Организация этих выборов на Украине хромала на обе ноги. На Востоке десятки тысяч избирателей (по некоторым сведениям - миллион), большинство из которых хотели отдать свои голоса оппозиции, напрасно искали себя в списках, на Западе на избирательных участках отключили свет, и работа шла, как званый ужин - при свечах. Вроде бы и те, и те пострадали в равной степени. Но... не для того ли и отключают свет, чтобы удобнее было делать темные дела? Кроме того, в этот раз украинцам, чтобы выполнить свой гражданский долг, требовалось выстоять две длиннющие очереди для получения бюллетеней (одна в парламент, другая в местные Советы) и очередь к избирательной урне, образовавшуюся из-за того, что необходимо было изучить 5 (!) бюллетеней и сделать выбор между 45 (!) субъектами избирательного процесса. Не исключено, что многие в этой суете и толчее, царившей на участках, так и не смогли найти в бюллетенях ту партию, которую собирались поддержать. Многие, увидев очереди, уходили домой, высказав свое мнение о нынешней власти. Некоторые, уходя, собирались прийти вечером, в надежде, что такого ажиотажа уже не будет. Но не тут то было. В Харькове, возле одного из участков за полчаса до закрытия стояло около 300 человек. Чтобы отстоять свое конституционное право избирать и быть избранными, они ворвались в помещение избирательного участка и отказались уходить пока все не проголосуют. Несмотря на сопротивление некоторых членов комиссии, покинувших свои рабочие места, голосование все же состоялось и завершилось далеко за полночь.
Остается ответить на вопрос: вопиющий беспорядок в организации выборов это действительно просчеты власти, или это все же новейшие политические технологии? Согласитесь, скрыть их под личиной беспорядка было бы весьма смелым и оригинальным решением. Такая маскировка, пожалуй, наиболее удачна, ибо в то, что оранжевая украинская власть в принципе неспособна хоть что-нибудь сделать хорошо, поверят все.
Результаты выборов были вполне прогнозируемы: победила Партия регионов В.Януковича (32%), блок Ю.Тимошенко был вторым. Пропрезидентская коалиция "Наша Украина" замкнула тройку призеров, едва набрав 15% голосов, что свидетельствует о крайне низкой ликвидности оранжевого брэнда "В.Ющенко" и падении стоимости его акций, по крайней мере, в 4 раза. Выборы снова продемонстрировали региональные различия в политических пристрастиях украинцев. Как и обычно, партийным доменом объединения "Наша Украина" стали западные области, Восток и Юг традиционно отдали свои голоса В.Януковичу, блок Ю.Тимошенко "оккупировал" столицу, центральные и северные области Украины.
Разделение Украины на три политических домена вызвано не столько политическими симпатиями и антипатиями их жителей, сколько пониманием собственной национальной идентичности. Если разговоры (!) про превращение Украины в федеральное государство считаются страшным преступлением и приравниваются к сепаратизму, то федерализация "по партийным спискам", и этнополитическим убеждениям, является свершившимся фактом. Это неминуемо ставит на повестку дня и вопрос об изменениях административного устройства Украины. Причем в нынешней ситуации ее федерализация не столько будет способствовать расколу страны, как это некоторые оранжевые политики пытаются представить, сколько, наоборот, создаст условия для сохранения государственного единства. Ведь в этом случае прекратятся разговоры "кто кого кормит" и "кто кого учит жить". Тем более, что эта федерация может быть построена по территориальному, а не по национальному признаку. Мировой опыт убеждает, что распадаются именно федерации последнего типа (Чехословакия, Югославия), в то время как территориальные федерации живут и процветают, примером чему служат США и ФРГ.
Характерно, что различие между основными политическими силами Украины лежит не в плоскости общественного устройства (все они выступают за рыночную экономику и либеральную демократию западного образца), а в определении внешнеполитического курса и в понимании национальной идентичности украинцев. Сторонники В.Ющенко и Ю.Тимошенко ориентируются на евроинтеграцию, главными элементами которой станут скорейшее вступление Украины в НАТО и ЕЭС. А понимание ими идентичности украинцев сводится к формуле бывшего президента Л.Кучмы: "Украина - не Россия!" Команда В.Януковича считает, что эта внешнеполитическая линия будет иметь самые печальные последствия для Украины, в т.ч. и возможную потерю собственной государственности, и предлагают тесный союз с Россией и вступление в ЕЭП, которые для Украины, безусловно, экономически выгодны. Соответственно и национальный лозунг несколько иной: "Украина и Россия!"
В результате так называемой политреформы Украина с 2006 г. превратилась из президентско-парламентской республики в парламентско-президентсую, фактическим главой которой становится премьер-министр. За президентом остаются лишь право формировать внешнеполитический курс Украины и право распустить парламент, если в нем в течение месяца не будет создано большинство, которое должно сформировать правительство. Таким образом, насущной задачей момента для всех политических сил Украины является создание в парламенте этого самого большинства. В случае если этого сделано не будет, все затраченные усилия и деньги будут напрасны, ведь следующий раз избиратели могут проголосовать и по-иному, а депутатские мандаты, которые уже в руках, отдавать ох как не хочется.
Оппозиционная Партия регионов, набравшая треть голосов и ставшая победителем предвыборной гонки, создать парламентское большинство самостоятельно не в состоянии. Союзный Партии регионов блок "Народная оппозиция", руководимый Н.Витренко, недобрал семь сотых процента необходимых для прохождения в парламент. Коммунисты с их 3, 66 % голосов тоже не решают проблему, во-первых, количество депутатов-коммунистов недостаточно, чтобы в союзе с Партией регионов создать парламентское большинство, а во-вторых, у них имеются серьезные идеологические разногласия со сторонниками В.Януковича.
