О Новосибирске давно говорят как о городе, в котором сконцентрировано особенно много деструктивных культов. Возможно, это связано с тем, что мы более открыты в информационном смысле. В городе уже много лет работает региональное отделение общественной организации "Центр религиоведческих исследований", возглавляемой профессором Александром Леонидовичем Дворкиным. Сотрудники этого центра ведут особую статистику, отслеживают передвижение эмиссаров тоталитарных сект, наблюдают за деятельностью доморощенных сект и активно сотрудничают с журналистами. Таким образом, в прессу регулярно поступают свежие сведения о той или иной деструктивной псевдо-религиозной организации, в результате чего создается впечатление, что Новосибирск буквально наводнен сектами. Но таково же положение и в других крупных городах России, только об этом там не говорят, поскольку секты не показывают свое истинное лицо, а искусно прячутся за вывесками общественных, культурных, некоммерческих, оздоровительных и прочих организаций. И, тем не менее, сект в Новосибирске действительно больше, чем где-либо, что связано с тем, что город наш большой, с населением около двух миллионов человек, и это, безусловно, является лакомым кусочком для лидеров тоталитарных сект.
Помимо достаточно активной деятельности сайентологов, кришнаитов, свидетелей Иеговы, мормонов, адептов сахаджи-йоги, учения Саи Бабы, псевдо-тантрических групп, экстрасенсов-одиночек в Новосибирске уже давно действуют и так называемые педагогические секты. В школах проводятся тренинги А. Свияша "Разумный путь", занятия по методу Сильвы, насаждается оккультная философия "Вальдорфской педагогики" Штайнера, используются методы оккультистов Синельникова, Жикаренцева, Бронникова, Щетинина, Акбашева, Верещагина, и этот список можно продолжать, но о названных сектах хотелось бы сказать подробнее.
Для расширения аудитории сектанты придумывают различные уловки. В частности, школьникам и их родителям, дабы заинтересовать их, оккультисты внушают, что все дети одаренные, только нужно суметь разбудить в них эти способности, а они якобы умеют это делать. Какой родитель не хочет, чтобы их ребенок стал самым лучшим, самым умным, самым ловким? И они отдают своих детей в лапы сектантов, которые, бессовестно зарабатывая на лжи, калечат детскую психику, плодя духовных инвалидов.
СЕКТА АКБАШЕВА
К одной из таких педагогических сект относится секта Толгата Акбашева. Толгат Фоатович Акбашев, в прошлом педагог-новатор, основал собственное оккультное учение, цель которого - выведение людей "шестой расы", объединение правительств и государств для спасения человечества, стремление к власти, соединение всех религий. Учение рекламируется как "синтез всего лучшего, созданного человечеством". Идейными источниками своей теории Акбашев называет воззрения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Л.Н.Толстого, Н.К. и Е.И. Рерихов, П.Иванова. Он поддерживает тесные связи со многими сектами, прежде всего оккультного направления. На семинары Акбашева приглашаются сайентологги, кришнаиты, рериховцы, виссарионовцы, ивановцы, а также экстрасенсы-одиночки типа Ирины Васильевой. Все эти разнообразные мировоззренческие компоненты были компилятивно соединены Т.Акбашевым в собственную систему и представлены в качестве особого откровения, которое он получил, по его словам, в ходе ряда "потрясений" и "озарений". Т.Акбашев объявил сам себя "Учителем", создал вокруг себя группу некритически преданных ему последователей (большинство которых - женщины 40-50 лет), почитающих его едва ли не божеством и готовых распространять его идеи всеми возможными способами.
Как и многие другие лидеры оккультных группировок и тоталитарных сект, Акбашев помешан на сексе. Ему недостаточно "сексуального образования" в школах, которое отвергнуто обществом и педагогами России в тех формах, которые привнесены известной организацией - Российская ассоциация планирования семьи. Акбашеву требуется "более глубокий уровень" в развращении российских детей. Приведем цитату из выступления Т. Акбашева перед работниками образования в Рязани: "Детей мы учим в режиме взаимного познания тел друг друга. Поэтому мы осваиваем не вообще любые техники, а техники, где мы можем устанавливать взаимные отношения, где мы можем взаимно познавать друг друга". За этим "духовным развитием" через "взаимное познание тел" могут скрываться болезненные проблемы сексуальной сферы, склонность к сексуальным извращениям, стремление приобретать непререкаемую духовную власть над потенциальными сексуальными партнерами, всецело подчинять их под видом создания культовой религиозной группы, совместного "духовного развития" и т.п.
