В преддверие референдума о конституционных поправках в Армении развёрнута активная идеологическая обработка населения, а также граждан находящихся вне республики, силами не менее 11-ти западных институтов, фондами и большинством СМИ. Для внешних центров хороший повод для смотра сил политических структур, а оппозиция в свою очередь пытается объединяться и независимо от сути дела сказать нет властям, раскачать ситуацию в республике и попытаться устроить внеочередные выборы. Естественно в этом процессе особую активность проявляют прозападные партии и блоки. Но отметим, что пока данная деятельность не даёт ожидаемого результата. Население в большинстве своем начинает все отчетливее себе представлять, что агрессивно навязывающийся им прозападный выбор не означает, что они и даже их дети сразу станут жить как в зарубежных процветающих странах. Напротив, в ближайшие десятилетия им попросту придется обслуживать крупные политические и экономические интересы продвинутого Запада. Естественно такая перспектива народу никак не льстит. Исходя из этого, западные политтехнологи основой упор делают на политтехнологии и обработку политэлиты страны. При этом применяется метод работы в две руки. Суть заключается в том, что с одинаковыми задачами, но независимо друг от друга ведутся работы и с властями и с оппозицией. Практически все мало-мальски значимые политики в последнее время выезжают в зарубежные турне. После западных вояжей окрыленные путешественники удивительным образом начинают говорить почти одни и те же программные вещи. Суть их сводится к тому, что секрет нашего спасения, оказывается, не в проведении в первую очередь сильных и продуманных экономических, топливно-энергических и военно-технических программ, исходя из историко-традиционных реалий страны, а всего лишь в принятии западных моделей демократии. Большое внимание уделяется вопросу уменьшения российского влияния в республике.
Причем, в развитии ситуации можно отметить один важный факт, если раньше такой деятельностью занимались политологи, политики, всевозможные советники-чиновники из структур Госдепа или посол США, то теперь уже в дело активно включились разные высокопоставленные чины и целые структуры НАТО. По заявлению генерального секретаря Парламентской Ассамблеи НАТО Саймона Лана в этом нет ничего удивительного, так как, оказывается, вопреки бытующему мнению, НАТО является поборницей и защитницей демократических норм. Ещё один высокопоставленный сотрудник североатлантического блока, специальный представитель генсека НАТО на Южном Кавказе и Центральной Азии Роберт Симмонс был более откровенен. Выступая в ходе состоявшегося в Ереване "круглого стола", организованного Центром стратегического анализа Spectrum, он разъяснил, что, когда Грузия отказалась от военного присутствия России, НАТО и ОБСЕ оказали содействие в вопросе вывода российских войск с территории Грузии. Соответственно если Ереван изменит свою позицию в этом вопросе, то НАТО окажет свою помощь, при выводе российских Вооруженных Сил с территории Армении.
По словам Симмонса и ряд других сотрудников НАТО, североатлантический альянс прекрасно осведомлен об отношениях Турции и Армении. Он выразил надежду, что обе страны используют НАТО как форум для коррекции своих отношений. Естественно при всех встречах особо подчёркивается, что НАТО не может гарантировать безопасность Армении в случае возможных угроз со стороны Турции, потому что гарантии безопасности Альянс дает исключительно странам-членам, а не партнерам. Отдельно отмечается и то, что программа действий индивидуального партнерства Армения-НАТО (IPAP) не указывает количественный фактор вооруженных сил, а всего лишь предусматривает бюджетное планирование оборонной сферы.
Заслуживает отдельного внимания заявление Роберта Симмонса о том, что Североатлантический альянс не считает приемлемым предложение России о налаживании сотрудничества с ОДКБ. По его словам, подход НАТО предусматривает развитие индивидуального и непосредственного сотрудничества с партнерами, в том числе и со странами-участниками ОДКБ, в рамках IPAP. Якобы от сотрудничества с НАТО страны-партнеры могут получить пользу. Однако натовские деятели не дают разъяснения армянской стороне, как при этом можно будет противостоять перевооружающейся под разными предлогами и названиями, а также увеличивающей свое военное присутствие около границ Армении, турецкой военной машине. Одним из примеров может служить затеянное турецким генштабом построение военно-технических сооружений около западных границ Армении, а также создание совместно с азербайджанской стороной помимо Нахичеванской базы ПВО базовых стационарных и передвижных ракетных систем по линии населенных пунктов Шарур-Нахичевань, что может создать угрозу для всей территории Армении.
Ещё один существенный момент. Если раньше в качестве одного из принципиальных тезисов внешней политики страны настоятельно рекомендовалось применение так называемой "комплиментарной политики", то теперь уже недвусмысленно заявляется, что "маневрирование неприемлемо, Армения должна сориентироваться в вопросе своей внешней политики". От армянской стороны практически требуют принятия однозначного приоритета в сторону Североатлантического альянса. Интересно, что эту идею, наряду с оппозиционерами поддерживает и председатель армянского парламента Артур Багдасарян. Спикер парламента Армении на семинаре Парламентской ассамблеи НАТО "Роуз-Рот", посвященном теме "Безопасность на Южном Кавказе", в своем вступительном слове заявил, что необходимо расширить сотрудничество с НАТО и создать на Южном Кавказе объединенное региональное экономическое и политическое поле. "Нельзя жить только прошлым, нужно, не забывая о прошлом, идти вперед", - заявил он.
