itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Другой Ильин

Общество 
0
132
Время на чтение 4 минуты
Православным хорошо известно имя философа Ивана Александровича Ильина. А вот его тезку - Владимира Николаевича, тоже философа и эмигранта, к сожалению, знают только специалисты. Хотя он в то же самое время, как его знаменитый однофамилец, жил в Германии и во Франции и писал религиозные сочинения. Недавно из Парижа пришло известие о том, что на 93 году жизни скончалась супруга В.Н.Ильина - Вера Ильина. С ее слов начнем рассказ о пока неоткрытом в полноте православном мыслителе - нашем соотечественнике. "Владимир Николаевич был богато и разносторонне одаренным человеком. Богословие, философия - древнеантичная, средневековая и новая; мировая литература, в том числе русская, он знал многие вещи наизусть; естественные науки, история - общая и церковная; музыка (он был композитором, знал хорошо всю музыку и любил ее больше всех искусств). В своем творчестве он переходил из одной области в другую по вдохновению, часто вставал ночью и записывал свои мысли, так же как днем шел от письменного стола к пианино и наоборот....Он не был отшельником, да и не мог им быть по своему многостороненнему темпераменту, но монахов любил, как любил и Церковь (См. его статью "Иночество как основа культуры"). Самым главным его духовным сочинением была книга о прп.Серафиме Саровском", выдержавшая много переизданий на Западе и в России.

Сами названия работ В.Н.Ильина (1891-1974) говорят о разносторонности его интересов. Здесь и статьи на эсхатологические темы: "Атеизм и гибель культуры", "Религия революции и гибель культуры", "Шесть дней творения", "Запечатанный гроб. Пасха нетления". Чисто философские работы, такие как "Очерк общей морфологии", "Материализм и материя", "Загадка жизни и происхождение живых существ". И статьи о литературе: "Блок и Россия", "Голгофа культуры", "Эзотеризм К.Случевского", "Фауст и Пер Гюнт", "Гете как мудрость", "Фауст и Мефистофель". Среди литературных опусов философа нужно особо отметить целую серию статей о Льве Толстом, из которых современные издатели составили книгу "Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого".

В этой статье я хочу сделать краткий обзор толстовских работ Ильина, так как это очень актуально, - проблема отношения к мировому классику до сих пор во многом остается нерешенной. Правда, уходят в прошлое те времена, когда православные учителя выкидывали художественные произведения Л. Толстого из программы "за то, что он был еретиком". "Войну и мир", "Казаков", "Чем люди живы?" и другие художественно безукоризненные рассказы православным читать разрешено. Но, все-таки, вопрос о мировоззрении, о духовном пути гениального писателя для православных во многом остается неясным, прояснить его и помогают нам работы В.Н. Ильина. Мыслитель, в отличие от большинства противников и защитников Толстого, пытается посмотреть на те духовные процессы, которые происходили в его душе, изнутри.

Опираясь на биографию Л.Толстого, В.Н.Ильин доказывает, что тот духовный переворот, который он пережил в зрелом возрасте, был связан с детскими и юношескими переживаниями. Прежде всего, со смертью любимой матери.

Страх смерти преследовал Толстого всю жизнь, он всячески пытался освободиться от него, от этого и болезненно философствовал. "Во всяком случае внутренний мир Толстого с его непрерывным ростом, с мучительными борениями, исканиями, срывами, мудрым пессимизмом, уходом в безнадежный мрак отчаяния, с попытками пробиться к свету, с надеждой на узрение этого света, - как все это непохоже на застой, самодовольство, дешевый пошлый оптимизм и безнадежный моральный маразм тех самых кругов, которые впоследствии попытались причислить Л.Толстого.... к своим "святым". Последняя характеристика Ильина, увы, может быть отнесена и к нам, людям церковным и того времени, когда жил художественный гений, и к нашему времени.