Акбашевым создаются методические базы для преподавания оккультных наук в школах и детских садах. Возникают разнообразные организации, в том числе "Колыбель Сибири" и "Новосибирский комитет миротворчества". Им неоднократно предпринимались и предпринимаются попытки внедрения в систему образования.
Экспертная комиссия Управления образования мэрии Новосибирска еще в 1996 году (N 12-172 от 5.03.1996г.) сделала следующие заключения: "Предлагаемые технологии образования спорны с научной точки зрения... и недопустимы в учебных заведениях. То, что Акбашев называет своей методикой, на самом деле является отдельными выкладками различных методик безо всяких ссылок на авторов. Семинар имеет ярко выраженный религиозный и вероучительный характер. У слушателей семинара формировались оккультные способности. Т.Ф. Акбашев рекомендует себя как "посланник Бога" и "ученик Христа". Идет вторжение в психику слушателей посредством медитаций, вовлечения в оккультные обряды".
Однако Акбашев продолжал свою деятельность, не только в Новосибирске, но и в других городах страны. Спустя пять лет по запросу заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве В.Н. Жбанкова (3/2170 от 26.11.2001 г.) на образовательную деятельность Акбашева было подготовлено комплексное экспертное заключение за подписью профессора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктора юридических наук Кузнецова М.Н., заместителя директора Института государственно-конфессиональных отношений и права, кандидата философских наук Ситникова А.В. и кандидата педагогических наук Метлик И.В. Эксперты провели анализ всех аспектов образовательной деятельности Т.Акбашева и ее социально-психологических последствий. В результате они пришли к выводу, что "Образовательная деятельность Т.Акбашева и созданных им структур по распространению и внедрению этого религиозного мировоззрения в любых видах и формах является противоправной. В педагогическом отношении деятельность Т.Акбашева способствует разрушению научного мировоззрения у школьников, подмены в их сознании научных представлений представлениями религиозного оккультизма.
В психолого-педагогическом отношении, образовательная деятельность Т.Акбашева является антинаучной и опасной для всех ее участников. Особенно опасными являются эксперименты Т.Акбашева и его сотрудников на детях, заключающиеся в навязывании им под видом учебы, игр, отдыха, проведения досуга и оздоровительных мероприятий асоциальных, антигуманных и антинаучных взглядов и представлений, вовлечение в занятия и действия, способные нанести существенный вред физическому и психическому здоровью - различные медитативные практики, приемы самогипноза, инициирование у детей путем ненормальной двигательной и голосовой активности, специальных дыхательных упражнений (гипервентиляции легких) и других психофизиологических приемов пограничных состояний сознания, зрительных и слуховых галлюцинаций и других расстройств нормальной деятельности психики.
Используемые в образовательной деятельности Т. Акбашева и его сотрудников мировоззренческие образы и психологические приемы характерны для религиозной практики, которая в культуре традиционных религиозных конфессий народов России (христианство, ислам) оценивается как форма сатанизма, установления общения человека с бесами (падшими духами).
Образовательная деятельность Т. Акбашева во всех ее видах и формах (лекции, курсы, семинары, издание "учебной литературы", публичные выступления, работа с детьми и взрослыми и т.д.) должна рассматриваться как незаконная миссионерская деятельность деструктивной религиозной секты, осуществляемая под видом образовательной, просветительской, оздоровительной, психотерапевтической и др. деятельности".
Эксперты подчеркнули, что "руководители органов государственной власти и муниципального управления, в том числе руководители органов управления образованием, директора государственных (муниципальных) образовательных учреждений, осуществляющие сотрудничество с Т.Ф.Акбашевым и его организационными структурами в образовательной деятельности, несут всю полноту ответственности за возможный ущерб физическому и психическому здоровью педагогов и учащихся".
ШКОЛА ЩЕТИНИНА
Михаил Петрович Щетинин заочно закончил Саратовский Государственный Педагогический институт по специальности "музыка и пение". Был директором музыкальной школы в г. Кизляре, где якобы развивал музыкальные способности у детей, совершенно не способных к музыке, занимаясь их общим "гармоническим развитием". Позже Щетинин знакомится с трудами Рерихов. Он начинает проповедовать Агни-Йогу, говорить о Кашпировском и Чумаке как об "идеальных людях", и, наконец, объявляет обладание оккультными способностями целью гармоничного развития личности. В результате ему удается создать группу абсолютно преданных ему адептов, которые видят в нем "Учителя", передающего "космическую информацию". Каждое его слово или идея воспринимаются ими как "откровение космического разума".
