О духовном состоянии современных христиан и задачах православной прессы

Выступление на круглом столе Клуба православных журналистов, прошедшем в рамках очередных Рождественских образовательных чтений (31.01.07). Окончание

Владимир Семенко 
Проблемы церковной жизни 
0
28.02.2007 81
Начало

Что же представляет собой, в свете этой высшей цели, наша сегодняшняя православная пресса? Я не буду здесь повторять то, что не раз уже говорилось и представляется вполне очевидным, не стану описывать, как самоотверженно и порой в крайне тяжелых условиях трудятся люди в провинции. Скажу о другом, о наболевшем и, как представляется, крайне тревожном. И здесь хотелось бы обратиться к высказыванию одного из коллег - известного публициста Андрея Рогозянского. Недавно на "Русской линии" прошла между нами весьма примечательная дискуссия. В статье, завершившей эту дискуссию, я ответил на все возражения Андрея, после чего все, собственно, и закончилось. (По крайней мере, так обстоит дело к настоящему моменту). Сейчас между нами вполне дружеские отношения, если кого-то это очень интересует. Но там у Андрея промелькнуло одно примечательное высказывание, с которым приходится во многом согласиться. "Вы все время апеллируете к каким-то идеологическим мотивам, - пишет мне А. Рогозянский, имея в виду мою полемику с "либеральным христианством". В действительности же "жизнь куда многозначней; происхождение, генезис исследуемых Вами воззрений на поверку оказываются сложнее и разнообразнее... Как пример, могу предложить иное обоснование расхождений: номенклатурную мотивацию. Почему бы не рассмотреть подробнее данный фактор? Ведь ясно, что все это имеет место быть: номенклатурная жизнь, корпоративный интерес, статусность, определенные привилегии, которые черпаются отсюда. Привязанность к внешней институциональности, круговая порука и пр. Действуют перечисленные вещи в т.ч. и по отношению к религиозным институциям, Церкви в ее внешней организации и управлении. В условиях земной, падшей реальности любая "Система" начинает работать на себя, вопреки идеальным установкам и ценностям, из которых она первоначально выросла. Сегодня, когда общие мирские стандарты либеральны, это приводит к определенному либеральному уклону церковной номенклатуры... Корень проблемы лежит... в тех процессах, которыми жизнь административного аппарата отчуждается от живой соборности верующих, литургического начала, служения и пр., представляя самозаключенную "власть в себе", узурпацию церковности, номенклатурность ради номенклатурности. Только если добраться до настоящих предпосылок и мотиваций, можно всерьез анализировать происходящее. Как, например, получается, что "РАДОНЕЖ" ДЕСЯТЬ ИЛИ ДАЖЕ ТРИ ГОДА НАЗАД ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ ДРУГОЕ ЯВЛЕНИЕ? И как понимать то, что ЕЩЕ ЧУТЬ-ЧУТЬ, И "АССОЦИАЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ", ПО ОБОИМ ВЕРСИЯМ, НИКИФОРОВА И ЧАПНИНА, ЗАПОЮТ ОБЩИМ ХОРОМ? В силу чего совершается данное смещение акцентов и убеждений? ЭТО первично и важно..." Думается, сам Андрей Рогозянский, может быть, даже до конца и не осознает, несмотря на весь свой природный ум, всю "эпохальность" этого, казалось бы, проходного высказывания.

Здесь я должен сделать некоторые пояснения. Текст доклада готовился для печати уже после выступления на секции. В силу того, что пришлось, как обычно, выступать в нескольких секциях "Рождественских чтений", я к началу заседания "Клуба православных журналистов" ("КПЖ") не успел и выступал уже после перерыва. Так вот, в силу всего этого, когда я цитировал приведенные выше слова Андрея Рогозянского, то еще просто не знал самого главного: "КЛУБ" ("ПО ВЕРСИИ НИКИФОРОВА", ЕСЛИ ПРИНЯТЬ ТЕРМИНОЛОГИЮ КОЛЛЕГИ РОГОЗЯНСКОГО) ИЗБРАЛ СВОИМ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ... - АЛЕКСАНДРА ЩИПКОВА!!! Так что в десятку попал коллега со своей вроде бы проходной репликой!

Кто же такой г-н Щипков? Это, надо признать, человек вполне принципиальный (и в качестве такового, как достойный враг, внушающий определенное уважение), в течение долгих лет последовательно выступающий: а) за воссоздание госоргнана по делам религий (который в советские годы назывался "Совет по делам религий" и был главным инструментом гонений на Церковь) и б) фактически против введения в преподавание в государственной школе "Основ православной культуры", хотя в этом вопросе он не столь безапелляционно откровенен, как в первом. Руководимый Щипковым сайт "Религия и СМИ" ведет достаточно тонкую, я бы сказал, мастерскую борьбу против проекта "ОПК". Самое интересное здесь заключается в том, что Святейший Патриарх и другие представители высшего священноначалия нашей Церкви по обоим вопросам вполне официально занимают прямо противоположную позицию, а люди, которые продавливали избрание г-на Щипкова, ссылались (кулуарно) именно на мнение священноначалия! Как говорит один батюшка: "Византия-с!" Вот вам и "возгревание сакралитета"!

