В наше время монастырь находится в центре города, добраться до него можно от станции метро "Петроградская", а во времена св. прав. Иоанна эта часть города только застраивалась и сейчас именно здесь находятся самые характерные дома стиля "модерн". И сама архитектура монастыря на фоне "модерновых" построек выражает то противостояние мирского и церковного обществ, которое особенно обострилось в начале ХХ столетия. Когда идешь по Каменноостровскому (в недавнем прошлом Кировскому) проспекту, разглядывая особняки и доходные дома с изощренными архитектурными украшениями, а потом выходишь на берег тихой речки Карповки и уже издалека видишь строгую византийскую базилику Иоанновского монастыря, - вспоминается история не понимания (это мягко сказано, на самом деле травли) св. прав. Иоанна творцами эпохи модерн. Только за то, что он назвал антицерковные писания Л.Толстого и "новое религиозное движение" ересью, все "передовые" издания стали клеймить его прозвищами "мракобеса", "черносотенца", сопровождая свои злобные фельетоны отвратительными карикатурами. И вот... вспомним конец блестящих творцов "стиля модерн", и светлую кончину праведника Божия. Вспоминается пророчество отца Иоанна о созданном им монастыре: "Просветится место это, просветится и из неустроенного будет благоустроенным, из малоизвестного - многоизвестным". Сказаны эти слова были при закладке обители, которая состоялась в 1900 году. Всего за два года был воздвинут величественный собор 12-ти апостолов. И, задуманный первоначально как СПБ подворье Сурского Архангельского монастыря, стал самостоятельным монастырем, вторым по величине в СПБ епархии, славной своими многочисленными обителями.
К 1917 году Иоанновский монастырь стал важнейшим центром духовной жизни, монастырских ремесел, благотрительной, издательской, просветительской деятельности. Плодоносило то дело "воцерковления Петербурга", начало которому положил отец Иоанна и смысл которого образно-ярко определил сщмч. Иоанн Вострогов: "Что-то невиданное прежде наблюдается в столице. Побывайте на могиле батюшки и вы увидите, как с утра до глубокой ночи беспрерывною волною идут богомольцы. Сразу создалась здесь привычная обстановка "святых мест", каких немало в России и каких не было доселе в нашей столице (добавим от себя - за исключением часовни блаж. Ксении, часовни Матронушки-басоножки, усыпальницы Матфея Затворника). Многолюден этот город, богат, красив, в нем бьет ключом жизнь государства... Столица России была как бы невоцеркволена в глазах народа. Нужен был праведник. Живой носитель веры. Казалось, невозможно было ему явиться в шумной столице с ее соблазнами и суетой, чтобы мог воссиять подвижник веры с духом аскетизма, без которого православный человек не может себе приставить святости. Нужно ли говорить, что такой именно подвиг и совершил отец Иоанн, что на нем именно положена печать народной веры в его праведность и святость, народное признание его заживо угодником Божиим? Было в этом что-то таинственное и непостижимое, как таинственно и непостижимо все великое в мире. И было что-то величаво-простое в отце Иоанне, в его служении - как просто все великое в мире... И вот теперь мы видим загробное служение отца Иоанна русскому народу. Его могила, память о нем, вера в его молитвенное дерзновение привлекает верующих русских людей к столице, которая отныне как бы "воцерковляется" в народном сознании, приближается к русскому народному сердцу".
Процитированные слова звучат как свидетельство о преемственности веры народной; о том, что годы гонений и безбожия не уничтожили в народе русском стремление к святыне - описанная сщмч. Иоанном картина справедлива и для наших дней. И ныне, как и сто лет назад не иссякает поток паломников к святыням Иоанновского монастыря.