Щетинин знакомится со многими знаменитостями, которых эксплуатирует в целях рекламы и получения средств. В их числе стоит отметить артистку Наталью Бондарчук, обеспечивающую поддержку Щетинину в рерихианских кругах, и Владимира Пузакова, больше известного как Мегре, автора оккультно-эротической эпопеи об "Анастасии", создавшего одноименное сектантское движение, обеспечивающее безбедное существование своему создателю.
В Новосибирске также нашлась группа энтузиастов, задавшаяся целью создать филиал школы Щетинина в Сибири. Это были представители общественного объединения "Факел" - секты "ясновидящих" - опасного оккультного направления, прикрывающегося элементами православного вероучения. Один из членов "Факела", некто Владимир Петров, педагог по образованию, поехал к Щетинину в Краснодарский край. Щетинин дал "добро", и энтузиасты отправились к ныне покойному губернатору Виталию Мухе с просьбой поддержать их идею. Нужно отдать должное Виталию Петровичу, он их не поддержал. Но они нашли поддержку на Алтае.
В конце 1990-х годов краснодарский священник Алексий Касатиков провел подробный анализ деятельности группы Щетинина. Он показал, что деятельность Щетинина и его последователей социально опасна. Социальная опасность состоит в "тоталитарно-деструктивном характере деятельности с использованием современных методов воздействия на личность, в маскировке меркантильной сущности духовной риторикой и в исключительно агрессивном прозелитизме".
"Философия" Щетинина по сути своей не является учением, но есть инструмент для манипулирования сознанием адептов, - пишет священник. - Щетинин не стесняется прибегать к угрозам, нагнетая некий мистический ужас. Многие, покинувшие "группу Щетинина", отказываются давать о нем какую бы то ни было информацию, боясь мести (зачастую таинственной, мистической) со стороны Щетинина. В случае неудачи или горя, постигшего тех, кто находится в конфронтации со Щетининым, это преподносится, как "кара" предавшим "Учителя".
БРОННИКОВ, ДЭИР, ХОРА
Как я уже говорил выше, оккультная терминология прочно вошла в лексикон наших современников, что значительно облегчает оккультистам работу по вербовке в оккультные группы новых адептов. Среди оккультистов, которые часто посещают Новосибирск со своими семинарами-тренингами, выделяются последователи Бронникова.
Бронников утверждает, что, занимаясь оккультными практиками, можно раскрыть в себе невостребованные способности и достичь духовного совершенства. Известны случаи, когда последователи Бронникова проникали в школы города Новосибирска и проводили свои занятия.
То же самое касается и школы Верещагина ДЭИР (дальнейшее энергоинформационное развитие). Это еще одна оккультная группа, которая идет рука об руку с учением Бронникова. Адепты ДЭИР говорят о "гармонизации энергоинформационных структур человека", что якобы помогает человеку решать "неразрешимые" жизненные задачи, улучшать собственное здоровье и здоровье близких. На первом же семинаре (не бесплатном, конечно) детям осторожно намекают, что если они будут серьезно относиться к занятиям, то научатся "редактировать" прошедшие и настоящие события. Это является хорошей приманкой для молодых людей, духовно не развитых, которых сектанты заставляют видеть в своем "учении" истинное духовное развитие. Хотя на самом деле происходит зомбирование человека, его превращают в "биокомпьютер". При этом адепты ДЭИР, попавшие в секту, этого не замечают, потому что уже на ранних стадиях "обучения" их искусно лишают критического восприятия происходящего.
Сотрудники украинского информационного центра "Диалог", занимающегося исследованиями деструктивной деятельности сект, выступили с заявлением, в котором, в частности говорится следующее: "Секта имеет абсолютно тоталитарную структуру, рычаги управления которой находятся у вождей. Из-за применения в культовой практике секты крайне опасных психотехник под видом биоэнергетических упражнений и тренингов растет число жертв секты главным образом с расстройствами и нарушениями психики".
В последнее время в Новосибирске активизировалась другая оккультная группа - ХОРА. Ее адепты проникли в среднюю школу N 29, где развернули свою деструктивную деятельность. Сотрудники Новосибирского центра религиоведческих исследований сработали оперативно. Был большой скандал, о котором писали в российских средствах массовой информации. Сектантов попросили удалиться из школы, но, скорее всего, они проникнут в другое учебное заведение. Дело в том, что сектанты, представляя практику ХОРА, говорят, что с помощью регулярных специальных гимнастических упражнений дети укрепят свое телесное, а затем и психическое (с помощью медитации, конечно) здоровье, что положительно скажется на их успеваемости. На самом деле истинная цель практики ХОРА заключается не в укреплении здоровья, а в "эволюционном изменении человека как вида". Не смотря на то, что адепты практики утверждают, что речь идет не о духовном, а о сознательном эволюционном изменении, они предполагают именно духовное изменение личности. И добиться этого они хотят путем внедрения в сознания человека своих взглядов и установок.
