"Сей Святый храм воздвигнут лишь благодаря Твоему любвеобильному сердцу..."

Адрес казанских старообрядцев Императору Николаю II по случаю освящения храма Во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани и комментарий к нему специалиста

0
359
Время на чтение 5 минут
Покровский кафедральный собор Казанско-Вятской епархии РПСЦВо время недавней встречи в Казанском Кремле митрополита Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Корнилия (К.И.Титова) с Президентом Татарстана М.Ш.Шаймиевым главой староверов белокриницкого согласия была озвучена и получила одобрение первого лица республики идея проведения в 2009 г. в столице Татарстана "Всемирного Старообрядческого Собора" РПСЦ. Приурочить данное событие планируется к вековому юбилею освящения одного из местных старообрядческих храмов (именуемого в настоящее время Покровским Кафедральным собором Казанско-Вятской епархии РПСЦ), которое состоялось в Казани в сентябре 1909 г.

В связи с тем, что за прошедшее столетие в жизни местных старообрядцев произошло немало драматических событий, в истории "гремевшего" когда-то на всё Поволжье казанского староверия образовалось множество "белых пятен", дающих, помимо прочего, некоторым нерадивым журналистам почву для откровенно глупых утверждений. Самое забавное из них, перекочевавшее в новостные заголовки, гласит, что: "В Казани готовятся отметить вековой юбилей казанского старообрядчества". Видимо, тот, кто запустил в информационное пространство сию "крылатую фразу", полагает, что в Казани церковный раскол произошёл не в семнадцатом, как в целом по России, а только в двадцатом веке. Нет у журналистов и "единого мнения" насчёт того, какой же, собственно, из двух находящихся ныне в распоряжении РПСЦ казанских храмов собирается отмечать вековой юбилей своего освящения и принимать делегатов грядущего старообрядческого Собора.

Дабы хоть отчасти развеять клубы напущенного местными "масс-медиа" информационного "дыма", обратимся к изданному в 1998 году в Казани исследованию "Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI - начало XX веков)" и приведём один из ранее не публиковавшихся документов, имеющих непосредственное отношение к истории освящения готовящегося к своему юбилею храма.

Из вышеупомянутого издания явствует, что приемлющие священство старообрядцы, принадлежавшие, как известно, к предшественнице РПСЦ - Древлеправославной Церкви Христовой (ДПЦХ), пытались устроить свой храм в Казани, начиная ещё с 1884 г., однако постоянно натыкались в своих устремлениях на ограничительные административные препоны. Ситуация резко изменилась после издания 17 апреля 1905 г. Высочайшего Манифеста Императора Николая II об укреплении основ веротерпимости, который дал этому строительству "зелёный свет". Возведение храма, на который жертвовали средства десятки казанских и московских купцов, началось уже в мае 1905 г. Причём, как отмечается в том же исследовании: "Принадлежность храма к Старообрядческой церкви никак не отразилась на его внешнем облике. Это довольно крупный пятиглавый храм, выстроенный в духе национального романтизма, типичном для православных храмов начала XX в.". Строительством храма руководили два казанских старообрядческих священника - Пётр Данилович Залетов и Алексей Иванович Калягин.

Памятуя о том, кому в первую очередь они были обязаны возведением своего храма, в день его освящения - 6 сентября 1909 г. (по старому стилю) - казанские старообрядцы белокриницкого согласия составили благодарственный верноподданнический адрес Императору Николаю II Александровичу, оригинал которого хранится сейчас в Национальном архиве Республики Татарстан. Свои подписи под ним поставили двадцать пять человек, в том числе: архиепископ Московский и всея России ДПЦХ Иоанн (в миру - И.А.Картушин), епископ Казанский и Вятский Иоасаф (в миру - И.П.Зеленкин), епископ Рязанский и Егорьевский Александр (в миру - А.П.Богатенко), казанские старообрядческие священники П.Д.Залетов и А.И.Калягин, самарский протоиерей М.В.Захарьичев, представители известных местных староверческих династий Барабановых, Свечниковых (Свешниковых), Четверговых и другие. Весьма любопытно, что сам текст данного обращения напоминал местами молитву, возносимую староверами за самодержавного монарха и его семью. Вот что в нём говорилось:

"ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО,
ЦАРЬ САМОДЕРЖЕЦ всея Руси,
ГОСУДАРЬ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ!



Сего шестого сентября, Казанская старообрядческая община древле-православных русских христиан, приемлющих священство, торжественно празднует освящение своего Святого храма во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани.

