна Чайкина задумалась еще в 1995 году:

- Чем я больше узнаю православный мир, тем больше убеждаюсь в промыслительности Господней. В Евангелии от Иоанна сказано: "В начале было Слово..." Так получилось и с нашим музеем. На одной из краеведческих конференций выступал калужский ученый. И упоминалось как раз Великое стояние на реке Угре. Этот "специалист" сказал, что река Угра названа Поясом Богородицы, потому что на ней построено очень много храмов Пресвятой Богородицы.

Я тогда и сама была не столько сведущей в этом вопросе. Но почему-то это заявление у меня вызвало сомнение. И когда в школе мы с детьми начали изучать стояние на реке Угре, я сказала: "Дети, а ведь река Угра названа Поясом Богородицы". И один ученик спросил меня: "А почему, Валентина Ивановна?" "Да я тебе не могу ответить, почему. Надо же изучить эту тему". И мы начали изучать этот вопрос. Вышли на историю иконы Божией Матери Владимирская, которая появилась на Руси одновременно с появлением Пояса Божией Матери. И выяснили, что она была принесена Иваном III из успенского собора г. Владимира в 1480 году в Москву, и то, что перед ней молились, и Богородица бросила Свой охранительный Пояс на реку Угру и тем самым спасла Русь от хана Ахмата
.

Рассказывать об исторических поисках Валентина Ивановна может очень долго и увлекательно. Самый главный результат такой деятельности - то, что дети, активно участвуя в исследованиях, на практике убеждаются в том, что русская культура в своей основе действительно православная. И это заставляет их задуматься: "А что же такое Православие? Что двигало нашими предками? Что позволило им создать столь мощную православную цивилизацию?" И естественно, что когда стало возможно изучать ОПК, ребята и их родители, а также руководство школы отнеслись к этому курсу очень заинтересованно. Он встал на то подобающее место, которое, по Промыслу Божию, готовил ему курс "Родиноведение".

Убедиться в заинтересованности детей я смог, посетив некоторые классы. И начал "поход" по школе с визита в один из вторых классов. Вот что рассказали мне его ученики.

Глеб Шумилкин, 8 лет:

- Я здесь изучаю заповеди и еще про Деву Марию.

- Что тебе интереснее всего изучать?

- Заповеди.

- Какие заповеди ты знаешь?

- "Не делай себе никаких идолов", "Не произноси Божие имя напрасно", "Уважай своих отца и мать", "Не убивай", "Будь чистым в мыслях и желаниях", "Не ври"...

Панкратов Ваня, 9 лет:

- На "Православной культуре" мне нравится изучать заповеди и библейские истории, например, историю построения Вавилонской башни или о том, как Дева Мария поступила в храм.

Карина Пойкова, 9 лет:

- Мне больше всего понравилось изучать заповеди.

- Ты как-то применяешь их в своей жизни?

- Да.

- Маме с папой лжешь?

- Нет.

Следующим был 5-й "А". Я вошел туда как раз в тот момент, когда 11-летняя Люда Грибанова выступала перед одноклассниками с докладом по теме "Защитники Русской земли".

- Люда, что вы сейчас изучаете на "Основах православной культуры"?

- Мы изучаем защитников Русской земли, а еще Христа и Его 12 учеников, предательство, распятие и потом Воскресение.

- Для тебя самой что интереснее всего изучать из того, что ты назвала?

- Мне - все.

Крахмалева Валя, 11 лет:

- Я приготовила сообщение о Дмитрии Донском и о Куликовской битве. Я знаю, что Сергий Радонежский поддержал в этом Дмитрия и благословил его на этот бой.

- То есть, была очень серьезная духовная поддержка со стороны Церкви. А в чем еще она выразилась? Кого преподобный Сергий послал на битву?

- Двух своих монахов - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Александр Пересвет начал Куликовскую битву поединком с татарином Челубеем.

