Упразднение духовных наказаний неканонично

Сергей Григорьев 
0
11.04.2005 108

Любой православный христианин впервые заглянувший в Книгу правил, содержащую в себе православные каноны (Правила святых Апостолов, Вселенских соборов и святых отцов) ужаснется тем духовным наказаниям или епитимьям, которые каноны накладывают на согрешивших. К примеру, правило 56-е Василия Великого за тяжкий грех вольного человекоубийства требует очень длительного покаяния, согрешивший не допускается до Христовых Тайн в течение 20 лет. Также и согрешивший прелюбодеянием, то есть изменник супружеской верности, не допускается до причастия 7 лет по 87-му правилу VI вселенского собора.

Эти годы он должен проводить в сугубом покаянии в совершенном грехе. Причем первые три года ему возбраняется даже нахождение среди верных в самом храме - он должен стоять во время богослужения лишь в притворе и просить у проходящих верных помолится за него. И только на седьмой год грешник допускается до общей молитвы с верными.

А умышленно погубившей зачатый в утробе плод согласно 21-му правилу Анкирского собора возбраняется причащаться Святых тайн до кончины.

Духовное наказание имеет своей целью не ввергнуть грешника в уныние и отчаяние о своЈм спасении, то есть в ещЈ больший грех, а подвигнуть его на подвиг покаяния, который бы дал достойные плоды. Пренебрегать правилами святых отцов крайне опасно не только для спасения души отдельного человека, но и для нравственной жизни всей Церкви. Представим себе на минутку, как бы боялись православные тяжких согрешений, если бы знали точно, что им придЈтся в течение длительного времени стоять в притворе и, краснея просить тех, кто входит в храм, молитвы о себе.

Конечно, трудно представить в таком положении современных верующих, но у нас-то сегодня складывается прямо противоположная практика! Несоблюдение тех или иных канонов в отношении духовных наказаний священнослужители чаще всего объясняют тем, что нынешние православные настолько духовно немощны, что таких наказаний, которые предписывают каноны, понести не смогут и скорее совсем отпадут от Церкви, чем принесут тот самый достойный плод покаяния. Но из этого не следует, что наказание должно быть исключено вовсе, а именно это сейчас и происходит. Тягчайшие грехи убийства (и в том числе массового - во чреве матери) и прелюбодеяния может отпустить любой приходской священник в любой момент любому человеку, даже и необъязательно нераскаявшемуся. А ведь в Православной Церкви существовала практика, когда только епископ мог отпустить тяжкие грехи.

Если современному христианину, совершившему тяжкий грех не по силам понести наказания, предписанные канонами, это не значит, что наказания не должно быть вовсе. Возможно, нужно пересмотреть на какое-то время (пока верующие перестанут быть немощными) сами наказания и объявить православному народу, какие наказания могут его ждать в случае согрешения. Ведь каноны об епитимьях, составленные святыми отцами не оставались в тайне, а свободно распространялись, и значит святые отцы усматривали в этом "юридизме" некую пользу для Церкви. Сейчас получается так, что вместо того, чтобы сделать послабление, святоотеческий канон фактически упраздняется. А ведь за этим следует полное забвение тяжести греха и необходимости покаяния и принесения плода.

Не в этом ли кроется одна из причин того, что с такой легкостью современные православные попирают основные нравственные законы Евангелия, и наша православная страна с позором предстоит перед всем миром с тремя миллионами ежегодно убиваемых во чреве матери детей.

А не самые тяжкие преступления? Кража, в смысле незаконного приобретения чужого имущества, вообще перестает быть сколько-нибудь значимым грехом. Если верить тому, что говорит об этом духовенство, народ погряз в воровстве, в нечестном приобретении чего бы то ни было, и перестает в этом грехе каяться вообще. Тем паче, что ему во все уши коммунисты талдычат, что его, народ, обокрали. А мы уже сами домысливаем, что коль нас обокрали, то нам как бы в компенсацию, можно и "своЈ" забрать. Так зачем тогда каяться в воровстве на работе, если я своЈ, кровное забираю? Или тем более законные подати (налоги) платить такому-сякому государству, если оно меня само обкрадывает. Это всЈ, конечно, нас оправдывает. Но как быть с заповедью "Не укради"?! Может быть еЈ временно, в связи с результатами перестройки, отменить? Ну, хотя бы до тех пор, пока мы своЈ обратно у олигархов не отберем, до, так сказать, пересмотра результатов приватизации?

Оправдание своих грехов или немощью или ещЈ чем - очень опасная стезя. Оправдание, по сути своей, упраздняет всякий грех, беззаконно "очищает" совесть от осознания нравственного падения и делает "излишним" покаяние. А оправдание грехов своей "немощью" или соцсправедливостью становится всЈ более привычным в среде православных.

Невозможно бороться с безнравственностью начисто упраздняя наказания за нравственные преступления. И с другой стороны, если Церковь каноническая, как она может пренебрегать канонами?

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сергей Григорьев
Империя зла или добра?
Был ли советский период явлением, хоть отчасти положительным, или его надо считать раковой опухолью русской жизни?
К вопросу о том, как должно относиться русским православным христианам к советскому периоду истории нашего отечества
02.07.2009
Все статьи Сергей Григорьев
Последние комментарии
Почему женщины «болеют» свободой
Новый комментарий от В.Р.
12.06.2021 21:10
«Слова уст человеческих – глубокие воды»
Новый комментарий от В.Р.
12.06.2021 20:49
Научатся ли «красные» и «белые» патриоты не воевать, а обмениваться мнениями?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
12.06.2021 15:06
Базовый доход как источник правовых проблем будущего
Новый комментарий от Валерий Новоскольцев
12.06.2021 13:27
«Это ростовщичество вавилонского уровня»
Новый комментарий от Наталия 2016
12.06.2021 13:23
Владислав Сурков нынче за силовое решение по Украине
Новый комментарий от Валерий Новоскольцев
12.06.2021 09:36