Ложно или не ложно?

0
231
Время на чтение 4 минуты
Из всех ремесел - чем хороша для меня, человека верующего, журналистика?.. Из всех отношений с реальным миром, о котором я пишу, чем хорошо для меня Православие?..

Журналистика помогла мне встать на этот путь. Можно сказать, наконец-то, встать. Православие воспитало мою точку зрения в жизни. Уставило. Напитало. И в журналистике - тоже. Маленькая путевая заметка о велосипедном походе по "Золотому Кольцу", напечатанная в многотиражке "почтового ящика" (Господи, только русский, живший в России прошлого века, знает, что это такое - "почтовый ящик"!) - позволила кому-то сделать вывод о том, что я просто непременно должна поехать в университет учиться журналистике. Мук выбора не было. Страха, что заводская восьмилетка у станка не способствует памятованию школьной программы, а значит, шансы на то, что я "пройду" в "храм науки", почти никакие, - такого страха тоже не было! Заметка, в которой я рассказала о дивном храме Пресвятой Богородицы в Суздале, Плесе и Палехе, о скромной и, вместе с тем, дорогой для русского человека могиле Анны Керн, затерянной на тверском погосте, о дивной церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, что в селе Боголюбове... эта заметка была единственной, которую в качестве конкурсного материала я положила на стол декана факультета журналистики.

"Случайная" встреча с Россией как-то естественно ввела меня в мир веры. Это не были иллюстрации того, что я читала прежде. Читали и читают те же книги многие. Но во многих этот мир остается иллюстрацией - за пределами их личной жизни, их личности. Мое глубокое убеждение: в таких людях что-то не со-стоялось. Что-то главное. И в этом, не состоявшемся, я их жалею.

Благовест, куполом накрывший Суздаль в вечерний час, буквально ввел меня в иное... Благовест дал мне почувствовать себя на чьих-то ладонях. Потом это иное я проживала за первым чтением Псалтири, переданной мне в фольклорной экспедиции по Среднему Уралу умирающей бабушкой; иное я обнаруживала в поступках людей, к которым меня приводила сначала профессия, а потом - и моя вера; иное посещало меня и во время исповеди, и во время молитвы, и во время встречи с людьми, с которыми состоялись мои интервью. И по тому, как радовалось мне, я понимала: это то настоящее, что познается как прикосновение Вечности. Благой и Божественной.

Уже много лет спустя, я увидела и еще одну особенность жизни в вере и в жизни человека в журналистике. Эти два состояния нимало не дают шанса на оправдание - неполноты жизни, оправдания полу-чувства, полу-выбора, полу-веры, даже если эти "полу" предложены внешними, казалось бы, убедительными обстоятельствами. Не дают шанса на оправдание полу-человечества в человеке, в его пути. Я поняла, увидела: обстоятельств нет! А есть наш путь, который мы, люди, проходим ложно или не ложно. Все евангельские уроки - сюжеты, проповеди, притчи только об этом. И они же о всем человечестве.

Ложно или не ложно...

Мы умеем говорить (а значит, видеть это) об одаренности. Говорим, не боимся все - и верующие, и не верующие. Но мы почти не говорим о наказуемости неполноты жизни. Жизни как священного дара. О наказуемости отказа от полноты, завершенности и в жизни по вере, по Христу, то есть. И в жизни, и в своей профессии, в деле... Но Бог-то с нами так не договаривался! Ни с архиепископом, ни со схимником, ни с насельницей монастыря, ни с тем, кто моет храм в этом монастыре. Ни с теми, кто у подножия Синая был тогда и читал Скрижали, ни с теми, кто слушал Нагорную проповедь. Ни с теми, кто был введен в Алтарь при святом Крещении и остался в нем, в Алтаре, по призванию. Ни с теми, кто ушел - к компьютеру, или к лошадке, или к космическому кораблю, кто рассыпан сегодня - по местам покаяния, местам спасения. Не договаривался Он с нами о неполноте Своего присутствия в нас (из которой следует "частичная занятость" "пуста места" сатаной). О частичности нашего к Нему, Богу, обетования тоже ведь не договаривался!

