За нашу Победу!

Вместе с государством, на благо общества

0
208
Время на чтение 5 минут

"Особенность православной общественно-политической деятельности в том и состоит, что это борьба не за власть, а за общество".
В.В.Лебедев, председатель Союза православных граждан



"Подальше от власти" - так озаглавлен материал ответственного редактора "Церковного Вестника" Сергея Чапнина, посвященный нынешним реалиям "православной политики", и опубликованный не так давно "Политическим Журналом". В нем автор пытается утвердить свой взгляд на связанные с феноменом православной политической активности вопросы, и заявляет: Церковь "отказывается от образа политического православия".

Подобные утверждения представляются достаточно спорными. Сергей Чапнин пишет о том, что "православные политические проекты" доказали свою неэффективность, что политические организации мирян "не вызывают такого доверия как люди в рясах", что попытки Церкви наладить диалог с политическим партиями малоперспективны. Ситуация взаимоотношений с государством на сегодняшний день описывается достаточно точно; но это описание само по себе никак не дает основания для подобных выводов, а к тому же и неполно: та же инициатива по созданию православного телеканала федерального значения - есть, безусловно, решение политическое: власть, осознавая угрозу дестабилизации, понимает стабилизирующую роль традиционных конфессий, и в первую очередь - Церкви. Для этого и создается телеканал; безусловно, для православных в осуществлении любой, и политической, и информационной деятельности, первичны не политические, но религиозные аспекты. Телеканал нужен нам для проповеди, для утверждения веры, традиции, традиционных духовно-нравственных ценностей. Но сама по себе православная проповедь несет стране благо, и государство начинает это осознавать. "Границы государства не есть границы Церкви. Но постольку, поскольку государство отражает и защищает общественные интересы, государство и Церковь - союзники (В.В.Лебедев). Достаточно правильно говорится и о важнейшей роли Основ социальной концепции. Действительно, "разработка этих документов не означает, что сама церковь хочет сформулировать заказ на православную идеологию". Но при этом совершенно упускается из виду, что сами "Основы" и формулируют идеологию православного действия, возможного, осуществимого и осуществляющегося в рамках самых разных, в том числе - и политических проектов.

При всей своей внешней благообразности рассуждения Чапнина приводят к достаточно опасным результатам: чего стоит одна идея о том, что, оказывается, даже в праздновании юбилея Победы Церковь принципиально дистанцировалась от государства! "С одной стороны, церковь предложила обширную программу празднования во многих городах России. И это не случайно. Именно в годы войны церковь получила возможность чуть более открытого и свободного служения. Пасха в победном 1945-м пришлась на 6 мая и символично совпала с днем памяти великомученика Георгия Победоносца. Так и церковные торжества в 2005 г. были приурочены к этой дате, государственные - к 9 мая. Ни патриарх, ни другие церковные иерархи не участвовали в программе государственных торжеств, дистанцировавшись тем самым от государственного официоза".

Удивительно, что редактор "Церковного Вестника", официального, напомним, издания нашей Церкви, не знает позицию Патриарха, в своей речи, посвященной юбилею Победы, обратившего особое внимание на вопросы церковно-государственных отношений в годы испытаний для народа нашей Родины! Общеизвестно, что Святейший Патриарх, а на региональном уровне - епископы, принимали активное участие в праздновании Дня Победы 9 мая. По словам же Чапнина, редактора официального церковного издания, выходит, что: Патриарх и Церковь в целом официально не признают государственных торжеств по случаю юбилея Победы; принципиально игнорируют официальные мероприятия; вообще - не считают Великую Отечественную Войну действительно Отечественной! "С одной стороны, история Великой Отечественной войны неразрывно связана со сталинским режимом и государство не может об этом не помнить, но с другой - именно Сталин приложил все усилия для уничтожения православной церкви. И, с этой точки зрения, становится понятным, почему в храмах служились панихиды о погибших воинах, но без благодарственных молебнов, на которых возносятся молитвы о победившей власти. Здесь церковь четко разделяет Отечественную войну 1812 г. и Великую Отечественную. В дни памяти воинов 1812 г. благодарственные молебны служатся во всех храмах".

