Как известно, лидер партии "Родина" Дмитрий Рогозин выступил некоторое время назад с шокировавшим многих предложением: поскольку, в его восприятии, Россия является "православно-мусульманской" страной, он не только считает нужным, но и будет, пользуясь своими возможностями, добиваться введения в России поста вице-президента, закрепленного за представителем отечественных мусульман.
Нет нужды напоминать о том, сколь острое неприятие встретило это, мягко говоря, сомнительное заявление в самых разных слоях российского общества. Лидер "Родины" дал своим многочисленным недоброжелателям очередной повод (если не сказать, что основание) заподозрить себя в политической недобросовестности. Еще недавно господин Рогозин украшал своею скромною персоной - беснующийся майдан в Киеве и оранжевые телеканалы. Видимо, таланты "выдающегося русского патриота" не получили там должной оценки; пришла пора сочетать оранжевый цвет с зеленым, как более соблазнительным.
Об этом говорилось немало. Интересно, как это было воспринято даже не в среде потенциальных заказчиков, а среди тех, кто, занимаясь связанными с религией вопросами, претендует не столько на оппозиционность, сколько на "обслуживание интересов власти в религиозной сфере и вопросов взаимоотношений с конфессиями". Очевидно, что для сторонников манипуляций в конфессиональной и государственно-конфессиональной сфере никакая конфессия и никакая конфессионально мотивированная идеология, будь она конструктивной, деструктивной, или какой угодно, может быть ценна не сама по себе, но лишь как объект воздействия. Выходка Рогозина, вряд ли прибавившая ему популярности, стола, таким образом, поводом для знаковых высказываний, призванных лишний раз подтвердить основные тезисы антиклерикальной идеологии сторонников вмешательства бюрократии и "надконфессиональных экспертов" в дела традиционных конфессий. С другой стороны, сторонники вмешательства, полагая себя основной движущей силой интересующих их процессов, сами, в действительности, становятся объектом манипуляций со стороны сил намного более мощных и значительных, чем антиклерикальное сообщество современной России.
Статья Валерия Егозарьяна, руководителя некоего "Центра изучения международных отношений Института общественного проектирования", есть живой пример подобного несообразия на практике. Собственно говоря, текст, опубликованный им в июльском номере журнала "Эксперт" (вполне себе "пропрезидентского" "конструктивного", ориентирующегося на "стабильность"), посвящен именно этой теме, теме участия в процессе управления страной представителей ислама. Егозарьян заходит дальше, чем Рогозин: собственно, заголовок его статьи гласит: "Президент России - мусульманин?" Для оправдания своих построений автором выдвигаются достаточно предсказуемые и достаточно показательные аргументы.
Текст, представленный Егозарьяном, основывается прежде всего на том утверждении, что демографическая и сопряженная с ней конфессиональная динамика современной России такова, что легитимизация участия представителей ислама в процессе управления страной, вполне вероятно, возможна в ближайшем будущем. Может ли православная Россия - спрашивает Егозарьян - избрать, в непредсказуемом, но близком будущем, президентом иноверца? По его мнению, все не так просто, как может показаться: хотя согласно существующей статистике соотношения российских конфессий, мусульмане в явном меньшинстве, с точки зрения Егозарьяна, это соотношение должно довольно скоро измениться. Действительно, говорит нам автор, "ситуация с российскими православными неоднозначна". "Различные оценки значительно расходятся между собой и колеблются от 50 до 80 млн. человек. Вряд ли эти цифры соответствуют действительности... число истинно православных верующих около 7 млн. человек".
Можно было бы не обращать особого внимания на очередные попытки тех, кто к Церкви не относится, судить от ее имени, кто является "истинным" верующим, а кто нет. Давно замечено, что когда речь заходит о статистике, именно безбожники и противники Церкви становятся самыми строгими ревнителями церковных канонов, "святее" Святейшего Патриарха и любого вменяемого человека. Но дело в том, что в данном случае речь идет не только о заведомой дезинформации (общеизвестны статистические данные, в соответствии с которыми православными считают себя до 85% граждан нашей страны, что дает нам цифру в более, чем 121 млн. человек, из них - более 92 млн. избирателей. Егозарьян имеет право сомневаться во всем на свете, в том числе и в данных статистики, но не имеет права писать о том, что существующие и известные всем оценки "колеблются" в диапазоне заведомо низшем, чем это есть в действительности). Речь и не о том, что Егозарьян, по существу, отвергает тезис о том, что Россия есть православная страна - повторим, это его святое право, отвергать все, что угодно. В конце концов, численность существующих в России мусульман автор "Эксперта" оценивает также достаточно низко: 7,5 млн. человек. Корректны или некорректны его оценки - вопрос явно второстепенный (что православные преобладают, мы знаем и без него) в сравнении с основной смысловою направленностью статьи.
