Конец эпохи?

В самом облике Папы Иоанна Павла II угадывалась трагедия умирающего Запада

0
320
Время на чтение 5 минут
Папа Римский Иоанн Павел II - человек, бесспорно, выдающийся, как бы к нему ни относиться. Придя к высшей власти в Ватикане после довольно странной и загадочной смерти своего предшественника, Иоанна Павла I, он в своем служении представил, по мнению многих, новое лицо Римо-католической церкви, сумев сохранить равновесие и остаться умеренным консерватором, не пойдя ни по пути неообновленческой, фактически революционной, либерализации в духе "теологии освобождения" или современного протестантства, ни в сторону реставрации по образцу старо-католиков. Для самой Римо-католической церкви это было, несомненно, благом.

В условиях очевидного духовного и культурно-цивилизационного кризиса западно-христианской традиции Иоанн Павел II был папой, наверное, идеальным. Он, без сомнения, сделал все, что мог, чтобы спасти не только свою церковь, но весь западный мир, просто удержать его в лоне христианства, и тем очевиднее в наше время ограниченность и глубокая, явная внутренняя исчерпанность этого мира (для которого сама принадлежность к христианской традиции становится уже проблемой), невозможность продолжения того дела, которому он столь ревностно служил.

Папа-миссионер, папа-пилигрим, Кароль Войтыла был образцовым католиком, католиком до мозга костей. Он, конечно же, по-своему очень искренне и ревностно (насколько это вообще возможно для западного человека) любил Христа. Но в нем ярко и наглядно проявилась ограниченность и непреодолимая внутренняя противоречивость самой римской, латинской идеи, того папского проекта, который, по железным законам диалектики, ныне, исчерпав себя, неудержимо и закономерно катится к своему завершению и одновременно самоотрицанию - к построению воинствующе-секулярной Объединенной Европы!

Вселенский пафос активного миссионерства, столь характерный вообще для Рима, но особенно яркий в последнем папе, неудержимое стремление во всем мире, во всех, самых дальних уголках Земли возвестить Благую Весть, всем народам проповедать Слово Божие в этом последнем "истинном католике" как-то неуловимо превращались в "открытость наоборот". Глава западной церкви, уже не призывал всех ко Христу, снисходя к их человеческим немощам, но шел молиться к Его заклятым врагам, продолжающим ожидать другого "мессию". Его покаяние от лица Церкви перед многими из тех, кто до сих пор не примирился с Нею, воспетое по всему миру трубадурами от либерализма - лишь на первый взгляд неожиданная оборотная сторона (а в действительности - закономерный итог) той "открытости", которая, собственно, и создала современный Запад.

Папа во главе молитвенной процессии (экуменическая встреча в Ассизи) с участием не только всех крупнейших мировых религий, но и представителей языческих африканских культов - это ли тот итог двухтысячелетнего Рима, о котором мечтал и молился первый Римский Епископ, когда распинался на кресте?! Все эти знаковые деяния последнего папы, эти экуменические моления в синагоге или в Ассизи многими из православных были восприняты как предательство. Но при всем том, при всей моей нелюбви к католикам, я никогда не скажу, что в этом сказалась его, папы, личная злая воля. То есть личная воля, конечно, была, но выражала она "всего лишь" собственную закономерность в "прогрессивном развитии" самого Запада.

Этот физически немощный, полупарализованный старик, с его неукротимым духом, из последних сил, слабеющей рукой сжимающий меч святого Петра, своим острым взглядом проникающий в душу расслабленных и погрязших в комфорте детей современной цивилизации, спешащий по миру, боясь не успеть, чтобы в самых дальних уголках его еще раз возвестить Слово Божие - несомненно, лучшее из всего, что еще оставалось живого в западном мире. В его угасающих глазах, в немощном, склоненном набок теле, сквозь все упорство и рыцарственный героизм в служении своей Идее в последние годы все более угадывалась трагедия умирающего Запада, пришедшей к своему концу Европы. Понимал ли он сам весь трагизм "постсовременности", ощущал ли этот отравляющий все живое апостасийный дух ее, свидетельствующий об угасании веры? Я уверен, что да! И это именно потому, что как один из духовных лидеров Запада, будучи не в силах преодолеть рамки этой западной парадигмы, он и сам поневоле был одним из участников и вождей апостасии!