Это - неправда. В православных храмах 9 мая служились благодарственные молебны. Иначе и быть не могло, и для того, чтобы убедиться в этом, достаточно примитивного поиска информации в интернете. Вот только один из примеров:

"5" мая 2005 г.
Ц И Р К У Л Я Р

ОТЦАМ БЛАГОЧИННЫМ, НАСТОЯТЕЛЯМ ХРАМОВ,
НАСТОЯТЕЛЯМ И НАСТОЯТЕЛЬНИЦАМ МОНАСТЫРЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Санкт-Петербургское Епархиальное Управление по благословению его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА, сообщает, что в связи с отмечаемой 9 мая 2005 года знаменательной датой - 60-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне - благословляется утром 9 мая 2005 года во всех храмах и монастырях Санкт-Петербургской епархии совершить благодарственный молебен с колокольным звоном.
9.00-9.05 - колокольный звон;9.05 - 9.25 - благодарственный молебен.

Секретарь Санкт-Петербургского
Епархиального Управления
протоиерей
Геннадий Бартов


Собственно говоря, подобные циркуляры - лишь формальность; православные русские люди не нуждаются в особых напоминаниях для того, чтобы благодарить Бога в священный для каждого день Победы. Стоит вспомнить также и о том, что в годовщину памяти воинов 1812 года также не служатся молебны "о победившей власти": ни, к счастью, советской, ни, к сожалению, императорской власти в современной России нет, и служить о них молебны бессмысленно. Сама постановка вопроса об этом абсурдна. Очевидно, что противопоставление Церкви, и всех, для кого День Победы есть праздник - это противопоставление Церкви не только государству, но и обществу в целом. День Победы ценен для нас еще и потому, что именно в этот день нет никакого противоречия между обществом и властью. День победы - это праздник для всех. Если этот день - не праздник для Чапнина, если он лично не считает великую войну Отечественной - то никакая его должность не дает ему права говорить от имени Церкви.

"Позиция Русской Православной Церкви, вызывавшая симпатии и сочувствие в народе, заставила вчерашних гонителей изменить модель церковно-государственных отношений в сторону относительной нормализации и признать за Церковью право на существование в обществе, которое "творцами нового мира" изначально мыслилось как антирелигиозное" - так говорил Святейший Патриарх на посвященной Победе православной конференции. "Великая Отечественная война, победоносно завершившаяся 60 лет тому назад, явилась одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю нашего народа в минувшем XX столетии" - вот слова Патриарха! Говорить о непризнании Церковью великой Победы, о непризнании войны Отечественной - не просто кощунство, но вовлечение Церкви в орбиту модного в последнее время антироссийского, ревизионистского проекта по пересмотру итогов Великой Отечественной Войны! Таким образом, Церковь противопоставляется не только государству, но, повторим, и обществу, оттесняется в "православное гетто".

Выше мы уже говорили о несостоятельности попыток похоронить "православную политику". Неэффективными могут быть попытки отдельных партий "оправославить", по выражению В.В.Лебедева, свою внеправославную идеологию. Но может быть и уже является эффективной деятельность православных общественных организаций и Церкви по внесению православных принципов в те политические проекты, которые Православию не противоречат. Собственно, без осуществления подобной деятельности современная российская политика неизбежно вступает в противоречие с коренными нуждами народа. Закрепление особой роли традиционных конфессий, и в первую очередь - Церкви; преподавание Основ православной культуры как составляющей федерального образовательного компонента; актуализация роли Церкви как нравственного арбитра современного общества (о необходимости этого пишет и Чапнин) есть важнейшие не только для Церкви, но и для общества задачи, внеполитическое решение которых невозможно. Россия неполноценна и невозможна без Православия, без Церкви. Российская политика без православной политики - неэффективна и не отвечает интересам общества. Помимо действующих православных организаций есть и Всемирный Русский Народный Собор. Это - актуальная, реально действующая форма диалога Церкви, общества, власти. Это - инструмент православной политики. В этом году он был посвящен Победе над фашизмом и тому, что нам необходимо для победы над терроризмом. В единстве Церкви и общества, в равноправном взаимодействии Церкви и государства на благо страны - залог нашей победы!
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Агафонов
Все статьи Илья Агафонов
Последние комментарии
Старообрядцы. Фильм Аркадия Мамонтова
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.12.2024 13:15
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.12.2024 13:06
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от Человек
16.12.2024 12:24
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Наталья Сидорина
16.12.2024 12:21
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Сергей из НН
16.12.2024 11:58
Тверд ли «Орешек»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.12.2024 11:55
Патриарх Варфоломей – настоящий иезуит
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.12.2024 10:54