Оказывается, мусульмане более "пассионарны", и тенденция к их преобладанию непреодолима. "В 1900 году православной цивилизации принадлежало 8,5% населения Земли, прогнозируется, что в 2025 году их доля составит 4,9%. В 1980 году страны православного ареала производили 16,4% мирового валового продукта, а в конце ХХ века - уже 6,2%. Кризис православия очевиден". С другой стороны, "сегодняшние темпы роста численности мусульман в РФ сохранятся, то через сто лет их доля в населении России увеличится вдвое. По прогнозам мусульмане к 2100 году, вероятно, будут составлять 16-18% населения РФ". Более того, поскольку православные составляют, согласно Егозарьяну, не большинство, а одну из "групп" населения, мусульмане скорее достигнут той численности, при которой может быть реализован их "конфликтный потенциал".
Картина нарисована устрашающая. Что же предлагается? Оказывается, необходимо максимально снизить роль конфессий в российском государстве! "Конфессиональный фактор растет - признает Егозарьян - религиозное самосознание российских граждан увеличивается, поскольку для этого есть пространство. Но нельзя заполнять вакуум, возникший в связи с потерей государственной идеологии, идеологией религиозной. Это путь конфликта. И рано или поздно такое положение дел начнет отражаться на результатах выборов". То есть именно мнимая несостоятельность нашей Церкви есть основание для "равноудаления" религий как средства для противодействия "исламской угрозе"! "Нужно сделать все для того, чтобы все конфессиональные институты были равноудалены от власти. Ни один представитель власти или государственный чиновник, включая президента, не должны ассоциироваться у общества с той или иной религией - они должны быть представителями государства... вероятно, только таким путем мы сможем сохранить стабильность в нашей стране" - заключает Егозарьян.
На что мы должны обратить внимание? В первую очередь - на то, что тезисы, используемые автором, фактически заимствованы из общеизвестных программных работ идеологов современного антиклерикализма. Причем уже не в первый раз мы видим, как слова об "угрозе ислама" преподносятся, в конечном счете, как оправдание ни более, ни менее, как государственного давления на Церковь! Эти идеи не новы. В первую очередь мы можем вспомнить, конечно же, деятельность группы сотрудников администрации Приволжского округа и отдельных происламски ориентированных деятелей - печально известный проект "Русский ислам".
В работах Сергея Градировского, с именем которого в первую очередь связывается скандал вокруг "Русского ислама", в первую очередь - в скандальном докладе "Государство. Антропоток" озвучивается одна и та же нехитрая мысль: русский народ обречен на вымирание, будущее - за традиционно исламскими народами. С этой целью предлагается (и уже ведется!) деятельность по русификации ислама, формально - якобы для адаптации его к общероссийским парадигмам и ценностям, фактически же - для осуществления исламской пропаганды среди русского и других традиционно немусульманских народов страны. Следует подчеркнуть, что речь идет о политизированном варианте ислама, неподконтрольном традиционным мусульманским структурам - представители последних, справедливо усмотрев в "русском исламе" угрозу конфликта, обращались даже в правоохранительные органы с требованием тщательно проверить законность действий Градировского! Пропаганда "Русского ислама" оказывается теснейшим образом связана с общей деятельностью сторонников вмешательства в государственно-конфессиональные отношения по дискредитации традиционных конфессий и снижению их влияния. Неотъемлемые элементы такой пропаганды - утверждения о недееспособности крупнейших конфессий, их неполноценности как субъектов диалога с государством, и, наконец, требование "равноудаления" конфессий от прямого и равноправного диалога с властью и от общественной жизни в целом.
Не надо обманываться: никакая "равноудаленность", никакая тысячу раз закрепленная "светскость" государства ни на йоту не будет способствовать решению острейших для нашей страны проблем. Сколько ни "равноудаляй" традиционный ислам - это никоим образом не затруднит деятельность джамаатов, которые в регистрации и закреплении отношений к власти не нуждаются (в том же Приволжском округе, где команда Градировского занимается "этноконфессиональной проблематикой" их развелось немало, и на их счету - конкретные уголовные преступления). Вытеснение Церкви из общественной жизни никак не поможет остановить угрожающие демографические тенденции. Напротив, именно религиозная мотивация только и способна их преодолеть: действительность давно опровергла марксистские мифы о том, что причины спада рождаемости есть причины экономические. Наиболее высокая рождаемость, и в нашей стране, и во всем мире - не там, где наилучшие материальные условия, но, напротив, там, где не разорвана связь с национальной духовной традицией. Восстановление этой связи, сохранение и утверждение традиционных духовно-нравственных ценностей есть необходимое условие для сохранения и возрождения нашей страны. Те, кто, страшась агрессивной и нетрадиционной религиозности, предлагают "равноудалить" религию вообще - пытаются справиться с проблемой, закрывая глаза на действительность: снижение общественной роли традиционных конфессий, и в первую очередь - Церкви, отнюдь не снижает религиозность в обществе, но, напротив, облегчает ее проявление в нетрадиционных и агрессивных формах.
"Равноудаление конфессий" есть прямая дорога к религиозному экстремизму, это должны осознавать все, кто серьезно думает о благе и будущем страны.
http://www.pravaya.ru/dispute/4238