"Особенность православной общественно-политической деятельности в том и состоит, что это борьба не за власть, а за общество".
В.В.Лебедев, председатель Союза православных граждан
"Подальше от власти" - так озаглавлен материал ответственного редактора "Церковного Вестника" Сергея Чапнина, посвященный нынешним реалиям "православной политики", и опубликованный не так давно "Политическим Журналом". В нем автор пытается утвердить свой взгляд на связанные с феноменом православной политической активности вопросы, и заявляет: Церковь "отказывается от образа политического православия".
Подобные утверждения представляются достаточно спорными. Сергей Чапнин пишет о том, что "православные политические проекты" доказали свою неэффективность, что политические организации мирян "не вызывают такого доверия как люди в рясах", что попытки Церкви наладить диалог с политическим партиями малоперспективны. Ситуация взаимоотношений с государством на сегодняшний день описывается достаточно точно; но это описание само по себе никак не дает основания для подобных выводов, а к тому же и неполно: та же инициатива по созданию православного телеканала федерального значения - есть, безусловно, решение политическое: власть, осознавая угрозу дестабилизации, понимает стабилизирующую роль традиционных конфессий, и в первую очередь - Церкви. Для этого и создается телеканал; безусловно, для православных в осуществлении любой, и политической, и информационной деятельности, первичны не политические, но религиозные аспекты. Телеканал нужен нам для проповеди, для утверждения веры, традиции, традиционных духовно-нравственных ценностей. Но сама по себе православная проповедь несет стране благо, и государство начинает это осознавать. "Границы государства не есть границы Церкви. Но постольку, поскольку государство отражает и защищает общественные интересы, государство и Церковь - союзники (В.В.Лебедев). Достаточно правильно говорится и о важнейшей роли Основ социальной концепции. Действительно, "разработка этих документов не означает, что сама церковь хочет сформулировать заказ на православную идеологию". Но при этом совершенно упускается из виду, что сами "Основы" и формулируют идеологию православного действия, возможного, осуществимого и осуществляющегося в рамках самых разных, в том числе - и политических проектов.
При всей своей внешней благообразности рассуждения Чапнина приводят к достаточно опасным результатам: чего стоит одна идея о том, что, оказывается, даже в праздновании юбилея Победы Церковь принципиально дистанцировалась от государства! "С одной стороны, церковь предложила обширную программу празднования во многих городах России. И это не случайно. Именно в годы войны церковь получила возможность чуть более открытого и свободного служения. Пасха в победном 1945-м пришлась на 6 мая и символично совпала с днем памяти великомученика Георгия Победоносца. Так и церковные торжества в 2005 г. были приурочены к этой дате, государственные - к 9 мая. Ни патриарх, ни другие церковные иерархи не участвовали в программе государственных торжеств, дистанцировавшись тем самым от государственного официоза".
Удивительно, что редактор "Церковного Вестника", официального, напомним, издания нашей Церкви, не знает позицию Патриарха, в своей речи, посвященной юбилею Победы, обратившего особое внимание на вопросы церковно-государственных отношений в годы испытаний для народа нашей Родины! Общеизвестно, что Святейший Патриарх, а на региональном уровне - епископы, принимали активное участие в праздновании Дня Победы 9 мая. По словам же Чапнина, редактора официального церковного издания, выходит, что: Патриарх и Церковь в целом официально не признают государственных торжеств по случаю юбилея Победы; принципиально игнорируют официальные мероприятия; вообще - не считают Великую Отечественную Войну действительно Отечественной! "С одной стороны, история Великой Отечественной войны неразрывно связана со сталинским режимом и государство не может об этом не помнить, но с другой - именно Сталин приложил все усилия для уничтожения православной церкви. И, с этой точки зрения, становится понятным, почему в храмах служились панихиды о погибших воинах, но без благодарственных молебнов, на которых возносятся молитвы о победившей власти. Здесь церковь четко разделяет Отечественную войну 1812 г. и Великую Отечественную. В дни памяти воинов 1812 г. благодарственные молебны служатся во всех храмах".