Самим собой он закрыл христианскую эпоху в истории Европы, начатую древней Церковью, и "окончательно открыл" новую эпоху, определяемую либерализмом и секулярным гуманизмом уже в чистом виде. Возможно, поэтому его смерть по времени примерно совпала с принятием безбожной конституции объединенной Европы, в которой отречение от Христа стало уже зафиксированным юридическим фактом.

Быть может, именно ощущая духовную катастрофу западного мира, выражая главную тайную мысль современного католицизма, он так стремился "зацепиться" за Россию, подпитаться ее сохраненным, несмотря ни на что, духовным потенциалом. Но понималось им это, конечно, по-своему, в духе все того же латинства, все той же умирающей под напором апостасийного потока папской идеи. В отличие от покаяния перед иудеями, здесь не было и следа признания ошибок и прямых преступлений папства против Православия, как не было и признания его, Православия, великой духовной правоты.

Как поляк, по природе своей склонный до бесконечности предъявлять счет православному Востоку (и в первую очередь России) и как необычайно ревностный папа, он был, конечно, заклятым врагом восточно-русской империи в любых ее видах. Это заметно прежде всего из его явной предвзятости в униатском вопросе, в упорном восточном векторе его политики, в неудержимой экспансии на восток. Мы не услышали от папы ни слова покаяния ни за геноцид усташей, благословленных новым католическим святым Степинацем, ни за бесчинства галицийских униатов, ни за погром канонического Православия на Украине в конце 80-х - начале 90-х годов минувшего столетия.
Его так и не осуществленное желание посетить Россию, которая до последних дней притягивала его как вечный предмет любви-ненависти - несомненное свидетельство того, что, как признают сами католические миссионеры, Россия снова "не далась"; при всем своем безрадостном внешнем упадке она, как духовная сущность, вновь не подчинилась западной экспансии, не стала частью "нового" глобалистического мира, в котором Ватикан - лишь терпимый до поры до времени, хотя и важный, внешний рычаг; осталась уделом Богородицы, в своей духовной сердцевине неподвластным апостасийному духу времени.

Прославляя папу как лучшего человека на свете, либеральные СМИ, в своей рекламно-постмодернистской игре, превратили его в бренд, а его жизнь и смерть - в увлекательное и душещипательное шоу. Его противопоставляли, как образец для подражания, "нетолерантным" и "упертым" русским, лишенным пресловутой "открытости".

Но тайна его души и его покаяния осталась от нас скрытой. Так любивший говорить, он умер в страдании и в молчании, тяжелой болезнью почти начисто лишенный голоса. Его смерть (в том числе и в этом) глубоко символична; ей сопутствовали красноречивейшие символы. Во время похорон порыв ветра захлопнул раскрытое на гробу почившего понтифика папское Евангелие (как тут не вспомнить добрым словом наши тяжелые православные оклады!). Незадолго до его смерти по миру прокатилась череда ужасных природных катастроф, а сразу после нее - израильская полиция арестовала на Храмовой горе в Иерусалиме нескольких фанатиков, намеревавшихся взорвать мечеть, расчистив место для Третьего Храма. Лишенный удерживающей силы, мир все ощутимее приближается к своему концу.

Что же касается последнего папы - его душа уже в руках Божиих. Та реальность, которая ныне открылась его взору, превыше мира со всеми его проблемами и страстями. Пред нею речь умолкает, и стихии замедляют свой бег. Кто может, молится о упокоении его души. Помолимся и мы - ибо вечность не знает вражды, и всякая борьба и гордыня стихает и смиряется перед лицом смерти.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Петрович Семенко
Все статьи Владимир Петрович Семенко
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41