В начале статьи ставится принципиально важный вопрос: "Да как ее сыграть - святость?" И далее по сути обосновывается очевидный ответ: нет, нельзя. В качестве аргументации перечисляются многочисленные огрехи фильма: и конфликтов не должно быть, и котельная не та, и поют плохо и т.д. Вроде бы все правильно, но не убедительно. Да святость нельзя сыграть, но что же тогда понравилось зрителям, почему "Остров" всколыхнул зрительскую аудиторию?
После просмотра фильма я перечитал замечательную работу святителя Игнатия (Брянчанинова) "Христианский пастырь и христианин-художник". Святитель пишет: "Талант человеческий, во всей своей силе и несчастной красоте, развился в изображении зла; в изображении добра он вообще слаб, бледен, натянут". Какое точное наблюдение, справедливое и для нашего времени, особенно если посмотреть на современное состояние киноискусства. Фильм "Остров" - редкая попытка показать добро. Редчайший случай - когда попытка оказалась удачной, фильм пробуждает добрые чувства ( гениальная пушкинская фраза), потому он и всколыхнул зрительскую аудиторию.
Как возможно искусству изобразить добро? Святитель Игнатий пишет: "Когда усвоится таланту Евангельский характер, - а это сопряжено с трудом и внутреннею борьбою, - тогда художник озаряется вдохновением свыше, только тогда он может говорить свято, петь свято, живописать свято... Чтоб мыслить, чувствовать и выражаться духовно, надо доставить духовность и уму, и сердцу, и самому телу. Недостаточно воображать добро или иметь о добре правильное понятие: должно вселить его в себя, проникнуться им». Исполнитель главной роли П. Мамонов - человек воцерковленный, исповедуется, причащается, и воцерковление его действительно было сопряжено с большой внутренней борьбой. Без этого духовного опыта он вряд ли убедительно смог бы сыграть роль отца Анатолия.
Если ли серьезные ошибки в фильме с духовной точки зрения, кроме внешних просчетов? Есть, когда отец Анатолий говорит отцу Филарету, что не понимает, почему ему даны такие дарования. Преподобный Макарий Великий пишет: «Ибо, кто сознает в себе греховный струп, страстями оскверняющий внутреннего человека, но не сознает в себе вспомоществования от Святаго Духа истины, укрепляющего немощь его и обновляющего душу сердечным веселием, тот остается без способности различения, не имея познания о многоразличном домостроительстве Божией благодати и Божия мира. А с другой стороны, и тот, кому вспомоществует Господь, и кто имеет уже духовное веселие и небесные дарования, если думает о себе, что не подлежит уже греху, обольщается, вдаваясь в обман, не различая утонченности порока и не разумея, что возрастание младенчества и усовершение во Христе бывает постепенно...». Духовное состояние отца Анатолия показано однобоко. То, что он оплакивает свой грех до конца жизни, говорит о духовной трезвости, отсутствии прельщения. Но обладая такими дарования, о. Анатолий не мог не чувствовать духовного утешения, веселия в Духе Святом. Потому образ получился колючим, резким, жестковатым.
И тем не менее фильм утверждает, что есть покаяние, есть прощение, благодать и милость Божия, и Спаситель наш - Господь Иисус Христос.
Русская линия