При разговоре с учителями школ, последователи практики ХОРА уверяют, что их метод одобрен Минздравом Свердловской области. Наши сотрудники нашли электронную версию рецензии на практику ХОРА, которую написала заведующая отделением медико-психологической диагностики и реабилитации Свердловского психоневрологического госпиталя для ветеранов войн. В рецензии говориться о том, что больные психосоматическими заболеваниями, занимающиеся практикой ХОРА, действительно получают некоторое облегчение. Но в рецензии не говорится о том, что облегчение это временное и связано с эффектом плацебо.
О всех действиях сектантов и оккультистов, направленных на проникновение в средние и высшие учебные заведения, мы подробно информируем дирекции школ, ректораты, департамент образования Новосибирской области. Педагоги к нам прислушиваются. Сектантов изгоняют из школ, но они проникают в другие учебные заведения. Чтобы поставить им надежный заслон в настоящее время "Центр религиоведческих исследований" и мэрия города Новосибирска готовят совместный проект противодействия внедрению в больницы, школы и вузы представителей тоталитарных сект и оккультных групп.
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
Но первыми, кто начал внедряться в российское образование, были отнюдь не представители оккультных группировок. Это были американские секты. Я хочу напомнить о так называемой "Международной школьной программе" (International school project). Впервые эта организация появилась в Новосибирске в 1993 году. Она проводила конференцию на не совсем обычную для российских работников образования тему: "Христианская нравственность и этика". А через одиннадцать лет, в 2004 году американские педагоги вновь приехали в Новосибирск. Все, кто был на конференции в 1993 году, получили приглашения на встречу. Цель встречи - обсуждение проблем воспитания, связанных с развитием основ нравственного поведения и подготовкой учеников к будущей жизни, а также сбор информации о современном положении в системе образования. Казалось бы, дело хорошее, однако опыт показывает, что такие многообещающие начинания с американцами имеют немало подводных камней, о которых, естественно, никто из приглашенных не догадывается, а приглашающая сторона умалчивает.
В нашем Центре в электронном варианте есть книга "Экспансия" (М., 2000 г.), авторы которой д.ф.н., профессор Н.А.Трофимчук и к.ф.н. М.П.Свищев говорят о деятельности на территории России всевозможных зарубежных миссионерских объединений, стремящихся проникнуть в сферу образования Российской Федерации. С 1991 по 1995 годы на средства этих объединений были проведены десятки крупных региональных и федеральных образовательных конференций, в которых приняли участие свыше 25 тысяч учителей и руководителей образовательных учреждений.
В 1993 году между Министерством образования РФ и одним из таких объединений - исполкомом христианского общественного проекта "КоМиссия" ("CoMission", США) был подписан Протокол о намерениях, предусматривающий пятилетнее сотрудничество в целях расширения российско-американского сотрудничества в области образования. В рамках этого проекта во многих образовательных учреждениях России должны были работать 12 тысяч миссионеров "CoMission" - протестантской межконфессиональной организации. Русская Православная Церковь выразила свое беспокойство по поводу экспансии американских миссионеров, к голосу Церкви прислушались и сотрудничество с "CoMission" и некоторыми другими миссиями было прекращено. Этому решению в немалой степени способствовала скандальная шумиха вокруг "CoMission", поднятая американским же популярным журналом "Newsweek", который писал, что "80 американских миссионерских, просвещенческих и других евангельских организаций (читайте - сект!) объединились под эгидой "CoMission". Со своими 35 миллионами школьников, Россия представляет собой огромный рынок для предприимчивых американцев. По теории, приезжающие американцы должны готовить учителей к преподаванию христианской этики, а не вероучения. Но фактически педагогические учебники "CoMission" почти ничего не говорят о нравственности. Вместо этого все в учебниках направлено на то, чтобы шаг за шагом привести слушателей к "добровольному" принятию Иисуса". ("Newsweek" N 121 от 04.01.1993). Как видите, сами же американцы откровенно говорят о том, что под видом преподавания христианской нравственности России навязывается чуждое для нас сектантское мировоззрение.