В последнее время по армянской тематике отдельно высказываются представители Великобритании, особенно английского военно-разведовательного сообщества. Так специальный представитель Объединенного Королевства по вопросам Южного Кавказа Брайан Фол в ходе обсуждения темы "Безопасность на Южном Кавказе" совсем уже разоткровенничался и сделал, по сути, сенсационное заявление. Господин Фол отметил, что "после урегулирования нагорно-карабахского конфликта необходимо добиться вывода российских военных баз с территории Армении, поскольку другие страны и организации также хотят разместить в регионе свои подразделения. И вопрос этот следует обязательно обсудить". Кроме этого у руководства альянса со временем проявляется трудно скрываемое желание разместить миротворческий военный контингент на территории Нагорно-Карабахской Республики, вблизи границы с Ираном. На этом фоне информационная работа специалистов Североатлантического блока и открытии на Южном Кавказе Информационного центра уже не кажется чем-то особенным.
Не остаётся в тени и посол США в Армении Джон Эванс, который уже представил программу того, какие действия должно предпринять правительство Армении в подготовке президентских выборов 2007-2008 гг. и периодически даёт довольно внятные объяснение, за что США готово платить. "Выборы 2007-2008 будут для Армении золотой возможностью для достижения демократии и преодоления трудностей", - любит повторять Джон Эванс. На специальной пресс-конференции он представил предложенную Международным агентством развития США программу содействия в подготовке выборов 2007-2008 годов. Программа, утвержденная Конгрессом, составляет около 6.5 млн. долларов США и должна быть осуществлена в течение 2-3 ближайших лет. Правительство США выделило 10 вопросов, в решении которых готово содействовать. Приоритетными вопросами являются избирательные списки, организация выборов, информированность избирателей, ведение судебных дел, касающихся избирателей и.т.д.
Всячески подчёркивается, что финансирование предусмотрено с 2006 г. По мнению господина Эванса одним из требований демократии является наличие атмосферы политического согласия, чего не наблюдается в Армении. Кстати, в 2006 г. в США пройдут выборы в Конгресс, и, как уверяет господин Эванс, он намерен поделиться опытом выборов с Арменией.
Конечно, вся эта политпиаровская шумиха, которую развязали североатлантические господа, и их местные пособники никак не укладывается в рамки здоровой геополитической конкуренции, особенно если учесть, что речь идёт о стратегическом союзнике России. Заокеанские деятели отлично понимают, что в Армении находится российская военная база, которая, обеспечивая охрану границ, является сдерживающим фактором и выполняет жизненно важную функцию для республики. Российские войска находятся в Армении по просьбе и предложению Армении, согласно контракту и являются одной из основных составляющих системы национальной безопасности страны. Несмотря ни на какие заверения, руководство и население Армении прекрасно представляют себе угрозу, исходящую от Турции, которая до сих пор ведет против республики враждебную политику. Со стороны своих границ она устроила почти что военную блокаду, сухопутную и воздушную, а в последние годы, не без участия тех же натовских специалистов турецкое военное командование практически пытается милитаризовать приграничную зону.
Помимо всего отметим, что большинство населения Армении видит и понимает, истинные мотивы стремления части как провластных, так и оппозиционных политэлит к западническим настроениям. Зачастую такие устремления связанны с их личными мотивами, с коммерческими, а так же с клановыми интересами. Попытки представлять подобные проявления как выбор или чаяния народа, еще более удаляют народ от этих политиков. С другой стороны, очевидно, что в последние годы Россия наращивает свою мощь и усиливает свои позиции. В недалеком будущем Россия будет выступать в роли сильного центра на евразийском пространстве, что, безусловно, является позитивным фактором для Армении. Отметим, что по данным социологических исследований, население республики в абсолютном большинстве никак не настроено на разрыв с Россией, с которой армяне связаны многовековой историей. Даже невооруженным глазом видно, что идеологическая шумиха по поводу прозападного выбора - ничто иное, как политтехнологическая уловка. Подобная обстановка в обозримом будущем никак не приведет к улучшению жизни обычных людей, а тем более к европейскому жизненному уровню. Напротив, данная концепция, особенно в нынешней напряженной атмосфере, может привести к реальному ухудшению качества жизни. Этим объясняется сегодняшняя апатия и недоверие большого количества людей ко всем амбициозным, но по сути узким политкругам и "крикливым бурям", притом к обеим сторон баррикад.
Председатель Московского Армянского Клуба "МИАБАНУТЮН" Смбат Караханян