Украина в опасности

Политический кризис на Украине 
0
177
Время на чтение 6 минут
После политической реформы 2004 года Украина из президентско-парламентской превратилась в парламентско-президентскую республику. Отказ кандидата в президенты В. Ющенко от того объема полномочий, которыми был наделен его предшественник, крайне опасно растянулся во времени. В данной ситуации обнаружилось и другое - слабеющий В. Ющенко и институт президентства в целом стали предметом манипуляций со стороны самых разных политических сил. Президент стал использоваться как дополнительный ресурс в борьбе не столь за свою, сколько за чужую власть. В результате он не просто растерял свой политический авторитет в глазах общества, но в еще большей степени предстал несамостоятельной фигурой, участвующей в чужой игре.

Особенность текущей ситуации характеризуется "размягчением" норм законов, т.е. фактическим прекращением действия некоторых норм Конституции, когда норма прямого действия заменяется её толкованием. Президентская сторона перешла к действиям на основе политической целесообразности, а нормы закона (Конституции) стали использоваться, в основном, для маскировки узурпации власти. Согласно Конституции есть три случая, на которые прямо указывается, основания роспуска парламента: в течение месяца не сформирована коалиция депутатских фракций, в течение 60 дней после отставки Кабинета Министров не сформирован персональный состав нового Кабмина, в течение тридцати дней очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.
Ни одно из этих условий не имеет места, а значит, и без трактовки Конституционного суда понятно, что у Ющенко нет правовых оснований для роспуска парламента. Так что указ о разгоне выдаёт банальный страх окончательно потерять власть в результате увеличения коалиции до 300 голосов. Именно страх потерять всякий контроль над ситуацией в парламенте и стране толкнул президента на переход к антиконституционному силовому варианту противодействия правящей коалиции.

Президент в сложившейся ситуации исходит только из пресловутой политической целесообразности, а не из норм закона, поскольку после такого решения он начинает действовать по иной логике прямого противостояния. Сама президентская сторона ссылками на закон, по сути маскирует политически целесообразные для себя действия. Объективно ситуация такова, что победившая сторона впоследствии может легализовать любые свои действия, в том числе и собственную победу (по образцу прошлых президентских выборов). Сам президент и дамочка Тимошенко, подталкивая сторонников к массовым беспорядкам, вероятно, уже действуют по принципу "победителей не судят".

Логика подсказывает, что президентская сторона, как инициатор обострения ситуации, вероятно, просчитала наиболее вероятные варианты ее развития. А поэтому она вполне готова к силовой развязке кризиса - путём применения военной силы, разгона парламента, попыток нагрузить местные государственные администрации дополнительными антиконституционными полномочиями и пр. У президента и лидеров прозападной оппозиции (БЮТ, "Наша Украина" и "Народная самооборона"), скорее всего, имеются нестандартные технологии воздействия как на президента, так и на политическую обстановку в целом. То, что президентская сторона готова к активным силовым действиям и будет идти до конца в попытке узурпировать власть, говорят и категорические обещания и.о. главы СБУ В. Наливайченко защитить ЦИК и вообще обеспечить выполнение указов президента. Поскольку, парламентская коалиция и правительство не будут исполнять незаконные президентские указы, то логично предположить, что их заставят.

Ситуация усугубляется тем, что руководство СБУ, Минобороны и командующий внутренними войсками МВД находятся под контролем президента и уже пообещали выполнять его указы, а не нормы Конституции.

Учитывая, что Конституционный суд явно затягивает рассмотрение представления о конституционности президентского указа (судьи определили для себя сначала 15 дней для принятия решения, затем два месяца), налицо вероятность перехода ситуации в изнурительную позиционную борьбу.

Наиболее вероятным сценарием является провоцирование коалиции на применение силы или какие-либо неосторожные действия. Противостояние будет нарастать, о чём явно говорит лавина антиконституционных указов. Это позволяет закрепить за президентом правовую и административную инициативу в разрешении кризиса, показать всей стране и элитам то, что он якобы реально контролирует ситуацию в стране.

Следует также обратить внимание на официальную вялую реакцию западных общественных структур и отдельных стран. Она свидетельствует о том, что события на Украине развиваются не так, как это с самого начала задумывалось. Вероятно, президент ждал от коалиции действий, которые можно истолковать как сепаратизм или ожидал неких резких движений, вроде силовых попыток стороны милиции арестовать лидеров оппозиции. Ни того, ни другого не произошло.

То, что президентская сторона нервничает, видно по началу жестких провокаций, причём, их организаторы не остановятся и перед кровопролитием. Сейчас объектом провокаций стала судебная система, поскольку коалиция, действуя чётко в рамках права, связала дальнейшую судьбу кризиса с решениями Конституционного суда. Ряд заказных решений реализуется по судам местной юрисдикции, вроде Печерского суда, отменившего постановления парламента, а вслед за этим возникла и провокация в этом же суде. Слух о госпитализации председателя Конституционного суда также из разряда психологического давления на него, других судей, и дезинформация общественности.

