
Жительница Орлова Надежда Васильевна Березина вспоминала: "Я видела с подругами-гимназистками, как отца Михаила вели на расстрел. Он шел, как всегда неспешно, слегка, слегка опустив голову, и все молился вслух: "Господи, прости их, они не знают, что делают". <...> Его привели на кладбище. Заставили копать могилу. Торопили. Видимо, боялись, что придут люди на выручку. <...> Сказали: хватит. Отец Михаил попросил помолиться. После молитвы повернулся к конвоирам и стал ждать. Не разрешил связывать руки и завязывать глаза. Стоял прямо, как-то даже грозно. Прогремели выстрелы. Он упал в могилу, которую быстро стали засыпать..."
Твердость и непоколебимость, с которыми 72-летний православный батюшка принял смерть - убеждают: "негромкое" христианство выковало из о.Михаила человека, который не дал завязать глаза плачам в последние минуты своей земной жизни.
И тогда становятся понятны слова сына о.Михаила митрополита Владимира (Тихоницкого): "Мой батюшка был монахом не по званию, а по жизни. Отец Михаил служил ежедневно в 6 часов утреню и Божественную литургию, а до собора надо было еще версты две пройти пешком в любую погоду. После богослужения отец Михаил спешил в церковные училища, где он преподавал закон Божий и возвращался домой только к обеду..."
По-новому оцениваешь и то, что, потеряв в 35 лет жену, а затем и сына, о.Михаил смог воспитать остальных шестерых детей. Никто из них не предал Церковь, не пошел в революцию (как это, увы, бывало в духовном сословии). Напротив, два сына Тихоницкого стали архипастырями. И если Владыка Владимир принял епископский сан до революции, то архиепископ Вениамин (Тихоницкий) возглавлял Вятскую (тогда Кировскую) епархию в 1942-1957 годах. Он поднимал из руин разоренную епархию, открывал храмы, радел о священстве и прихожанах. И, конечно, верую, на все эти труды Владыку Вениамина незримо вдохновлял один из первых вятских новомучеников о.Михаил Тихоницкий.
Воистину, "всякое дерево доброе приносит и плоды добрые" (Матф. 7:17). Священномученик Михаил запечатлел это своей жизнью и смертью во имя Христа.
Тропарь, глас 4
Богоугодному житию всей душею возревновав / и мученическою кровию верность Христу запечатлел еси. / Священномучениче Михаиле, / моли Всеблагаго Бога нашего, / да сохранит Церковь и землю Российскую от ересей, расколов, мятежа и брани, / укрепит нас в православии и единомыслии, / возниспослет нам милости своя и молитвами твоими спасет души наша.
Кондак, глас 1
Во граде Орлове пастырь добрый был еси и Вятския земли первый новомучениче, / Спасу подобие за убийц своих молился еси, / о их прощении Господеви взывая. / И ныне у престола Человеколюбца предстоя / о пощении прегрешений наших взывати не престай, / Священномучениче Михаиле, / теплый наш ходатаю и скорый попмощниче.