Не мы придумали прошлогодний снег

О проблемах религиозной политики на Украине

0
221
Время на чтение 4 минуты
23 Сентября 2005 года было издано Распоряжение Президента Украины N 1172/2005-рп "О мероприятиях по реализации государственной политики в сфере межнациональной политики, религий и церкви". Официальной целью появления этого документа, среди прочего, стало "обеспечение... конфессинального согласия в обществе, соблюдения общепризнанных стандартов защиты прав и свобод человека в этих сферах"

Вне сомнений, это Распоряжение является результатом напряженности межконфессиональной обстановки и в перспективе - дальнейшей эскалации многочисленных религиозных конфликтов на Украине. Не следует сейчас говорить о Крыме с проблемами христиан и радикально настроенных мусульман, поскольку помочь в решении этой проблемы Правительство не могло раньше и, тем более, не может теперь, поскольку ни в одном из направлений не определены стратегические приоритеты внутренней политики. Это касается также и церквей. И речь пойдет именно о них. Ведь, не считая деклараций о необходимости образования Поместной церкви, каких-то заметных сдвигов в этом направлении нет. И это понятно.
Большей частью, даже те, кто оперирует этим понятием, представления не имеют, что же именно оно значит на самом деле.

Логика членов правительства вполне понятная - "зачем иметь несколько "церковных партий" со своими многочисленными проблемами и движениями, если можно иметь одну "партию", которая будет требовать намного меньше внимания к себе и, соответственно, не создавать такую головную боль." К тому же, на Украине наиболее влиятельными являются церкви наднационального характера, в частности, Русская Православная Церковь, представленная на территории Государства Украинской Православной Церковью. Большей частью, именно деятельность представителей последней вызывает раздражение у чиновников просторных правительственных кабинетов. Оно и не удивительно - ни одному правительству еще не понравилось отсутствие заигрываний с ним и наличие собственной позиции относительно общественно-политических вопросов. Однако, Правительство не может не считаться с русским православием, в особенности сейчас, когда широкий популизм власти начала заслонять инфляция, энергетический кризис и невыполненные предвыборные обещания по социальному пакету.

С другой стороны, нагнетание межконфессионального напряжения в определенных рамках выгодно самой же украинской власти (как это было и раньше). Очень удобно, знаете ли, пугать "идейных врагов" одного - другим и наоборот, заключая временные сепаратные соглашения со сторонами. Представители руководства Московского Патриархата в Украине, запуганные возможностью передачи храмов в поочередное богослужение (что, кстати, противоречит Конституции), вынуждены идти на компромиссы с властью на местах и обещать поддержку на выборах или же, в крайнем случае, непрепятствование предвыборной агитации той или другой партии среди верующих епархии.

Руководство "Киевского Патриархата", со своим международным нелегитимным положением в Православии, также вынуждено заигрывать с Правительством в обмен на обещания последнего в содействии образования "Поместной церкви" (иначе - легитимации в мировом Православии с помощью того же Константинопольского Патриарха Варфоломея (Архондариса). Что же самое интересное, для власти как нынешней так и предшествующей, международное признание "Киевского Патриархата" отнюдь не обязательно, хотя определенное укрепление его положения на территории Украины является весьма желательным. Зачем?

Цель очень проста - создание довольно мощной, параллельной Московскому Патриархату, "православной" структуры, которая бы целиком и полностью зависела от национальных чиновников. Таким образом, у власти всегда есть "на цепи" религиозная сила, которая по команде иногда угрожает (большей частью, накануне выборов) не достаточно управляемому Московскому Патриархату в Украине. Под давлением этой параллельной "православной" структуры представители руководства УПЦ МП вынуждены искать компромисы с властью в обмен на "восстановление законности" - т. е. прекращение захвата храмов и передачи их в поочередное богослужение (эта процедура является лишь этапом для полной передачи имущества православной общины другой религиозной структуре). Благо - все беззакония являются формально вполне законными благодаря нынешней версии Закона "О свободе совести и религиозных организациях".

Инициировать изменения Закона о религии власти не выгодно и не было выгодно. В то же время, намного удобнее издание Указов, как, например, Указ экс-президента Леонида Кучмы N 279/2002 "О неотложных мероприятиях по окончательному преодолению отрицательных последствий тоталитарной политики бывшего Союза ССР относительно религии и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций", который носил исключительно декларативный характер и лишь усиливал межконфессиональные амбиции и взаимные претензии. Ведь подавляющее большинство культовых сооружений строилось еще со времен Российской Империи и господства Русской Православной Церкви. Соответственно, именно УПЦ МП претендует на культовые сооружения, которые сейчас ей не приналежат.

Однако, механизма имущественного правопреемства украинское законодательство для церквей умышленно и не предусматривает, и не последней причиной этого является отсутствие законодательного положения о предоставлении церквам статуса юридического лица. Таким образом, принятие изменений к Закону "О свободе совести и религиозных организациях", приведение его в соответствие с нормами Конституции и международного права является предметом интересов именно Московского Патриархата в Украине, а отнюдь не других религиозных конфессий, которые, в большинстве случаев, владеют своим имуществом вопреки наследственным имущественным нормам.

Если же вдруг мы попробуем вообразить себе фантастический сценарий предоставления церкви статуса юридического лица и разработки механизма имущественного правопреемства для религиозных организаций, возникнет грандиозный религиозный конфликт. Ведь ни одна из религиозных конфессий не уступит даже одним храмом. А здесь их придется передавать целыми списками.

Именно поэтому любые законодательные инициативы о религии с целью приведения законодательства в соответствие с нормами международного права разбиваются о неприступную скалу политики "государственной стабильности".

В то же время, издаются разнообразные указы и постановления "об обеспечении межконфессионального согласия" или "преодоления отрицательных последствий тоталитарной политики" предшествующих правительств. Однако, последствий от этих указов и постановлений не больше, чем от влияния прошлогоднего снега, ведь заранее известно, что все эти "мероприятия" подобны стараниям затушить пламя, размахивая над ним текстами указов.

Вероятно, такой парадокс возможен только в Украине, с её, все еще "непреодоленными последствиями тоталитарного прошлого", когда приведение законов в соответствие с международными нормами угрожает общественным противостоянием. Да, - не мы это придумали. Однако, проблемы придется решать именно нам.

Пресс-секретарь Союза Православных Братств Украины Анатолий Хильченко
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иерей Анатолий Хильченко
В Стране чудес
О рабочей этике народных депутатов Украины а также о том, почему горе побежденным
27.10.2005
Кому сегодня поставили шах?
Украинская Православная Церковь перед выборами
24.09.2005
Все статьи Иерей Анатолий Хильченко
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Бармалей
18.04.2024 15:00
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:40
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Сергей В.
18.04.2024 14:35
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Мирянин
18.04.2024 14:35