Практически такая же ситуация - и с деятельностью церковно-научного центра "Православная энциклопедия", чей руководитель всегда демонстративно подчеркивает свои особые духовные и деловые отношения со Святейшим Патриархом Алексием. Последнее никак не помешало "Православной энциклопедии" дать положительное заключение на "религиоведческий" учебник "Религии мира", написанный группой авторов под общим руководством человека, которого в православной среде не без оснований именуют "главным атеистом страны" - академика Чубарьяна, да еще и предоставить для этого учебника главу, посвященную православию. Все до откровенности просто: Патриарх решительно (и неоднократно!) заявляет: "Я - за "основы православной культуры", а люди, которые, выражаясь современным языком, позиционируют себя как его главные соработники в просветительской сфере, достаточно недвусмысленно поддерживают конкурирующий образовательный проект! Если предположить, что люди эти, как говорится, идейно убежденные, бескорыстные (а я в это искренне верю), то мотивы их поведения, как бы это помягче сказать, не очень ясны... И ведь этим дело не кончается! После всех вышеозначенных печальных событий г-н Чубарьян получает патриарший орден свят. Макария, митрополита Московского (II степени), "за плодотворную деятельность в качестве члена Научно-церковного совета по изданию "Православной энциклопедии"". После всего этого у меня только один вопрос к "византийскому двору" и "прицерковленным" при нем деятелям: так что же мы все-таки делаем: отстаиваем проект "ОПК" или играем в игры со "светскими" атеистами, более чем далекими от цивилизованной европейской светскости??

Надо ли говорить, что именно на независимом щипковском сайте, никак не связанном ни с какими людьми со Старой площади, осуществляется планомерная и решительная информационная поддержка вышеописанной "византийской" операции по "замыливанию" и нейтрализации проекта "ОПК"! "Пособие "Религии мира" не является альтернативой курсу ОПК". - успокоительно спешит сообщить довольный церковным "конструктивом" академик через посредство "Religare" и руководимого С. Чапниным "Церковного вестника", который, естественно, не преминул взять у него подобострастное интервью. При этом академик сообщил, что "достигнута договоренность с московским Департаментом образования об апробации пособия "Религии мира: история, культура, вероучение" в ряде московских школ, прежде всего гуманитарного профиля". Таким образом, противники идеи "ОПК", стремясь подменить культурологический курс с богословской основой "религиоведческим" (то есть в лучшем случае - безразлично-атеистическим), уже не ведут публичных дискуссий и не подают ни на кого в суд. Они просто действуют - действуют грамотно, хладнокровно, наступательно, используя слабые звенья в "обороне" противника, то есть, попросту говоря, наличие предателей.

Ясно, что щипковско-чапнинская "прицерковленная" журналистика тут как тут, и вот уже "Religare" со ссылкой на "Сова-центр" публикует данные некоего "социологического опроса, проведенного двумя антицерковными маргиналами - С. Мозговым и Бурьяновым, назвавшими себя "Институтом свободы совести", согласно которому большинство учителей и учащихся, естественно, против ОПК и за "чубарьяновский" (то есть атеистический) вариант "религиозного образования". При этом коллеги, естественно, не публикуют результатов других, гораздо более авторитетных, социологических опросов с прямо противоположными результатами!

И вот теперь, после всего этого, именно г-на Щипкова "Клуб православных журналистов" захотел видеть своим председателем, мотивируя это тем, что став им, Александр уж наверняка переменит свои взгляды!! Надо отдать должное Щипкову: он, как и другие противники нашей Церкви и православного просвещения в России, ведет себя гораздо достойнее своих "православных" оппонентов, и на заданный ему вопрос, касательно его позиции по вышеозначенным принципиальным вопросам вполне честно и откровенно ответил, что своей позиции не изменил и менять не собирается.

Я хотел бы воспользоваться случаем и столь же откровенно заявить следующее. У меня и так достаточно всевозможных грехов, и я не хочу добавлять к их числу "соработничество" с Иудой-предателем, играя в двусмысленные и дурно пахнущие игры. Поэтому официально заявляю, что с момента публикации данного материала прошу больше не считать меня членом "Клуба", возглавляемого г-ном Щипковым.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Семенко
Все статьи Владимир Семенко
Проблемы церковной жизни
Кто готовит революцию в Церкви
Александр Щипков в гостях у Сергея Михеева
05.05.2021
Ультиматум.
«О требовании извинений от телеканала "Спас" сайту "Правмир"»
26.04.2021
Размышления о Боге, о вере, о себе.
Серия 1. «Сотворение мира»
26.04.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Советский недобиток
10.05.2021 17:16
Две гипотезы о литературном бессилии
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
10.05.2021 15:17
Сторонники бесконтрольной миграции снова активизировались
Новый комментарий от Калужанин
10.05.2021 15:08
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.05.2021 15:03
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Елена Войт
10.05.2021 13:47
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от Наблюдатель
10.05.2021 13:06