Ктитор - тот, кто строит или восстанавливает храм.
В разные эпохи имена этих людей усваивались историками купно с именами храмов, которые они возводили. Люди эти по-разному увековечены в культуре народов, среди которых проходила их жизнь, по-разному, порой складывались их отношения с Богом, с Его Церковью... Но они были отмечены одним общим признаком: "внезапно" для них вспыхнувшим желанием посвятить свой талант Богу, даже если этот талант умещается в "лепте вдовицы". И это становилось их оправданием Богу. Во все времена. Между мiром и алтарем зачастую проходила, проходит, и будет проходить их жизнь. Земная. Но кто описал их внутренний подвиг так, чтобы именно такое служение Богу стало примером подражания для ищущих подвига?
![Успенская церковь в с. Успенские Лужны Тульской области](/images/2006/3989.jpg)
Москвичку Валентину Григорьевну Максимкину я встретила при обстоятельствах весьма интересных. Буквально набежала на нее, торопясь в Ново-Спасский монастырь... Есть на пути к нему (если идти от метро "Пролетарское") такое узкое место, следуя по которому вы непременно наткнетесь тройку-пятерку странных людей. Это люди, которым подают. Которые всегда были зримым олицетворением церковной традиции милосердия, а порой и чистилищем - для особо продвинутых "православных"... "От сумы да от тюрьмы не зарекайся" - наглядное пособие.
Не знаю, чем "зацепила" эта женщина... Может быть, не такой манерой держаться? Знаете, ведь, это гнусавенькое и вместе злобное - "Подайте!" А тут... Достоинство. Спокойствие. Отсутствие ложного стыда. И - убежденность в том, что сегодня и это надо делать! Надо - собирать. По-русски - сбирать... Пожалуй - так. Единственное необычное я увидела - газету в руках женщины. Точнее, ее ксерокопию. Полоса из провинциальной газеты повествовала о том, ради чего Валентина Григорьевна оказалась среди странных людей на моем пути в храм.
А Валентина Григорьевна, действительно служила когда-то главным бухгалтером в очень высоконаучном институте. И с высшим образованием у нее все в порядке. И даже почерк (убедилась) на редкость удобный для чтения, правильный, при ее-то седьмом десятке!
В Церковь она не в перестройку прибежала. Молилась тогда, когда хотела. Всегда, с той поры, как себя помнит. И храм посещала - он недалеко от ее дома (тот самый, в котором обретен был в 1918 году образ Державный Божией Матери).
![Ктитор В. Г. Максимкина](/images/2006/3990.jpg)
Из "Исторической справки" о селе Успенское Лужны что под Тульской Чернью, составленной в 2002 году.
Село Лужны и деревня Сторожевое упоминаются в ХVII веке в городском стану Чернского уезда. "Деревня Лужны под Гороховых под черным лесом", "деревня Сторожевое на Сторожевом верху под Гроховым лесом". Название села происходит от слова Лужи или Лужен. Так назывались в селе сажелки при реке. Небольшие по своему объему, с грязной водою, они скорее походили на лужи, чем на сажелки. Отсюда и название села - Лужны.
Время возникновения прихода неизвестно, но, судя по тому, что настоящий приходский храм его третий уже по чету, приход этот довольно давний по своему образованию. В селе Лужны находится памятник архитектуры - здание Успенской церкви. Здание располагается на окраине села. Ближайшие строения находятся в 60-80 метрах. Каменный храм в честь Успения Божией Матери построен на средства помещика Парфения Александровича Лаврова в 1877-1884 годы. Главный иконостас устроен на средства помещицы Ефросинии Сергеевны Глотовой. Придельные алтари храма: с правой стороны - во имя Всех Святых - устроен в 1879 году на средства храмоздателя, с левой стороны - во имя Святого Чудотворца Николая - на средства помещика Николая Филипповича Глотова. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Церковной земли было 34 десятины.
Из истории памятника известно, что до настоящего каменного храма здесь существовал деревянный храм, построенный в 1799 году помещиком сельца Сторожевого А.И. Журавлевым.
