После тщательного отбора, в ходе которого было прослушано более шестидесяти исполнителей духовной песни, лауреатов многих духовных фестивалей, проходящих по всей России и в регионах ближнего зарубежья, были отобраны лучшие из лучших. Впервые на фестивале прозвучали голоса из разных уголков России и не только России. Фестиваль был организован Духовно-просветительским центром Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры при содействии Санкт-Петербургской епархии, а также благотворительным фондом "Форум Камерных Искусств" при поддержке губернатора г. Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко и Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга.
Каждый день после конкурсных прослушиваний многочисленные поклонники духовной песни, собравшиеся в концертном зале Лавры, могли усладиться пением известных исполнителей в жанре духовной песни: Евгении Смольяниновой, Ирины Скорик, Татьяны Петровой, Людмилы Кононовой.
29 апреля состоялся большой галла-концерт в двух отделениях, где произошло награждение лауреатов фестиваля.
Фестиваль широко заявил о себе неправославному, невоцерковленному миру, о чем говорится в процитированном мною выше анонсе, составленном его организаторами.
А значит его участники (от устроителей и жюри до отдельных исполнителей) взяли на себя великую ответственность - показать, как они представляют Православие для тех, кто ищет дорогу к храму. "Цели и задачи у "современной православной духовной песни" прежде всего миссионерские," - не раз было сказано в приветственных словах, предварявших конкурсные программы.
Можно упрекнуть меня в эстетстве и субъективизме суждений, но я бы отметила некий пересол миссионерствования. Этот пересол ощущается уже в самом названии "современная православная духовная песня". Определения "современная" и "духовная" здесь служат как бы дополнением к понятию "православная песня". Начнем с того, что мы опять возвращаемся к тому спору, который возникал уже десять лет назад: можно ли себя аттестовать как "православный писатель или поэт", "православный художник", тогда еще шутили, почему же не "православный водопроводчик"?
Со стихами, прозой и живописью вроде бы разобрались, и всем давно уже стало ясно, что стихи могут быть хорошими или плохими, а от того, что в них без конца употребляются священные имена, они православными не станут, так же и с прозой, необязательно герои православных авторов должны декларировать свое Православие на каждом шагу, так же и с живописью, - необязательно писать портреты монахов и картины на исторически-православные сюжеты, чтобы получить за все перечисленное титул "православного творца слова, кисти и нотного стана". Давно уже стало ясно, что сейчас о "Боге нельзя говорить при электрическом свете", то есть говорить, писать в лоб, слишком прямолинейно, назидательно, моралистически, декларативно. Никаким миссионерским целям это не послужит, наоборот, может отвратить многих современных людей, которые вообще не любят проповедей.
А вот песня-то названа именно "современной православной". И, на мой взгляд, в большинстве случаев она вышеназванной особенности современности (нелюбовь назидательности) не удовлетворяет. Из тех авторских текстов, которые пришлось прослушать в течение трех конкурсных дней, слишком мало было таких, о которых можно сказать: "Это просто хорошие стихи", а не проповедь и морализаторство. То есть не рифмованные строчки, в которых преобладает декларация, призыв или назидание, а образ, то есть глубина. Потому, наверное, таким контрастом прозвучало, пение Евгении Смольяниновой, после самого долгого конкурсного дня - 28 апреля. В ее песнях даны зримые картины, многогранные, неоднозначные образы, слушатель волей-неволей погружается в сложнейшие душевные переживания, которые не потеряются, после того, как песня отзвучит.
Сказав о душевных переживаниях мы подошли к третьему определению, которое дали фестивалю его организаторы, - " духовная песня". "Духовными стихами" (не песнями, а именно "стихами") называется вполне определенный жанр народной песенной культуры. Этот жанр требует соблюдения особых правил и в отношении музыкального исполнения, и в отношении текстов. На эту тему написано немало интереснейших исследований.
А в данном случае определение "духовная песня" имеет слишком расширительное значение. Это, как любят говорить о себе деятели культуры, что они хранят и проповедуют "духовные ценности". Так и здесь. "Духовная песня" - это, вероятно, означает что-то возвышенное, неземное, проповедующее "духовные ценности", немирское?
Но ведь святоотеческое определение духовности совсем иное. Духовное - это то, что от Духа Святого, то, что освящено, вдохновлено Духом. Или авторы-исполнители дерзают о себе думать, что они поют в Духе Святом? Прп.Нектарий Оптинской, поминая царя-пророка Давида, говорил, что таких духоносных поэтов Господь дает одного на миллионы.
Из этого определения (опять предвижу возмущение и несогласие) следует, что мы проповедуем какой-то усредненный уровень культуры. Который, хотя, конечно это опять очень субъективно, напомнил советские праздничные концерты с обязательным набором тем для песен и поощряемой манерой исполнения. Ведь неслучайно первые места заняли именно исполнители, которые напоминают о недавнем прошлом - задушевном полу-оперном, полу-народном пении. Исполнители же, которые представили оригинальную музыкальную аранжировку и недекларативную лирику отмечены не были. Это показательно.
Мне возразят, что это лучше, чем попса, лучше, чем рок, и опять-таки "народные традиции". Но "современная православная духовная песня" - это явление не традиционное для русской культуры, а наоборот, очень даже новое.
Это в последние пять-десять лет все вдруг запели, стали подбирать аккорды на гитаре и под нехитрые мотивы "славить Христа"! Я могу сто раз ошибаться, может быть, все это очень хорошо, и можно, ссылаясь на авторитет иеромонаха Романа сказать, что "Русь еще жива, Русь еще поет". Но, насколько я знаю из личного общения с батюшкой - он враг всяких подмен. И когда он написал процитированные строчки или "Русь еще жива, Русь еще поет", он имел виду молитву, молитвенное пение.
Потому на мой взгляд, тут есть некий пересол и подмена, - духовная и душевная энергия человека, который зачастую только-только переступил порог храма, расходуется на то, чтобы "спасти через песни неверующий мир". Так православные люди начинают подобно протестантам миссионерствовать через пение, а не через добрые дела, как это было в традиции православного миссионерствования.
Повторю еще раз: может быть, я ошибаюсь и чего-то не понимаю. Только всякое явление, которое вдруг становится массовым (а "современная православная духовная песня" охватила уже города и веси), неизбежно теряет достойный культурный уровень и вызывает настороженность.
И по мне уж лучше помнить о том, что христианство всегда трезвенно, чем восторгаться каким-то явлением или человеком, толком не разобравшись в нем. Святые отцы подчеркивали и говорили о трезвенности христианства. И учили бояться подмен.
Дай Бог, чтобы я ошибалась, и массовое движение, которое называется "современная православная духовная песня" действительно принесло в будущем добрые плоды. Дай Бог.