"Почему я перестал быть революционером?"

К 155-летию со дня рождения Льва Александровича Тихомирова

1 февраля 2007 года исполняется 155 лет со дня рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), выдающегося русского мыслителя, одного из наиболее крупных идеологов русского консерватизма и монархической государственности.

Лев Тихомиров начинал свою жизнь с участия в революционном движении, был членом Исполкома "Народной воли", редактором народовольческих изданий. В ноябре 1873 года был арестован и более 4-х лет провёл в заключении в Петропавловской крепости. Освобождён в 1878 году.

После разгрома "Народной воли" в 1882 году Тихомиров уехал за границу. Там, увидев воочию западную демократию, он пересмотрел своё мировоззрение, окончательно понял преступный, антинародный характер деятельности своих бывших "соратников", ненавидевших историческую Россию, её традиционные устои. В 1888 году он выпустил в Париже брошюру "Почему я перестал быть революционером?". Порвав с террористами, Тихомиров в 1888 году обратился к Александру III с покаянным письмом, в котором писал: "Чрезвычайную пользу... я извлёк из личного наблюдения республиканских порядков и практики политических партий. Нетрудно было видеть, что Самодержавие народа, о котором я когда-то мечтал, есть в действительности совершенная ложь и может служить лишь средством для тех, кто более искушён в одурачивании толпы. Я увидел, как невероятно трудно восстановить или воссоздать государственную власть, однажды потрясённую и попавшую в руки честолюбцев. Развращающее влияние политиканства, разжигающего инстинкты, само бросалось в глаза. Всё это осветило для меня моё прошлое, мой горький опыт и мои размышления и придало смелости подвергнуть строгому пересмотру пресловутые идеи Французской революции. Одну за другой я их судил и осуждал. И понял, наконец, что развитие народов, как всего живущего, совершается лишь органически, на тех основах, на которых они исторически сложились и выросли, и что поэтому здоровое развитие может быть только мирным и национальным..."

Царь разрешает Тихомирову вернуться в Россию, чтобы искупить свои грехи. Прибыв в Петербург, бывший революционер идет в Петропавловский собор поклониться праху Царя Александра II, против которого когда-то боролся.

На родине Тихомиров становится ведущим сотрудником патриотической газеты "Московские Ведомости", критикует "справа" либеральную политическую систему и революционное движение. Важнейшие из статей он выпускает отдельными изданиями: "Начала и концы. Либералы и террористы", "Духовенство и общество в современном религиозном движении", "Конституционалисты в эпоху 1881 года", "Демократия либеральная и социальная", и так далее. Публикации по рабочему вопросу создали Тихомирову в консервативном лагере славу знатока данной проблемы.

В 1905 он выпускает свой основной труд - "Монархическая Государственность". Изучив западную антимонархическую систему, Тихомиров становится первым, кто серьезно занялся исследованием такого государственного феномена, каким было русское самодержавие, впервые детально разработал учение о русской монархической власти, о ее сущности и условиях ее деятельности. Анализируя исторические формы устройства России и многих зарубежных стран, Тихомиров делает вывод, что верховная власть в лице монарха даже в средних своих образцах действует более разумно и твердо, чем так называемая "демократия".

В это же время он становится желанным гостем в правых консервативных кругах, выступая в роли эксперта по революционному движению.

Тихомиров высоко оценивал значение русских общины и артели, видя в них главную возможность самобытного развития русских рабочих и крестьян. В отличие от предлагаемых либералами и леворадикалами планов объединения рабочих в тред-юнионы по западноевропейскому образцу Тихомиров выдвигает идею сплочения и развития рабочих путем создания рабочих общин.

После 1905 года Тихомиров разрабатывает схему реформ системы "думской монархии". Он отмечает, что "представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству...".

В середине 1907 года П.А. Столыпин пригласил Тихомирова в советники.

За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде, где регулярно приходил к гробнице Сергия Радонежского с молитвой о спасении России. Здесь он создал уникальный труд "Религиозно-философские основы истории", в котором анализирует историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена.

Умер Лев Александрович Тихомиров 16 октября 1923 года.

Несомненно, общественная деятельность, философские и публицистические труды Л.А. Тихомирова свидетельствуют о том, что он был одним их наиболее выдающихся идеологов русской национальной идеи.
Игорь Юрьевич Сердитов, сотрудник Исполкома Партии Национального Возрождения "Народная Воля"

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Игорь Сердитов:
Все статьи автора
Последние комментарии
Нравственная власть – путь к монархии в России
Новый комментарий от Александр Семиреченский
2020-06-02 12:14
О существенных свойствах печати антихриста
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-06-02 12:13
Отыгрываться на студентах – низко
Новый комментарий от Uylia_S
2020-06-02 12:11
Судный день Христианской Америки
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-02 12:01
Игра в Церковь закончилась
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-02 11:51
Бафомет – идол постмодерна
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-02 11:13