Это - неправда. В православных храмах 9 мая служились благодарственные молебны. Иначе и быть не могло, и для того, чтобы убедиться в этом, достаточно примитивного поиска информации в интернете. Вот только один из примеров:
"5" мая 2005 г.
Ц И Р К У Л Я Р
ОТЦАМ БЛАГОЧИННЫМ, НАСТОЯТЕЛЯМ ХРАМОВ,
НАСТОЯТЕЛЯМ И НАСТОЯТЕЛЬНИЦАМ МОНАСТЫРЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ
Санкт-Петербургское Епархиальное Управление по благословению его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА, сообщает, что в связи с отмечаемой 9 мая 2005 года знаменательной датой - 60-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне - благословляется утром 9 мая 2005 года во всех храмах и монастырях Санкт-Петербургской епархии совершить благодарственный молебен с колокольным звоном.
9.00-9.05 - колокольный звон;9.05 - 9.25 - благодарственный молебен.
Секретарь Санкт-Петербургского
Епархиального Управления
протоиерей
Геннадий Бартов
Собственно говоря, подобные циркуляры - лишь формальность; православные русские люди не нуждаются в особых напоминаниях для того, чтобы благодарить Бога в священный для каждого день Победы. Стоит вспомнить также и о том, что в годовщину памяти воинов 1812 года также не служатся молебны "о победившей власти": ни, к счастью, советской, ни, к сожалению, императорской власти в современной России нет, и служить о них молебны бессмысленно. Сама постановка вопроса об этом абсурдна. Очевидно, что противопоставление Церкви, и всех, для кого День Победы есть праздник - это противопоставление Церкви не только государству, но и обществу в целом. День Победы ценен для нас еще и потому, что именно в этот день нет никакого противоречия между обществом и властью. День победы - это праздник для всех. Если этот день - не праздник для Чапнина, если он лично не считает великую войну Отечественной - то никакая его должность не дает ему права говорить от имени Церкви.
"Позиция Русской Православной Церкви, вызывавшая симпатии и сочувствие в народе, заставила вчерашних гонителей изменить модель церковно-государственных отношений в сторону относительной нормализации и признать за Церковью право на существование в обществе, которое "творцами нового мира" изначально мыслилось как антирелигиозное" - так говорил Святейший Патриарх на посвященной Победе православной конференции. "Великая Отечественная война, победоносно завершившаяся 60 лет тому назад, явилась одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю нашего народа в минувшем XX столетии" - вот слова Патриарха! Говорить о непризнании Церковью великой Победы, о непризнании войны Отечественной - не просто кощунство, но вовлечение Церкви в орбиту модного в последнее время антироссийского, ревизионистского проекта по пересмотру итогов Великой Отечественной Войны! Таким образом, Церковь противопоставляется не только государству, но, повторим, и обществу, оттесняется в "православное гетто".
Выше мы уже говорили о несостоятельности попыток похоронить "православную политику". Неэффективными могут быть попытки отдельных партий "оправославить", по выражению В.В.Лебедева, свою внеправославную идеологию. Но может быть и уже является эффективной деятельность православных общественных организаций и Церкви по внесению православных принципов в те политические проекты, которые Православию не противоречат. Собственно, без осуществления подобной деятельности современная российская политика неизбежно вступает в противоречие с коренными нуждами народа. Закрепление особой роли традиционных конфессий, и в первую очередь - Церкви; преподавание Основ православной культуры как составляющей федерального образовательного компонента; актуализация роли Церкви как нравственного арбитра современного общества (о необходимости этого пишет и Чапнин) есть важнейшие не только для Церкви, но и для общества задачи, внеполитическое решение которых невозможно. Россия неполноценна и невозможна без Православия, без Церкви. Российская политика без православной политики - неэффективна и не отвечает интересам общества. Помимо действующих православных организаций есть и Всемирный Русский Народный Собор. Это - актуальная, реально действующая форма диалога Церкви, общества, власти. Это - инструмент православной политики. В этом году он был посвящен Победе над фашизмом и тому, что нам необходимо для победы над терроризмом. В единстве Церкви и общества, в равноправном взаимодействии Церкви и государства на благо страны - залог нашей победы!