![Местные прихожане](/images/2006/3991.jpg)
Здание (Успенской церкви) раньше находилось в ведении колхоза "Советская Россия" и использовалось как авторемонтные мастерские. Ремонт и реставрация не производились.
С тех пор как из храма Успения Божией Матери ушли колхозные авторемонтники, церковь и стоит... упованием нескольких местных прихожан, мотором (или, лучше, свечой) которых в деле обретения храма и стала москвичка Валентина Григорьевна Максимкина. ("Посмотрю на свой московский Коломенский храм-красавец, а ведь сердце болит - помнит о том, луженском!") Пытались, пытались подобраться к местному владыке успенско-лужинские жители. Было даже, начинал один батюшка приходскую жизнь разогревать... Да только увели его в иные епархии, а другой все никак не добредет до успенской святыни. Местные умирающие к паперти храма "подгадают"; местные пока еще живые бабушки, как умеют, пропоют над останочками - вот тебе и вся дорожка в "место покойно"...
Сказать, что такое положение для луженских православных прихожан Успенского храма приятное, - значит нахально соврать. Сотенка километров от Тулы - не дальний свет. Архиерея приглашали - не посетил владыченька пока ни разу! А Валентина Григорьевна ежемесячно приезжает из Москвы в село "по своим дачным делам" (домик еще в середине восьмидесятых ей достался, все ради храма, наверное). И, конечно же, едет с чем-то необходимым храму. (О больших необходимостях пока помолчим: крыши - нет. Колокольня рискованно дырявая. Штукатурка и росписи - уже из области не ближних упований. Сегодня. А завтра?.. Но вижу: окна церкви застеклили, навесили западные врата, устроили аналой, луженские жители ходят крестным ходом вокруг храма - вымаливают, вымаливают... Вот, источник заблестел среди камешков. А над источником - православный крест. (На деньги, что сбирает Валентина Григорьевна, много не разбежишься, но православный крест и оградка уже воспринимаются естественно и как положено: жизнь в Успенской затеплилась реально).
![Тульские просторы](/images/2006/3992.jpg)
А может быть... В современном названии села исчезло-затерялось некое важное искомое - оно ведь именовалось - Успенское! Стало быть, в имени, которое надо бы и можно бы уже вернуть, есть маленькое условие (одно из многих, но безусловное, по-моему)! Это уже лыко в строку.
А пока в Тульской епархии (в ее информационном поле) никак и ни в чем не отражена судьба православного храма Успения Божией Матери что в старинном тульском селе Успенские Лужны стоит не один век. Не отражена и христианская жизнь его нынешних прихожан. Прихожане - есть. А храма в епархии - нет! Вот ведь парадокс! И парадокс, скажем прямо, неприличествующий - для земли Поля Куликова!
Мы не случайно называли здесь имена прежних ктиторов храма. Не известна нам судьба храмоздателя, как неизвестны судьбы служивших здесь у Престола Божия. Хотя есть сведения об исповедническом пути некоторых из них. В Книге Животней вписано не одно имя здешнего православного христианина! Неужели можно приехать и спросить - запросто так - у местных пораженных неверием люмпенов: да нужен ли вам храм? услышать ответ: нет! не нужен! и... укатить восвояси (так и было однажды, когда епархиальный чин приехал в сельцо "на разведку"). Чем, конечно, послужил, только вот - чему?
Храм Успения Божией Матери в сельце Успенские Лужны возродится. Это - точно. И приход вокруг него сложится. И владыка Тульский и Белевский Алексий, конечно же! будет с любовью и упованием встречен, и войдет в Алтарь многострадального храма. И будет еще много чего достойного в жизни русского села. Дорога уже проложена. Не фигурально. Максимкина начала хлопотать о ней еще при советской власти. Дорога та сегодня прямо к храму и подкатывает. Не верите? Проверьте своим ходом.
На "Казанскую", возможно, кто-то из вас пойдет в Ново-Спасский. Кто-то будет думать о подаянии. И о воздаянии. Уверяю вас: если ваша жертва даже меньше лепты вдовицы, но - искренняя, вы вспомните о ктиторе Успенского храма Валентине Григорьевне Максимкиной.