Возврат к народным традициям?

Первый международный фестиваль православной песни "Невские купола"

0
145
Время на чтение 4 минуты
В Петербурге на пасхальной седмице с 25 по 29 апреля 2006 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира проходил Первый международный фестиваль современной православной духовной песни "Невские купола" в честь Новомучеников и Исповедников Российских.

После тщательного отбора, в ходе которого было прослушано более шестидесяти исполнителей духовной песни, лауреатов многих духовных фестивалей, проходящих по всей России и в регионах ближнего зарубежья, были отобраны лучшие из лучших. Впервые на фестивале прозвучали голоса из разных уголков России и не только России. Фестиваль был организован Духовно-просветительским центром Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры при содействии Санкт-Петербургской епархии, а также благотворительным фондом "Форум Камерных Искусств" при поддержке губернатора г. Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко и Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга.

Каждый день после конкурсных прослушиваний многочисленные поклонники духовной песни, собравшиеся в концертном зале Лавры, могли усладиться пением известных исполнителей в жанре духовной песни: Евгении Смольяниновой, Ирины Скорик, Татьяны Петровой, Людмилы Кононовой.

29 апреля состоялся большой галла-концерт в двух отделениях, где произошло награждение лауреатов фестиваля.

Фестиваль широко заявил о себе неправославному, невоцерковленному миру, о чем говорится в процитированном мною выше анонсе, составленном его организаторами.

А значит его участники (от устроителей и жюри до отдельных исполнителей) взяли на себя великую ответственность - показать, как они представляют Православие для тех, кто ищет дорогу к храму. "Цели и задачи у "современной православной духовной песни" прежде всего миссионерские," - не раз было сказано в приветственных словах, предварявших конкурсные программы.

Можно упрекнуть меня в эстетстве и субъективизме суждений, но я бы отметила некий пересол миссионерствования. Этот пересол ощущается уже в самом названии "современная православная духовная песня". Определения "современная" и "духовная" здесь служат как бы дополнением к понятию "православная песня". Начнем с того, что мы опять возвращаемся к тому спору, который возникал уже десять лет назад: можно ли себя аттестовать как "православный писатель или поэт", "православный художник", тогда еще шутили, почему же не "православный водопроводчик"?

Со стихами, прозой и живописью вроде бы разобрались, и всем давно уже стало ясно, что стихи могут быть хорошими или плохими, а от того, что в них без конца употребляются священные имена, они православными не станут, так же и с прозой, необязательно герои православных авторов должны декларировать свое Православие на каждом шагу, так же и с живописью, - необязательно писать портреты монахов и картины на исторически-православные сюжеты, чтобы получить за все перечисленное титул "православного творца слова, кисти и нотного стана". Давно уже стало ясно, что сейчас о "Боге нельзя говорить при электрическом свете", то есть говорить, писать в лоб, слишком прямолинейно, назидательно, моралистически, декларативно. Никаким миссионерским целям это не послужит, наоборот, может отвратить многих современных людей, которые вообще не любят проповедей.

А вот песня-то названа именно "современной православной". И, на мой взгляд, в большинстве случаев она вышеназванной особенности современности (нелюбовь назидательности) не удовлетворяет. Из тех авторских текстов, которые пришлось прослушать в течение трех конкурсных дней, слишком мало было таких, о которых можно сказать: "Это просто хорошие стихи", а не проповедь и морализаторство. То есть не рифмованные строчки, в которых преобладает декларация, призыв или назидание, а образ, то есть глубина. Потому, наверное, таким контрастом прозвучало, пение Евгении Смольяниновой, после самого долгого конкурсного дня - 28 апреля. В ее песнях даны зримые картины, многогранные, неоднозначные образы, слушатель волей-неволей погружается в сложнейшие душевные переживания, которые не потеряются, после того, как песня отзвучит.

Сказав о душевных переживаниях мы подошли к третьему определению, которое дали фестивалю его организаторы, - " духовная песня". "Духовными стихами" (не песнями, а именно "стихами") называется вполне определенный жанр народной песенной культуры. Этот жанр требует соблюдения особых правил и в отношении музыкального исполнения, и в отношении текстов. На эту тему написано немало интереснейших исследований.

А в данном случае определение "духовная песня" имеет слишком расширительное значение. Это, как любят говорить о себе деятели культуры, что они хранят и проповедуют "духовные ценности". Так и здесь. "Духовная песня" - это, вероятно, означает что-то возвышенное, неземное, проповедующее "духовные ценности", немирское?

Но ведь святоотеческое определение духовности совсем иное. Духовное - это то, что от Духа Святого, то, что освящено, вдохновлено Духом. Или авторы-исполнители дерзают о себе думать, что они поют в Духе Святом? Прп.Нектарий Оптинской, поминая царя-пророка Давида, говорил, что таких духоносных поэтов Господь дает одного на миллионы.

Из этого определения (опять предвижу возмущение и несогласие) следует, что мы проповедуем какой-то усредненный уровень культуры. Который, хотя, конечно это опять очень субъективно, напомнил советские праздничные концерты с обязательным набором тем для песен и поощряемой манерой исполнения. Ведь неслучайно первые места заняли именно исполнители, которые напоминают о недавнем прошлом - задушевном полу-оперном, полу-народном пении. Исполнители же, которые представили оригинальную музыкальную аранжировку и недекларативную лирику отмечены не были. Это показательно.

Мне возразят, что это лучше, чем попса, лучше, чем рок, и опять-таки "народные традиции". Но "современная православная духовная песня" - это явление не традиционное для русской культуры, а наоборот, очень даже новое.

Это в последние пять-десять лет все вдруг запели, стали подбирать аккорды на гитаре и под нехитрые мотивы "славить Христа"! Я могу сто раз ошибаться, может быть, все это очень хорошо, и можно, ссылаясь на авторитет иеромонаха Романа сказать, что "Русь еще жива, Русь еще поет". Но, насколько я знаю из личного общения с батюшкой - он враг всяких подмен. И когда он написал процитированные строчки или "Русь еще жива, Русь еще поет", он имел виду молитву, молитвенное пение.

Потому на мой взгляд, тут есть некий пересол и подмена, - духовная и душевная энергия человека, который зачастую только-только переступил порог храма, расходуется на то, чтобы "спасти через песни неверующий мир". Так православные люди начинают подобно протестантам миссионерствовать через пение, а не через добрые дела, как это было в традиции православного миссионерствования.

Повторю еще раз: может быть, я ошибаюсь и чего-то не понимаю. Только всякое явление, которое вдруг становится массовым (а "современная православная духовная песня" охватила уже города и веси), неизбежно теряет достойный культурный уровень и вызывает настороженность.

И по мне уж лучше помнить о том, что христианство всегда трезвенно, чем восторгаться каким-то явлением или человеком, толком не разобравшись в нем. Святые отцы подчеркивали и говорили о трезвенности христианства. И учили бояться подмен.

Дай Бог, чтобы я ошибалась, и массовое движение, которое называется "современная православная духовная песня" действительно принесло в будущем добрые плоды. Дай Бог.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06