Так почему же?.. Все чаще слышу в храме Божием, от "людей церковных": "это не моя проблема", "это не твоя проблема". Это не пришло из мiра. Это пришло... из Алтаря! Мирянин, православный христианин, смотрит на человека, выходящего из Алтаря. Он уже знает: Истина в Алтаре присутствует. Но что со-присутствует Истине в том же Алтаре, если "это не моя проблема" становится расхожим принципом среди паствы Православной Церкви? "Не моей проблемой" становится не только "проблема" другого прихожанина, иерея, архиерея. "Не моей" становится проблема церковной полноты. Что за "частник" поселился в нашей Церкви и привычно разъедает - теперь уже и Ее, Церкви, дух? "Частник", от которого беда - и Церкви, и мiру.

Но! "Мы ответственны за мiр... за то, молится он или проклинает Бога". Это сказал богослов, священник.

Я знала и знаю такую русскую журналистику, которая жила и живет этим принципом, прямо ее не декларируя и не ссылаясь на неподходящее государственно-общественное устройство. К сожалению, я узнаю сегодня журналистику, "прошитую" всеми христианскими атрибутами, предъявившуюся во всех церковных иерархических структурах, но - журналистику без сердца и без совести. Напрасную, в смысле дела нашего спасения. Напрасную и потому опасную - для сердца, которое жаждет пищи неповрежденной, чистой, устремляющей к Богу. В такой журналистике нет и собственно журналистики. Которая все-таки наследует Нагорной проповеди. (Не побоюсь это утверждать).

Давайте вспомним, о чем говорил Спаситель с людьми. Да о том же, о чем ежедневно с нами - и со мной - пытаются говорить со страниц газет и в эфире радио и телевидения, электронных СМИ. Но что и как говорил Господь? Говорил о Благе. Говорил имеющий Власть. Люди отметили это. Значит, распознавали власть реальную и власть мнящуюся. И это было актуально для них - тогдашних. Что поменялось в нашем умонастроении? Что и как говорит нам все то, что печатается, звучит в эфире, обращаемое к нам? И каким помыслом ведом каждый из тех, кто обращается к нашей душе словом? Всегда ли благим помыслом? Всегда ли - власть имеющий? Всегда ли от Бога? Не жаждущий ли власти, но не имеющий, и потому крадущий ее все тот же библейский персонаж? В чем замысел этой "купли"? Купли нашего времени...

Журналистика церковная и не церковная... Православная и не православная... Государственническая и не государственническая... Русская и не русская... Мансийская и не мансийская... Не многовато ли на нас печали мiра сего, братья мои, журналисты? Да и есть ли она? Есть ли у нас право, будучи в вере, будучи во Христе, "выкусывать" для себя краешек луны (или солнца)? Для мiра или над мiром - мы? "Для тех, кто все еще верит в Россию" - ?! А разве мы торопимся на суд княгини Марьи Алексевны?

Вот "если мне не подадут воды"... тогда - да, тогда это про нас, про нашу веру и про наше дело, про то, что мы что-то не так написали, к чему-то не тому подтолкнули, а вода ушла "на дно колодца, как предвещение беды". И не стало у нас воды живой. Не случится ли так с нами?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Раиса Ильина
Доброхотная жертва
На северной окраине Псковщины, у самого подбрюшья Ленинградской области, восстанавливается трёхпрестольный храм святителя Николая Мир Ликийских чудотворца
19.12.2017
Дмитрий Зеленин. Из забытья
Памяти русского этнографа
14.10.2013
Юрий Липатников - любимый сын русского народа
Раиса Ильина предлагает вспомнить талантливого журналиста и пламенного патриота
21.08.2012
Не забыть!
Адрес милосердия: семья Вотинцевых
26.03.2010
Все статьи Раиса Ильина
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 08:27
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 07:44
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24