Сей Святый храм воздвигнут лишь благодаря ТВОЕМУ любвеобильному сердцу, ЦАРЬ ВСЕРОССИЙСКИЙ! Ты милостивым и прозорливым оком воззрел на нас, ТВОИХ верных подданных и слуг, исконных чад земли Русской, и как чадолюбивый ОТЕЦ ВЫСОЧАЙШИМ указом от 17 апреля 1905 года ТЫ даровал и нам возможность наряду со всеми ТВОИМИ верноподданными вьяве, а не сокровенно, как прежде, славословить Всевышнего, по постановлениям и обрядам древле-Всероссийской церкви.

Ныне, при освящении Святого нашего храма, сугубо и от глубины душевной воссылаем мы с нашими Архипастырями и священнослужителями горячие молитвы о ТЕБЕ, ГОСУДАРЬ, О ТВОЁМ НАСЛЕДНИКЕ - ЦЕСАРЕВИЧЕ со всем ТВОИМ Августейшим Семейством и о всей земле Свято-русской, к Царю-Царей во Святей Троице славимому Единому Богу и к Пречистой Заступнице гор.[ода] Казани, Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии со всеми Святыми. С умилением ума и сердца взываем мы, о ЦАРЮ! Да продлит Господь Бог ТВОИ драгоценные для России дни, да подает ОН мир и тишину земле Русской на возделание ей блага в любви, совете и соединении ТВОЁМ с ТВОИМИ верными подданными и слугами во славу ТВОЕГО Самодержавия.

ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА верноподданные члены Казанской общины древле-благочестивых православных христиан, приемлющих священство

Старообр[ядческий] Архиепископ Иоанн / Епископ Иоасаф / Епископ Алезандр[1] / Священник Пётр Залетов / Священник Алексий Калягин / Михаил Свечников / Пётр Барабанов / Иван Савин / Николай Барабанов / Стефанида Терентьева Бочаров[а] Казанска[я] купечес[кая] жен[а] / Устин Феофилеичев Бочар[ов] Казанск[ий] Купец / Харлампий Шорников / Дмитрий Мухин / Кар[...][2] / Климент Четвергов / [...][3] / Василий Свечников / Павлинов Степан Фёдорович / Алексеев Павел Дмитриевич / Павел Свечников / Евстратий Бусыгин / Протоиерей Макарий Захарьичев / Иван Барабанов / Артемий Марков / Дм[итрий] Бондарев".[4]

Вскоре старообрядческий адрес был представлен на докладе министра внутренних дел самому императору. Как сообщал 23 сентября 1909 г. в Казань товарищ (заместитель) министра, шталмейстер Высочайшего Двора П.Г.Курлов, ознакомившись с адресом, Николай II "в 16 день сего Сентября собственноручно изволил начертать: "Прочёл с удовольствием".

Мало кто из тех, кто подписал сей адрес, мог даже предположить, что не пройдёт и десяти лет, как крепкая и многолюдная казанская старообрядческая община, вместе со всем местным обществом, окажется втянута в кровавый водоворот гражданского противостояния и последовавшего за ним богоборческого лихолетья, выбраться из которых суждено будет очень и очень немногим. Что же касается самого Святого храма во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани, то он, к счастью, уцелел и теперь носит статус Покровского Кафедрального собора Казанско-Вятской епархии РПСЦ. Есть основания предполагать, что к столетию своего освящения затянувшиеся в нём ремонтно-реставрационные работы будут успешно завершены, и храм вновь примет в себя богомольцев.

Вот только вспомнят ли нынешние старообрядцы и их архиереи добрым словом и благодарственным молебном того, чьей монаршей милости были так искренне признательны сто лет назад их духовные предшественники? Хотелось бы, конечно, чтобы вспомнили и помолились за царя-страстотерпца...
Л.В.Алексеева, историк (Казань)

СНОСКИ:
1. Так в оригинале. - Л.А.
2. В оригинале - неразборчиво. - Л.А.
3. В оригинале - неразборчиво. - Л.А.
4. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1184. Л. 70 и об.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лариса Владимировна Алексеева
«Единый учебник не должен стать единственным...»
Выступление на учредительном собрании отделения Российского исторического общества (РИО) в Казани 16 июля 2013 г.
21.07.2013
К вопросу об участии в трезвенническом движении А.Е.Арбузова
Из истории Арбузово-Баранского отдела «Казанского Общества Трезвости»
08.10.2012
Иоанн Кронштадтский - почётный член «Казанского Общества Трезвости»
Тезисы выступления на Первых научно-практических чтениях, посвящённых казанскому трезвенническому движению (г. Казань, 11 сентября 2010 г.)
19.09.2010
Все статьи Лариса Владимировна Алексеева
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06