Потому "толстовский вопрос", претензии Толстого к людям церкви остаются, увы, до сих пор справедливыми. Вновь обратимся к В.Ильину. "Лев Николаевич Толстой, подобно Гоголю и Достоевскому, был человек с "ободранной совестью", мало того, вместе с Достоевским он, несомненно, являл совесть земли русской и тяжба его с Церковью была кажущейся. Это очень походило на борьбу Иакова с Богом. На деле он вступил в "прю" вовсе не с Церковью, а с псевдоцерковной теплохладностью с псевдоцерковной полицией и бюрократией и со всем тем, что покрыло себя в церкви личиной лицемерия и совершенно погасило Дух любви".

В своих работах Ильин доказывает, что Толстой на глубине, им самим и не сознаваемой, - потому что во второй половине жизни отдался духу рассудочности, - оставался человеком глубоко верующим. А перед концом хотел исповедоваться, покаяться в своих прегрешениях и перед Богом и пред Церковью. "Однако плотный круг безбожников-интеллигентов и сектантов-толстовцев не пустил к нему, пришедшее со Святыми Дарами, духовенство....Ибо имя Толстого и легенда о его закоренелой антицерковности было так огромно, что его открытое и всем известное обращение к Церкви могло бы изменить вид новой истории и духовных судеб России и всего мира. А для левых (фактически - уже большевиков) вопрос стоял так: быть или не быть в России безбожной революции".

Вот как получается нужно православным относиться к Толстому, как говорить о нем детям на уроках литературы: это одна из самых трагических личностей в русской истории. Потому что при всей своей гениальности он явил высшую степень несвободы. И, когда, увлекшись борьбой за правду, - и в общерусской и в церковной жизни, - был подхвачен идеологами разрушителей России. И, когда потом, те же идеологи, хитро назвавшись учениками Толстого, не допустили его до покаяния, не дали ему вернуться в Церковь. Однако в лучших своих произведениях он остается "стихийным христианином". По словам В.Ильина: "Основная историософская идея "Войны и мира" вполне христианская: побеждают верующие и смиренные....Последние рассказы "Чем люди живы", "Бог правду видит, да нескоро скажет", "Кавказский пленник", "Хозяин и работник", "Корней Васильев" обнаруживают, что Лев Николаевич в это время стоял к святой истине в чистосердечных, любовных отношениях, - в них нет ничего еретического". Христианско-нравственное отношение к жизни обнаруживает В.Ильин и в ранних рассказах, и в "Анне Карениной" и в пьесах "Власть тьмы" и "Живой труп". А трилогии "Детство. Отрочество. Юность" Ильин просто поет панегирик, свидетельствуя: "Здесь Толстой напитал и свою душу, и своих читателей дивным образом Святой Руси - образом юродивого Гриши. Собственно говоря, это и есть основная тема души Толстого, особенно, если принять во внимание, что впечатления детства самые сильные и неизгладимые. Так и надо рассматривать все, что говорил и писал Толстой, как и все его поступки, вплоть до последнего бегства, именно как странные, для души необъяснимые, но вещие поступки юродивого во Христе". Может быть, последнее утверждение покажется православным читателям чрезмерным, но все-таки, цель у философа была благая: отвратить церковных русских людей от духа осуждения по отношению к их великому соотечественнику и обратиться на себя - увидеть, что то, что он клеймил, "срывая все и всяческие маски" действительно достойно покаяния.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Общество
«Россия должна жить по своим правилам»
Согласно опросу ВЦИОМ, более половины граждан отметили, что специальная военная операция России на Украине скорее сплотила российское общество
06.05.2022
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Все статьи темы
Последние комментарии
Пётр Великий и Сибирь
Новый комментарий от электрик
06.10.2022 08:57
Путин сформулировал национальную идеологию
Новый комментарий от Vladislav
06.10.2022 00:29
Это война!
Новый комментарий от Кирилл Д.
05.10.2022 23:48
Крестный путь крестьянских поэтов
Новый комментарий от учитель
05.10.2022 23:22
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от учитель
05.10.2022 23:10
«Нашу молодёжь украла американская массовая культура»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.10.2022 23:07
Убиенной Марине Цветаевой
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.10.2022 21:50