И вот теперь в Новосибирске появляется какая-то "Международная школьная программа", о которой никто ничего не знает, кроме того, что в 90-х годах они уже были в нашем городе и говорили о христианской этике. У нас сразу возник вопрос: а не относится ли каким-то образом ISP к миссионерским организациям? Мы решили проверить, так ли это на самом деле. Интенсивные поиски увенчались успехом. Я нашел статью Перри Глазнера "Проблемная тройка: "CoMission", Российское Министерство просвещения и Русская Православная Церковь", в которой говорится о том, что "CoMission" является дочерней организацией ISP!
Конечно, нам было интересно узнать, о чем будут говорить миссионеры с новосибирскими преподавателями. К назначенному часу мы, сотрудники "Центра религиоведческих исследований", пришли в малый зал Дома культуры имени Горького. Не смотря на то, что встреча была заявлена как образовательная, у американцев нет-нет да срывалось с языка, что они являются проповедниками Евангелия. Однако наши попытки выяснить, к какой конкретно конфессии они принадлежат, не привели к успеху. Американцы просто не отвечали на этот вопрос. Таким образом, нам стало ясно, что образовательные программы, с которыми они пришли в Россию, лишь прикрытие миссионерской деятельности. Например, в лекции одного такого "специалиста" ISP ничего не говорилось о христианской морали и нравственности. Но зато его доклад был испещрен весьма своеобразными толкованиями стихов Священного Писания. От изобилия цитат и комментариев к текстам Священного Писания голова шла кругом. Но хорошо прослеживались моменты, которые иначе как разжиганием межрелигиозной розни и не назовешь. "Этого ли хочет от вас Бог?" - вопрошает лектор, одновременно показывая на экране проектора изображение православного священника. "А может быть, Бог хочет от вас этого?" - И на экране появляется изображение пасхальных куличей, свечей и так далее. Совершенно понятно, что это и не вопросы даже, а утверждения в форме вопросов. В результате лекции слушателям должно стать ясно, что православная традиция, православная культура, Православная Церковь не просто не нужны, а становятся помехой в стремлении Бога к человеку. У слушателей вызывается негативное восприятие православных традиций, которые мешают им познать Бога. Далее следует очередная картинка, на которой изображены ребенок и Бог, между которыми связующим звеном помещена организация ISP.
При этом лектор, вдруг как бы спохватившись, утверждает, что воспитывать детей как христиан, оказывается, не нужно. Якобы каждый ребенок должен самостоятельно прийти к вере во Христа. Вот только непонятно, зачем тогда американские миссионеры проповедают Евангелие? Видимо затем, чтобы показать нашим людям, что воспитывать детей как христиан (в "протестантской" вере, конечно) должны они, а не мы. В то время как весь смысл воспитания ребенка в русской семье заключается в том, чтобы зажечь в нем образ Божий, воспитать его православным христианином.
В конце встречи всем присутствующим предлагалась Библия в англо-русском варианте. Мы же со своей стороны предложили листовки, в которых говорилось, что данная организация - ISP - имеет цель создать из наших педагогов волонтеров различных сектантских структур для эффективного проникновения в российские образовательные учреждения. Узнав, что мы из Центра по вопросам сектантства, один из организаторов встречи ринулся вырывать из рук листовки, совершенно забыв не только о христианском терпении, но и об элементарной выдержке.
О проведении встречи с новосибирскими педагогами никто и ничего не знал ни в Управлении образования области, ни в Управлении образования города. А ведь миссионеры говорили о внедрении долгосрочного проекта, то есть по существу хотели создать параллельную образовательную структуру, которая является религиозной. Впрочем, сами миссионеры говорили о создании "надконфессиональной структуры". Что это значит, сказать трудно. Однако налицо все признаки, свойственные тоталитарным сектам, - авторитарным организациям, лидеры которых, стремясь к абсолютной власти над своими адептами и их эксплуатации, истинные свои намерения скрывают под всевозможными общественными, политическими, оздоровительными, образовательными и прочими программами.
С нашей точки зрения, чиновники должны с большей осторожностью относиться к проектам, которые предлагают им организовать общественные, некоммерческие, образовательные, инновационные и прочие организации, в том числе иностранные. Хочется привести цитату из вышеупомянутой книги "Экспансия", на наш взгляд, очень важную и своевременную: "Государственные структуры, вступая контакт и договорные отношения с подобными объединениями, зачастую поддерживают не столько их благотворительность, сколько становятся косвенными пособниками распространения религиозных взглядов, исповедуемых их членами или конфессиями, стоящими за ними".
Протоиерей Александр Новопашин, настоятель собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского г.Новосибирска, руководитель Новосибирского отделения "Центра религиоведческих исследований"