Забытые мученики Освенцима

Выступление на Рождественских чтениях 27.1.2005

27 января 2005 года - это день 60-летия освобождения узников Освенцима советской армией. Это и день памяти 209 советских солдат, павших при освобождении 7 000 еще остававшихся в живых узников концлагеря.
Поэтому сегодня было бы странно, встречаясь с военным духовенством, не вспомнить эту дату, в которой горечь о погбишим совмещается с радостью об освобожденных.
Мировая и российская пресса полна материалами на эту тему. Но, полагаю, ни одна газета не обратит внимание на то, сколь необычными путями попадали некоторые люди в этот лагерь смерти.
Из одного миллиона ста тысяч жертв Освенцима миллион - это евреи (еще там были десятки тысяч поляков, цыган и, конечно, советских военнопленных). Но достаточно ли просто сказать - "миллион погибших евреев" и не уточнять далее разннообразие этих людей?
Сейчас я возьму в руки публикацию одного поразительного документа.
14 февраля 1967 г. чешские ремонтники нашли в Терезине, на чердаке дома N 15 по ул. Готвальда (Длоугой), черную женскую кожаную сумочку. В ней лежали три записные книжки и отдельные исписанные листы. Содержимое сумочки: 1. Карманный календарь на 1942 год, размером 10х12.5 см. Содержит ежедневные записи за 1942 год; 2. Вторая часть дневника, с 1.1.1943 по 21.5.1943, на 59 отдельных листах, сшитых в тетрадь, 7.5х11 см; 3. Третья часть дневника с 22.5.1943 по 22.9.1944, на отдельных листах. По будним дням записи в дневнике делались на иврите, по субботам - на чешском языке.
Этот дневник вел человек, погибший в Освенциме 23 сентября 1944 года. Последние годы своей жизни он провел в Терезине - в городке, в котором нацисты устроили еврейское гетто.
Имя автора дневника - Эгон (Гонда) Редлих. До нацистской оккупации Чехии он был членом сионистской организации "Макаби хакаир" и работал в качестве инструктора курсов переквалификации, которые были организованы для желающих переселиться к Палестину.
Этy деятельность он продолжил и после оккупации Чехословакии, когда нацисты - следуя своим соглашениям со Всемирной сионистской организацией (ВСО) - еще допускали переселение видных сионистов за море.
Против нацистского плана переселения евреев с так называемой "исторической территории немецкого расселении" сионисты не возражали, поскольку Адольф Эйхман (главный нацистский "ликвидатор") обещал им, что евреи "спокойно переживут войну" в своих гетто. Сионисты будут руководить собственными органами самоуправления гетто и воспитывать и перевоспитывать молодежь (и взрослых евреев) в духе сионизма. Так будут они готовить евреев к грядущему "переезду" в еврейское rocударство, котopoe нацисты посулили им создать после победы "Третьего peйхa".
О переговорах, которые от имени сионистов военная организация "Xaгана" вела с Адольфом Эйхманом, дневник Редлиха упоминает 3 марта 1942 года так: "Состоялся интересный разговор с Якубом (имеется в виду Якуб Эдельштейн - руководитель Еврейского Совета старейшин). Он сообщил нам о переговорах между евреями и немцами весной 1940 года. Немцы требовали от евреев посреднического содействия в Америке, с тем чтобы Соединенные Штаты не вступали в войну на стороне Англии. Переговоры были прерваны летом 1940 года, после крупной победы немцев во Франции. Тогда в США зародилось широкое движение за неучастие в войне, и немцы стали полагать, что еврейское посредничество уже не потребуется. На переговорах немцы предлагали отвести под еврейское государство или Аляску, или Родезию, или Мадагаскар. Немцы не были едины лишь в вопросе о том, каким должно быть это государство - аграрным или промышленным".
Якуб Эдельштейн (вместе с представителями чехословацких сионистов Отто Цуккером и Франком Вельдманом) вел также переговоры и конкретно о судьбе чешской еврейской общины. Эти переговоры привели к конкретному результату: был заключен договор о создании еврейского гетто в Терезине (с нацистской стороны переговоры вел шеф управления по переселению евреев в Праге Зигмунд Зайдль) .
Деятели из ЕСС поверили нацистской пропаганде, возвестившей, будто "фюрер даровал евреям город", который будет их временным домом. Многие из них ехали в Терезин, видя в нем прообраз земли обетованной.
И в самом деле - нацисты предоставили возможность создания в Терезине хотя бы видимости еврейского самоуправления. Руководство гетто состояло из самих евреев. О том, как управление жизнью интернированных евреев нацисты осуществляли через еврейских же лидеров, в дневнике Редлиха говорится так: "20.1.1943 Транспортируют словно мелкий скот. Гурты везут и везут, и погонщики у этих гуртов тоже овцы. Это тоже евреи, которые угнетают евреев".
И сам Редлих был назначен на свою должность - начальника Управления по делам молодежи при ЕСС в Терезине - представителями сионистской верхушки ЕСС Якубом Эдельштейном и Отто Цуккером.
Кроме того, в Терезинском гетто 25-летний Редлих стал членом апелляционной Koмиссии, которая обсуждала и решала в последней инстанции вопрос о включении людей в список подлежавших депортации (или об исключении из этого списка) в Освенцим. Именно от решения этой комиссии зависело - кто именно из жителей гетто отправится эшелоном смерти в Освенцим, а кто еще останется жить... На основе примерных цифр, спускавшихся нацистскими властями, руководство гетто само готовило списки лиц, подлежавших отправке на восток и тем решало вопрос о жизни и смерти людей .