При всех сценариях и поворотах событий следует обратить внимание на следующие общие моменты:

o Вероятнее всего, что В. Ющенко и его окружение будут идти до конца в противостоянии с коалицией, вплоть до прямого силового столкновения с целью вынудить коалицию смириться с досрочными парламентскими выборами. Президентская сторона, как инициатор обострения ситуации, просчитала и готова ко всем вариантам обострения ситуации, вызванных ответными правовыми действиями коалиции.

o Сломить сопротивление коалиции они попытаются дозированным применением военной силы. На этот вариант президент решится тогда, когда увидит, что выборы 27 мая срываются в результате сопротивления коалиции. Мы исходим из того, что коалиция на досрочные выборы до решения Конституционного суда не пойдёт, так как это означает признание антиконституционных действий президента.

o Первый критический срок наступит, когда истечет срок, отведённый СНБО и президентом для выделения Кабмином средств на выборы. Следует исходить из того, что президент (а точнее - его окружение) просчитали все варианты неповиновения коалиции, в том числе, и неподчинение решению СНБО о финансировании выборов.

o Западные структуры скорее всего будут при любых раскладах событий, даже в ситуации явного президентского произвола, поддерживать собственных ставленников - В. Ющенко и оппозицию. Не исключено, что они будут более озабочены поддержанием баланса между В. Ющенко и Ю. Тимошенко, что является залогом единства этно-националистических сил ("оранжевых"), чем правовой безупречностью действий президента.

В принципе, на нынешней стадии для Украины характерно примерно равное соотношение сил, представленных БЮТ и Партией регионов. Возможно, в таком виде речь идёт о начале формирования буржуазной двухпартийной системы и доминировании-конкуренции в недалеком будущем этих двух партий в парламенте. Некоторые наблюдатели, несмотря на жесткие высказывания Ю.Тимошенко в адрес В. Януковича, полагают, что этим двум лидерам придется договариваться между собой о разделе сфер влияния, причем за столом переговоров, а не на баррикадах. В парламентских кулуарах говорится и о том, что нарочитое оскорбление лидером БЮТ человеческого достоинства своего политического противника В. Януковича - "тактический ход" (чего не сделаешь ради "чистоты жанра" и сохранения своего электората!) О публичных мирных переговорах говорить еще рано, но дело, возможно, дойдет и до них.

Делая выводы, следует сказать, что противостояние, начатое указом В. Ющенко от 2 апреля о роспуске Верховной Рады, следует рассматривать как пробу сил, инициированную, безусловно, Ю.Тимошенко, но оказавшуюся "смотринами" и для коалиции. Регионалами и их тактическими союзниками КПУ и СПУ должны быть извлечены уроки из поражения в "оранжевой революции". Восток последние два года в ускоренном темпе преодолевает комплекс шахтера, которому "нужно дело делать, а не митинговать". Наверное, говорить о формировании на Юго-Востоке Украины гражданского общества было бы преувеличением, но значительное повышение уровня организованности и политической мобилизации сторонников антикризисной коалиции налицо.

Президентскую сторону, и ее союзников (БЮТ и др). отличает правовой цинизм. В угоду сиюминутной конъюнктуре, нередко используя ситуативный перевес сил, президент переписывает, игнорирует, нарушает законы с такой легкостью, что Украина начинает приобретать устойчивую характеристику квазиправового государства. Печально знаменитый "третий тур" президентских выборов 2004 года или внезапное появление "Вестника президента" N 1, с указом о роспуске Верховной Рады - наглядные тому подтверждения.

В целом, можно прогнозировать, что попытки президента и его союзников выйти за пределы правового поля и подменить силу закона политическими решениями будут продолжаться, а поэтому Украина находится в опасности.
Леонид Иванович Грач, народный депутат Украины, доктор исторических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Грач
«Мы ждали этого события более двадцати лет»
Крымские эксперты уверены, что подавляющее большинство населения Крыма проголосует за его вхождение в состав России
15.03.2014
«Это поминки для крымчан»
Леонид Грач о 60-летии со дня передачи Крыма в состав Украины
20.02.2014
«Антисоветское, антироссийское, антиславянское звероподобное кощунство»
Леонид Грач потребовал привлечь к уголовной ответственности участников акции, исполнивших на «евромайдане» в Киеве переделанный кощунственный вариант песни «День Победы»
29.11.2013
«Наконец, украинское руководство осознало бесперспективность соединения с ЕС»
Леонид Грач о приостановке процесса подготовки к заключению соглашения об ассоциации с ЕС
22.11.2013
Все статьи Леонид Грач
Политический кризис на Украине
«Темпы нашего продвижения стали выше»
Россия провела важный эксперимент, который позволит ей задушить ВСУ в жарких объятиях
19.04.2024
Наша Победа разрешит все вопросы!
Что ждёт Украину после истечения президентского срока Зеленского?
03.04.2024
О безнадежной стратегии ВСУ, новом турне
Зеленского и возможности переговоров России с США
15.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16