Коммюнике Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе

Религия 
0
189
Время на чтение 5 минут
"Несть бо нестроения Бог, но мира" (1 Кор, XIV, 33)

Члены Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе (далее "Движение") с глубоким интересом ознакомились с обращением, озаглавленным "Православное единство во Франции и на Западе: наша общая ответственность". По мнению членов Движения, это обращение является важным вкладом в обсуждение вопроса об устроении Православной Церкви в Западной Европе. Движение непрестанно призывает к обсуждению этого, затрагивающего всех нас, вопроса.

Отрадно отметить, что, по большей части, точка зрения авторов обращения совпадает с точкой зрения членов Движения.

Действительно, авторы обращения призывают вести работу "по собиранию всех православных верующих, стремясь крепить евхаристическое общение между нами и достичь того, чтобы были выработаны определенные канонические структуры, соответствующие православной экклезиологии", то есть выраженные в "территориальном церковном устройстве, не терпящем никакого "национализма"" но и без "разрыва с той или иной культурой или языком". Это почти слово в слово совпадает с уставными целями Движения. Одна из основных целей, преследуемых Движением - установление полнейшего евхаристического общения между всеми православными, включая, в частности, тех из них, кто, в Западной Европе, ещЈ вовсе исключены из этого общения, а именно - членов РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей).

Члены Движения и авторы обращения полностью сходятся и в оценке пройденного пути. Все православные, того или иного происхождения, живущие в Западной Европе, в полной мере осознали факт существования на той же территории других православных, и без сомнения признают друг друга таковыми. В своЈ время, это осознание получило воплощение в создании Межепископского комитета. Преобразование же Комитета в "Ассамблею православных епископов Франции" придало больший вес этому учреждению, но, однако, не изменило его природу. По словам той подготовительной к Святому и Великому Всеправославному Собору Комиссии, которая рекомендовала создание Ассамблеи, последняя остается лишь выражением "временного положения, имея целью подготовить почву к строго каноническому решению проблемы". Напомнить об этом ещЈ временном и не соответствующем канонам положении Ассамблеи, и пожелать входящим в неЈ епископам пойти дальше, ни в коем случае не является оскорбительным по отношению к ним.

Действительно, как бы нам не хотелось того достичь, слова обращения о "церковном единстве и евхаристическом общении, в котором все мы пребываем..." представляются нам преждевременными. Евхаристическое единство несомненно есть, однако некоторые православные всЈ ещЈ из него исключены. Церковное же единство все-таки не совсем полноценно, ибо с полдесятка епископов имеют юрисдикцию, к примеру, над Парижем, и многие из них имеют в нем свою резиденцию. "Где епископ, там и Церковь" говорят Отцы Церкви. Если же в одном месте находятся несколько епископов, то, сколь ни глубока их общая вера, и как ни прекрасны их отношения, действительно ли здесь можно говорить о "церковном единстве"?

Таким образом, нельзя умалять факт нашего разделения на юрисдикции. Нельзя умалять и то, что такое положение является экклезиологической аберрацией. Без сомнения, пройденный путь примечателен, однако самое существенное - всЈ ещЈ впереди. Если идеализировать нынешнюю ситуацию, то православные, живущие в наших странах, могут получить искаженное представление об основных принципах устройства Церкви. Уже сейчас находятся такие православные, которые желали бы подчинить свой приход напрямую "Ассамблее епископов", что значило бы, что епископское служение может осуществляться коллегиально. Но ведь епископское служение, установленное во образ Спасителя, может быть только личным и единственным.

Что же делать? Авторы обращения справедливо предлагают возложить наше упование "на все автокефальные Церкви", ожидая от них, чтобы они выработали "для православия в Западной Европе подлинно канонический статус".

Члены Движения полагают, что это ожидание не освобождает нас от обязанности действовать. Построение Поместной Церкви касается прежде всего тех православных, которые находятся "здесь и сейчас". Конечно, окончательные решения непременно должны быть приняты автокефальными Церквями, но подготовить их должны именно мы. "Ассамблея епископов" вероятно так и не существовала бы, если бы православные Франции своей настойчивостью не добились преобразования Межепископского комитета.

Путь, предлагаемый Движением, выводится из предложений Первоиерарха Русской Церкви. Суть его в том, чтобы испросить от каждой кириархальной Церкви, основавшей одну или несколько епархий в Западной Европе, дарование этим епархиям внутренней автономии, имея при этом в виду дальнейшую перспективу - создание Поместной Церкви. Таким образом, ответственность за построение этой Церкви будет возложена на тех, кто наиболее в нем заинтересован. То есть единство Православия во Франции и Западной Европе действительно будет под нашей ответственностью. Членам упомянутых автономных единиц, то есть нам, придется совместно определить территориальное деление Европы на раздельные епархии, и согласовать принципы избрания епископов и Первоиерарха.

Преимущества этого пути, выдвигаемого Движением, многочисленны.

1. В нем дается конкретная перспектива работы и действительного прогресса в движении к Поместной Церкви.

2. В указанных рамках, единство православия в Западной Европе стало бы совместным творчеством всех еЈ православных жителей, а через них - и их кириархальных Церквей. Это единство было бы построено вместе, не на основе отдельной архиепископии или митрополии (это нереально, и претенциозно), но на основе всех имеющихся епархий.

3. Такой путь позволил бы каждому отдельному человеку (и каждой отдельной общине) сохранить свою собственную культуру и традицию, к которой он привязан, и вместе с тем полноценно находиться в Единой Церкви.

4. Через этот путь, Ассамблея православных епископов в Западной Европе могла бы быть создана и поставлена в центре указанного процесса, чтобы затем быть преобразована в настоящий синод и определить в своем лоне своего Первоиерарха [1].

5. Этот путь не позволил, чтобы те разногласия, которые иногда существуют между автокефальными Церквами по другим вопросам, например вопросу о первенстве, стали препятствием для решения нашей экклезиологической проблемы [2].

6. Призыв Первоиерарха Русской Церкви привлек к себе внимание Движения именно потому, что в нем открываются все эти возможности. Все те православные, которых угнетает юрисдикционное разделение Православия в наших странах, призваны отреагировать на содержащиеся в этом призыве предложения - поддержать их, внести конструктивную критику, улучшить их.

Наконец, Движение присоединяется к авторам обращения "Православное единство во Франции и на Западе" в их отвержении "любых попыток дробления и замыкания на себе", если таковые действительно имеют где-либо место.


Сноски:
[1] Синод (ассамблея) епископов одной Поместной Церкви объединяет епископов разных епархий этой Церкви, а не епископов правящих одной и той же территорией - географической епархией. Ассамблея православных епископов Франции находится именно в последнем положении.
[2] Авторы обращения "Православное единство во Франции и на Западе" призывают к достаточно спорному применению 34 правила святых Апостолов к отношениям между автокефальными Церквами, хотя само это правило все-таки определяет внутренние отношения в каждой автокефальной Церкви или церковной провинции. Можно конечно защищать предложенный в обращении тезис, однако он остается именно мнением.
На самом деле проблема первенства вновь появилась в Православной Церкви в начале XX века. Понимание этого вопроса различается от одной Поместной Церкви к другой. Это весьма существенная проблема. Именно вопрос о первенстве был, в своЈ время, одним из основных пунктов расхождения с Римским Патриархатом. Именно мы, жители Западной Европы, могли бы попытаться развить осмысление этого вопроса. Почему бы Свято-Сергиевскому Институту не организовать семинары на эту тему?
Серафим Ребиндер, Председатель Движения
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05