1) их стремление к многоликости (когда два-три человека, действующие едва ли не на основах семейного подряда - братья Владимир и Сергей Ряховские плюс Анатолий Пчелинцев, - исходя из соображений момента, предпочитают представать пред глазами общественности как представители той иной организации, носящей по возможности громкое название;
2) отчаянные попытки представить новоявленную сеть оккультных в своей основе неопятидесятнических сект в качестве традиционных протестантских церквей.
18 апреля с. г. стараниями этих деятелей появились два новых подтверждения правоте нашего мнения. Так называемый "Славянский правовой центр" разослал ряду информационных агентств два заявления: "Наказание за вандализм на почве религиозной ненависти поможет, в первую очередь, религиозным меньшинствам" и "Славянский правовой центр готов представлять интересы избитого бейсбольными битами православного семинариста в суде".
Считаем необходимым обратить внимание российской общественности на то, что в условиях все более возрастающей озабоченности россиян, равно как и властных структур разного уровня негативными последствиями деструктивной деятельности всевозможных тоталитарных сект, лидеры этих сект, а также их пособники (в том числе в "правозащитной" среде) обнаруживают всю большую истеричность и проявляют суетливую активность, направленную одновременно по нескольким линиям.
С одной стороны, явно недовольные вектором развития общественного мнения россиян и российских властей в отношении к тоталитарным сектам, они совершают нервические жесты, неожиданно окрашивающие их позицию в казалось бы несвойственные им ранее оранжевые тона (о показательной вспышке оранжевого революционаризма среди сектозащитников см. подробнее в упомянутом комментарии РАЦИРС ), красноречиво демонстрируя свою готовность целиком опереться на определенные зарубежные круги, охотно стремящиеся подогревать среди российских граждан протестные по отношению к власти настроения с искусственной опорой на либеральные ценности западного мира.
С другой стороны, они не теряют надежды склонить общественное мнение внутри России в свою пользу, прибегая с этой целью к таким испытанным приемам, как мимикрия неопятидесятнических сект под протестантизм и гипнотизирование россиян громкими названиями состряпанных ими в тесном междусобойчике "Институтов", "Комитетов" и "Центров". Да, все они зарегистрированы (к слову, очень хорошо, что Федеральной регистрационной службе Минюста РФ теперь вменяется в обязанность более строго и целенаправленно следить за соответствием заявленной при регистрации общественных организаций и религиозных объединений уставных положений их реальной деятельности, - отрадно сознавать, что голос общественности был услышан, ведь это предложение входило в состав целого ряда иных предложений подобного рода в принятое участниками XIV Международных Рождественских чтений 1 февраля 2006 г. Обращение о необходимости системного подхода в деле профилактики проникновения тоталитарных сект в российскую систему образования; хотелось бы чтобы так же оперативно было услышано и содержавшееся там же предложение о более пристальном мониторинге соответствующими органами каналов финансовой подпитки ряда подобных структур). Но россиянам полезно знать, кто в действительности стоит за такими "учреждениями" и какие подлинные цели они преследуют.
Остановимся на двух организациях и на одном журнале. Все они на поверку оказываются самыми что ни на есть ближайшими "родственниками". "Институт религии и права" (не путать эту общественную организацию по созвучию с Институтом государства и права Российской Академии наук - респектабельным научным учреждением, объединяющим большой коллектив известных ученых-юристов), "Славянский правовой центр" и журнал "Религия и право". Кровные братья по рождению они созданы и возглавляются все теми же примелькавшимися лицами - Анатолием Пчелинцевым и Владимиром Ряховским. Стоит ли удивляться, что идеология и практика этих "учреждений" и редакционная политика журнала находятся в полной согласованности с позицией неопятидесятнического "епископа" Сергея Ряховского...
Предлагаем догадаться с трех раз, почему были обнародованы оба заявления одного из детищ этой дружественной тройки лиц. Произошло нападение на учащегося Московской духовной семинарии Евгения Ефремова - "Славянский правовой центр" тут как тут, предлагает свои услуги, заодно демонстрируя широту взглядов и безграничность своего милосердия ("вот ведь, даже православного юношу готовы защищать"). По этому случаю содиректор "института" и главный редактор журнала срочно переодевается в адвокатскую мантию и готов предстать глазам восторженного читателя как "адвокат Анатолий Пчелинцев". Напомним, что права потерпевшего защищает государство, и что в адвокатских услугах он, в принципе не нуждается. Так что, делая подобное громкое предложение, Пчелинцев с Ряховским ничем не рискуют, прекрасно зная, что их предложение останется безответным жестом. Интересно, а когда "Славянский правовой центр" сделает аналогичное предложение жертвам тоталитарных сект, не имеющим материальной возможности отстаивать в суде свои попранные интересы? Или это не входит в планы "Центра"?
Предложило Правительство РФ ввести уголовную ответственность за вандализм - наш герой опять рад стараться. Теперь он уже пророчествует, что "наказание за вандализм на почве религиозной ненависти поможет, в первую очередь, религиозным меньшинствам". Прямо стыдно становится за главного редактора правового журнала и содиректора правового института за неприличный минимализм его познаний в области юриспруденции, - ну где же это видано, чтобы статья Федерального Закона касалась кого-то в "первую", а кого-то во "вторую очередь"?!
И опять попытка "примазаться" к протестантам. Написали о вандализме: "Это не только осквернение кладбищ и памятников, но и поджоги молитвенных домов протестантских церквей, оскорбительные надписи на культовых зданиях", - и надеются, авось проскочит, авось примут их за протестантов. Проговорился только "адвокат Пчелинцев": что это за "молитвенные дома протестантов", у них ведь кирхи, а молитвенные дома - это как раз по части сектантов... Не говоря уже о том, что пока ни один российский суд не установил факта поджога "молитвенных домов" из экстремистских побуждений. Но наши юридические герои любое случившееся в здании возгорание объявляют поджогом еще до всякого суда и следствия, и, более того, оставив за бортом презумпцию невиновности, на всю страну провозглашают имена виновников этих поджогов, дескать, спровоцировавших их экстремистским высказываниями...
Так и тянет заняться подражанием классикам. Служил Гаврила адвокатом, права Гаврила защищал...
Александр Леонидович Дворкин, Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), профессор
священник Лев Семенов, кандидат исторических наук, доцент, ответственный секретарь РАЦИРС
19 апреля 2006 г.
г.Москва