Натаров Максим, 11 лет:

- Я рассказываю на уроке про православные обычаи на Руси. Один из таких обычаев отмечается на второй неделе после Пасхи и называется Радоницей. В этот день все христиане идут на кладбище поминать умерших.

- Многие из современных светских людей "поминают" усопших водкой. Как ты думаешь, это можно делать?

- Поминать можно, но не водкой, а помолиться, поставить свечки в церкви.

Скажу честно: я специально задавал ребятам немного провокационные вопросы, чтобы выяснить, как знания, получаемые по ОПК в школе, влияют на их духовное развитие. И убедился, что влияние это - очень благотворное. Знания не лежат в памяти детей мертвым грузом, а активно применяются на практике. Лишний раз я в этом убедился, побывав на уроке по "Основам" в 7-м классе. Кстати, характерная особенность: урок проводился в том же музее "Угорщина", откуда я начал свой путь по школе.

Занятие вела преподаватель Елена Леонидовна Леванюк:

- Ребятам очень нравится этот предмет. Мне он тоже очень нравится. Я сама - учитель французского языка, но сейчас я нашла себя в ОПК. Этот предмет мне, как человеку, дает очень многое. Я сама, и ребята за время изучения очень изменились. Мы с трепетом занимаемся по каждой теме этого учебника Аллы Бородиной, обращаемся к Валентине Ивановне Чайкиной - нашему научному руководителю, обращаемся к нашим духовным наставникам, которые тоже нам во многом помогают. И стараемся изменить свою духовную жизнь в соответствии с тем, что узнаем на ОПК.

- Вы как преподаватель иностранного языка соприкасаетесь с западной культурой и можете сказать, чем выгодно отличается от нее наша православная культура...

- Конечно! Не то, что выгодно отличается, а отличается в корне лично для меня. Здесь - истина. Что бы я ни говорила и ни делала, все идет от души. Православная вера для меня истинная и родная.

Когда было воссоединение нашей Церкви с Зарубежной, приехало очень много представителей русской диаспоры. И там были две сестры, одна из Америки, другая из Франции. И я смотрела на "француженку", и понимала ее душой, как ей стало легко, когда произошло восстановление единства Церкви...

А на этом занятии мы повторяем то, что прошли в прошлый раз - жития Святых и, в частности, Николая Угодника. Ребята подготовили выступления. А вторая часть - о Владимирской иконе Божией Матери
.

- Ребята, а вы общаетесь с вашими сверстниками, которые рядом живут с вами, но не являются представителями православной культуры?

Никита Анисимов, 13 лет:

- Общаемся.

- Как они относятся к тому, что ты изучаешь ОПК?

- Нормально. Они тоже изучают... иногда. Ну, когда я им расскажу.

- А вот знание православной культуры тебе как-то в жизни помогает?

- В разных ситуациях помогает верное решение найти, по совести. Один раз я нашел кошелек и думал: "Оставить себе или нет?" Но потом нашел хозяина кошелька и отдал его.

- Один из второклассников сказал мне: "Я вот помолился Богу, и мне сразу четверку по диктанту поставили". У вас такие ситуации бывают?

Роман Ермаков (с улыбкой):

- Да, когда контрольная или диктант, и не подготовился, сидишь только молишься, чтобы хорошая оценка была. Молишься всем Святым, кого вспомнишь.

- Ребята, а вот скажите честно, вам нравится изучать "Основы православной культуры"?

Все вместе:

- Да, конечно.

Впрочем, разговор с семиклассниками не был только односторонним. Мне, как священнослужителю, они тоже задали немало вопросов и по истории Церкви, и по православной истории государства, и по христианским обычаям. Меня такой поворот обрадовал, потому что он снова и снова доказывает, что наша молодежь далеко еще не потеряна для правильного, духовного воспитания. А это значит, что есть еще будущее и у нашей православной матушки России.

Впервые опубликовано в калужском епархиальном журнале "Православный Христианин"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Димитрий Арсентьев
Все статьи Диакон Димитрий Арсентьев
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35