Как бы то ни было, но факт остается фактом - население восточной Украины и Крыма сейчас гораздо решительнее отстаивает свое право на родной язык. Больше того, если пятнадцать лет назад все, в том числе и восточные украинцы, готовы были изучать украинский язык и даже не особенно сопротивлялись энергичному вытеснению русского языка из официальной сферы и замене его украинским, то теперь ситуация изменилась. Объясняется это двумя факторами: во-первых, в 1991 г. население Украины по советской еще традиции верило средствам массовой информации, а они, эти самые средства, настойчиво внушали украинцам, что стоит только отделиться и на "вильной Украине" потекут реки из отборного самогона в крутых берегах из вкуснейшего малороссийского сала, а на деревьях будут произрастать благословенные еще Гоголем вареники и галушки. Ради этого многие готовы были даже отказаться от русского языка и выучить украинский. Но, как известно, реки не потекли, а деревья приносят те же плоды что и обычно. А во-вторых, внедрение украинского языка проводилось в столь грубой форме и сопровождалось такими унижениями русскоязычных ("росийську мову не розумию!", "вивчите спочатку украинську!" и т.п.), что для многих людей язык Тараса Шевченко и Ивана Франко стал языком хамов и держиморд. Результат вполне предсказуем - огромное количество жителей Украины требуют придания русскому языку официального статуса и на украинском разговаривать просто не желают. В Харькове даже студенты, которые выросли в независимой Украине, требуют читать лекции на русском, и жалуются на отсутствие русскоязычных учебников.
Что же ответила официальная власть на языковый демарш Советов Харькова, Луганска и Севастополя? Своим обычным словоблудием. По мнению ее представителей, русский язык в этих регионах и так достаточно развит и популярен, поэтому защищать его не надо, в отличие от украинского, который и в Луганске и в Харькове, а тем более в Севастополе требует государственной защиты. Странный ответ. Ведь защиты требуют живые люди, которым не дают права пользоваться родным языком, а не сам русский или украинский язык, который, как известно, является всего лишь "системой дискретных (членораздельных) звуковых знаков предназначенной для целей коммуникации". И вот в жертву этой знаковой системе "оранжевые" готовы принести (и приносят!) живых людей. Когда в 1991 г. украинская власть свергала советскую, то большевиков обвинили в том, что они людей, их интересы и судьбы подчинили отвлеченной (коммунистической) идее. Создается впечатление, что в настоящее время власть на Украине принадлежит пламенным большевикам-ленинцам (только с другой полярностью) также готовым подчинять людей идее. Правда, если на знаменах большевиков были лозунги всеобщего равенства и братства, то у "оранжевых получается лозунг "Украиноязычные превыше всего!". Как тут не вспомнить "Дойчланд юбер аллес!".
Представители Крыма, чтобы не спорить о языках предложили превратить Украину в федеративное государство - пусть Галиция, став самостоятельным субъектом федерации, продемонстрирует успешность своего политического курса на конкретном примере и спокойно развивает и защищает украинский язык, раз люди в других регионах для нее ничего не значат. В ответ известный украинский политолог В.Карасев, боровшийся за место в парламенте под знаменами периодически меняющей свой политический цвет И.Богословской, заявил, что это решение является коварным способом ликвидировать интеллектуальное доминирование представителей Галиции.
С фактом "доминирования" Западной Украины спорить не приходится. Но это доминирование отнюдь не является следствием высокого интеллектуального потенциала Галиции или слабости такового в других регионах. Основано оно на обеспеченном законом доминировании украинского языка, причем его галицийского варианта, в духовной жизни страны, и административном решении о признании всего, что исходит из Галиции истинной в последней инстанции. Особенно это ярко проявлялось в начале 90-х гг. В результате такого "интеллектуального доминирования", основанного на монопольном праве на истину, а также на отторжении всего, что исходит из других регионов, особенно если это исходит на русском языке, Украина за пятнадцать лет независимости так и не смогла выработать собственной национальной идеи, а образцом государственности для нее служат Запорожская вольница и Центральная Рада, продемонстрировавшая в 1917-1918 гг. свою полную политическую импотенцию.
Но галицийской интеллигенции главное доминировать. Каким способом и с какими последствиями - это уже не важно. А придание русскому языку какого-либо официального статуса буквально выбьет у нее из-под ног почву (или табуретку?). Ведь теперь русскоязычная политическая и интеллектуальная элита перестанет быть вторым сортом и получит такое же право на продвижение своих идей и отстаивание собственной позиции. С этим галичане, обласканные властями исключительно за свое пролетарское (западноукраинское) происхождение, никогда не согласятся. Ведь их назначали на все ответственные посты во всех регионах только за то, что они настоящие, "щирые" украинцы. Как, например, представителя Ивано-Франковска г-на Москаля, получившего пост губернатора Луганщины. Правда, недавно Луганский областной совет единогласно (!) принял резолюцию с требованием его отставки, а о результатах его работы лучше всего спросить местных жителей.
Кроме того "интеллектуальное доминирование" Галиции приносило ей и немалые экономические выгоды. Западная часть Украины практически не имеет промышленности, сельское хозяйство также не способно наполнить местные бюджеты. Но зато туда широким потоком льются средства с востока из промышленно развитых областей. Как плата за продуцирование "самостийницких" идей, (другими Галиция пока не прославилась). Как же галицийская элита может допустить федерализацию Украины - ведь в этом случае ей придется на равных конкурировать с востоком, а главное - жить за свой счет, к чему она совершенно не привыкла. Это наглядно демонстрирует пример ее яркого представителя - главы украинского "Нафтогаза" г-на Ивченко, который на государственном уже уровне хочет жить за счет России, требуя от нее бесплатный газ. Поэтому понятно, что существующая "оранжевая" власть (а она выражает интересы прежде всего западных регионов Украины) будет всеми силами выступать против возрождения русского языка, даже на местном уровне, понимая, что самостоятельность региона в сфере языковой политики - это первый шаг к реальной политической федерализации страны. Правда, удастся ли ей выстоять в этой тяжкой и бескомпромиссной борьбе с собственным народом - покажет время.
Игорь Владимирович Омельянчук, кандидат исторических наук, доцент (Харьков)