В то же время оранжевые силы (блок Ю.Тимошенко, объединение "Наша Украина" и Социалистическая партия А.Мороза) обладают этой возможностью, но их объединение наталкивается на ряд серьезных препятствий. Ю.Тимошенко ни в коем случае не согласится на коалицию в случае, если ей не будет гарантирован пост премьера. А президент Украины, рейтинг которого и так катастрофически низок, для сохранения остатков лица никогда не пойдет на то, чтобы вернуть на должность главы правительства (по новому закону фактически - государства), политика, с позором изгнанного им с этого поста менее года назад за допущенные серьезные ошибки. Поэтому коалиция между силами, стоящими за Ю.Тимошенко и В.Ющенко, представляется маловероятной, во всяком случае, до наступления критического срока, за которым последует роспуск парламента.
Лидер социалистов А.Мороз всю предвыборную компанию заявлял о том, что без него ни одна политическая сила не способна сформировать парламентское большинство. И вот теперь настал его звездный час - главное не продешевить, продавая 6% своих голосов. Пока отрыв партии В.Януковича от ближайших преследователей был не очень велик, А.Мороз еще до окончания подсчета голосов поторопился составить текст соглашения с "Нашей Украиной". Вероятно, обе силы хотели поскорее узаконить свои отношения, так как побаиваются, что "верный союзник" сможет заключить более выгодную сделку, уйдя к новому, богатому голосами партнеру (В.Януковичу или Ю.Тимошенко). Но как только отрыв Партии регионов от преследователей стал увеличиваться, создавая условия для формирования большинства всего двумя силами, А.Мороз уже заявляет, что его партия не будет заключать никаких соглашений, до выяснения окончательной диспозиции на электоральном поле. Вероятно, чтобы не упустить шанс создать дуумвират с В.Януковичем, не делясь больше ни с кем столь властью и министерскими портфелями.
Личные амбиции стоят и на пути создания коалиции бывших премьеров - В.Януковича и Ю.Тимошенко. Если первому нужны полномочия, для реализации собственного экономического курса (ведь успехи Украины в этой сфере - его главный козырь), то Ю.Тимошенко нужен только пост главы государства как вполне самодостаточная ценность. Эта женщина с неуемной жаждой власти и стремлением к публичности (когда-то, будучи председателем правительства даже пообещала "душ принимать в купальнике" в присутствии журналистов, чтобы сделать свою деятельность "прозрачной") не пойдет ни на какие коалиции, если должность премьера достанется другому.
Союз двух Викторов, Януковича и Ющенко, о котором в последнее время так много говорили большевики (Коммунистическая партия Украины) более вероятен. И те, и другие имеют в своих рядах представителей плутократии (олигархов), поэтому проблема согласования внутриполитического курса между Партией регионов и "Нашей Украиной" сводится к разграничению экономических интересов Р.Ахметова и П.Порошенко, что вполне решаемо, так как один занимается металлом и углем, а второй сахаром. Казалось бы сложный вопрос о придании русскому языку официального статуса элементарно решается проведением всеукраинского референдума на котором за положительное решение проблемы высказываются, к примеру 48,7% населения. После этого вопрос снимается сам собой - обе стороны все свои обязательства выполнили. Во внешней же политике ситуация сложнее. В условиях катастрофического падения рейтинга В.Ющенко внутри страны, единственным выходом для него остается поиск поддержки за рубежом, попросту в Госдепартаменте США. В.Янукович же свою экономический курс строит на тесном сотрудничестве с Российской Федерацией. В этих условиях согласовать единую внешнеполитическую линию "Нашей Украины" и Партии регионов представляется достаточно проблематичным. Но и эта проблема не является неразрешимой. Недавнее заявление руководителя предвыборного штаба "бело-голубых" Е.Кушнарева о том, что Партия регионов не является пятой колонной России в Украине только подтверждает это. А, учитывая, что все ведущие политики этого блока ранее находились в команде Л.Кучмы и отнюдь не горели желанием особо интегрироваться с Россией, то вполне очевидно, что изменение внешнеполитической ориентации для них не является проблемой, тем более если призом будет власть.
Но есть и вероятность того, что партия В.Януковича останется в оппозиции. Ведь большинство аналитиков предрекают Украине на ближайший год серьезные экономические трудности, нулевой рост (если не падение) ВВП и обострение социальных проблем, от которых не спасут ни снятие поправки Джексона-Веника, ни признание Украины страной с рыночной экономикой. А вступление в ВТО вообще может уничтожить некоторые отрасли промышленности Украины. В этих условиях взять на себя ответственность за ситуацию в стране, не имея надлежащих рычагов власти в своих руках, достаточно авантюрно.
Таким образом, создание парламентского большинства на Украине будет сопровождаться откровенным политическим торгом, в котором не будут участвовать, вероятно, лишь коммунисты. При этом пресловутое большинство если и будет создано, то только для того, чтобы Верховный Совет не был распущен, и не были назначены новые выборы. Так как уставший от всех этих партийных баталий украинский электорат может ненароком и против всех проголосовать. Поэтому ближайшее политическое будущее Украины представляется окутанным грозовыми тучами, среди которых периодически проблескивают молнии, символизирующие смерть одного политического союза и создание другого. В этих условиях, ни о каком динамичном социально-экономическом развитии страны говорить, к сожалению, не приходится.
Игорь Владимирович Омельянчук, кандидат исторических наук (Харьков)