Конечно, тут были и слезы, и мольбы, и "связи". Но - как явствует из дневника Редлиха - был и еще один критерий, который держали в уме члены Комиссии при определении того, кого именно оставлять в списке смерти, а кого вычеркивать. "15 марта 1942. Исключение хаверим из списков - трудное и ответственное дело". Хаверим - букв. "друзья", почти технический термин для обозначения "соратников", членов сионистских организаций.
Напротив, - "27.1.1942: "Прибыл Эйхман, и мы ожидаем важных решений. Я слышал, что уже составляются списки христиан, которые покинут Терезин".
Итак, евреи не были равноценны в глазах Редлиха и иных руководителей гетто. "20.2.42: "Два христианских ребенка катались на санках. Одна еврейка сказала, когда увидела этих детей на санках: Им живется лучше, чем нашим детям. Она права. И я принимаю ее упрек, хотя я в этом не виноват".
Были более ценимые жизни - это евреи, практикующие иудаизм и разделяющие сионистские идеалы. И были "отмершие ветви" - ассимилированные чешские евреи, иудео-христиане, "выкресты". Именно из них и составлялись прежде всего списки смерти.
Немцы при "окончательном решении еврейского вопроса" не делали различия между евреями-христианами и евреями-иудеями. Но это различие, оказывается, делали их пусть и подневольные, но все же помощники из руководства сионистских организаций.
Дневник Редлиха напоминает о том, что еврей, принявший христианство, в глазах иудеев вызывает довольно негативную реакцию. К нему относятся хуже, чем просто к христианину из язычников (также и у нас, русских: мое отношение к татарину, исповедующему ислам, одно, но к русскому, принявшему ислам, оно будет болезненное). Талмудическая норма говорит о выкрестах: "Еврей-вольнодумец, то есть тот, который совершает богослужение акумов... убивать всех таких - доброе дело. Когда есть власть убить их всенародно мечом, тогда пусть это совершится; если же нет, то их надо опутывать всячески, дабы причинить им смерть. Например, когда увидишь, что один из них упал в колодец и в колодце стоит лестница, тогда спеши вытащить ее, говоря: "Вот у меня забота, - надо снять моего сына с крыши, и я тебе сейчас принесу ее обратно" и т.п." (Хошен га-мишпат 425-5).
Столетия штудирования подобных текстов в иудейской среде способствовали появлению таких, как Редлих.
После Холокоста стало принято расширительно толковать понятие ответственности. Вина не только на конкретном злодее. Вина еще и на тех, кто его воспитал, кто создал атмосферу терпимости к его публично совершаемому злодеянию. Стало принятым говорить об "исторической вине христианства" в еврейской катастрофе. Мол, веками происходившая демонизация иудеев в конце концов сделала европейское сознание равнодушным к боли евреев. Наверно, не без этого. Но традиция "богословия ненависти" была взаимной как в христианской традиции, так и в иудейской. И эти традиции привели к тому, что христиане (не все и не всегда) равнодушно смотрели на еврейскую катастрофу. Но эта же традиция привела к тому, что иудеи (тоже не все и не всегда) также не считали вполне своей боль выкрестов.
Это значит, что говоря о жертвах Освенцима, недостаточно упоминать их национальность. Среди евреев, чья жизнь была оборвана в Освенциме, были тысячи христиан. Именно их христианская вера была причиной того, что смерть пришла к ним раньше, чем к их соседям.
И, значит, Освенцим - еще и земля христианских мучеников. В конце ХХ века мы стали узнавать и признавать мучеников советского ГУЛАГа. Но отчего же замалчиваются христианские мученики нацистского Освенцима?
Тексты дневника Редлиха и фактическая основа моего выступления взяты из публикации: Богатка И. В подручных у нацистских душегубов (когда заговорил дневник сиониста). // Сионизм - правда и вымыслы. Сборник статей. М., Прогресс, 1978. Полностью текст дневника опубликован в: Восемьдесят дней из жизни гетто (31.7.1942 - 17.10.1942) в описании Эгона Редлиха и Ружены Вайнбергеровой. Перевод с иврита и чешского: Елена Макарова // Солнечное сплетение. N 20-21 http://www.plexus.org.il/texts/TEREZIN_otpub.htm; а также: Макарова Е., Макаров С., Неклюдова Е., Куперман В. Крепость над бездной. Терезинские дневники, 1942-1945. - М.: Мосты культуры, 2003. См. также публикацию на "Центральном еврейском ресурсе" интернета: http://www.740.ru/anti/holokost/1396/index.shtml?print=1

Реакцию "демпрессы" см.: Панюшкин В. Как закалялся дух. Православные священники прошли армейскую школу // Комерсантъ. 28.01.2005.
http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=542625
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Кураев:
Все статьи автора
Последние комментарии
Запретят ли идти в храм на Пасху?
Новый комментарий от Коротков А. В.
05.04.2019
Национализация или гибель?!
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
05.04.2019
«Русской народной линии» 10 лет!
Новый комментарий от Андрей Карпов
05.04.2019
Да возлюбим друг друга, и единомыслием исповемы
Новый комментарий от Сант
05.04.2019
Какая линия победит?
Новый комментарий от Андрей Карпов
05.04.2019
«За отчий дом, за русский край…»
Новый комментарий от Коротков А. В.
05.04.2019
Режим самоизоляции продлён до 30 апреля
Новый комментарий от Коротков А. В.
05.04.2019