itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Другой Ильин

Общество 
0
180
Время на чтение 4 минуты
Православным хорошо известно имя философа Ивана Александровича Ильина. А вот его тезку - Владимира Николаевича, тоже философа и эмигранта, к сожалению, знают только специалисты. Хотя он в то же самое время, как его знаменитый однофамилец, жил в Германии и во Франции и писал религиозные сочинения. Недавно из Парижа пришло известие о том, что на 93 году жизни скончалась супруга В.Н.Ильина - Вера Ильина. С ее слов начнем рассказ о пока неоткрытом в полноте православном мыслителе - нашем соотечественнике. "Владимир Николаевич был богато и разносторонне одаренным человеком. Богословие, философия - древнеантичная, средневековая и новая; мировая литература, в том числе русская, он знал многие вещи наизусть; естественные науки, история - общая и церковная; музыка (он был композитором, знал хорошо всю музыку и любил ее больше всех искусств). В своем творчестве он переходил из одной области в другую по вдохновению, часто вставал ночью и записывал свои мысли, так же как днем шел от письменного стола к пианино и наоборот....Он не был отшельником, да и не мог им быть по своему многостороненнему темпераменту, но монахов любил, как любил и Церковь (См. его статью "Иночество как основа культуры"). Самым главным его духовным сочинением была книга о прп.Серафиме Саровском", выдержавшая много переизданий на Западе и в России.

Сами названия работ В.Н.Ильина (1891-1974) говорят о разносторонности его интересов. Здесь и статьи на эсхатологические темы: "Атеизм и гибель культуры", "Религия революции и гибель культуры", "Шесть дней творения", "Запечатанный гроб. Пасха нетления". Чисто философские работы, такие как "Очерк общей морфологии", "Материализм и материя", "Загадка жизни и происхождение живых существ". И статьи о литературе: "Блок и Россия", "Голгофа культуры", "Эзотеризм К.Случевского", "Фауст и Пер Гюнт", "Гете как мудрость", "Фауст и Мефистофель". Среди литературных опусов философа нужно особо отметить целую серию статей о Льве Толстом, из которых современные издатели составили книгу "Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого".

В этой статье я хочу сделать краткий обзор толстовских работ Ильина, так как это очень актуально, - проблема отношения к мировому классику до сих пор во многом остается нерешенной. Правда, уходят в прошлое те времена, когда православные учителя выкидывали художественные произведения Л. Толстого из программы "за то, что он был еретиком". "Войну и мир", "Казаков", "Чем люди живы?" и другие художественно безукоризненные рассказы православным читать разрешено. Но, все-таки, вопрос о мировоззрении, о духовном пути гениального писателя для православных во многом остается неясным, прояснить его и помогают нам работы В.Н. Ильина. Мыслитель, в отличие от большинства противников и защитников Толстого, пытается посмотреть на те духовные процессы, которые происходили в его душе, изнутри.

Опираясь на биографию Л.Толстого, В.Н.Ильин доказывает, что тот духовный переворот, который он пережил в зрелом возрасте, был связан с детскими и юношескими переживаниями. Прежде всего, со смертью любимой матери.

Страх смерти преследовал Толстого всю жизнь, он всячески пытался освободиться от него, от этого и болезненно философствовал. "Во всяком случае внутренний мир Толстого с его непрерывным ростом, с мучительными борениями, исканиями, срывами, мудрым пессимизмом, уходом в безнадежный мрак отчаяния, с попытками пробиться к свету, с надеждой на узрение этого света, - как все это непохоже на застой, самодовольство, дешевый пошлый оптимизм и безнадежный моральный маразм тех самых кругов, которые впоследствии попытались причислить Л.Толстого.... к своим "святым". Последняя характеристика Ильина, увы, может быть отнесена и к нам, людям церковным и того времени, когда жил художественный гений, и к нашему времени.

Потому "толстовский вопрос", претензии Толстого к людям церкви остаются, увы, до сих пор справедливыми. Вновь обратимся к В.Ильину. "Лев Николаевич Толстой, подобно Гоголю и Достоевскому, был человек с "ободранной совестью", мало того, вместе с Достоевским он, несомненно, являл совесть земли русской и тяжба его с Церковью была кажущейся. Это очень походило на борьбу Иакова с Богом. На деле он вступил в "прю" вовсе не с Церковью, а с псевдоцерковной теплохладностью с псевдоцерковной полицией и бюрократией и со всем тем, что покрыло себя в церкви личиной лицемерия и совершенно погасило Дух любви".

В своих работах Ильин доказывает, что Толстой на глубине, им самим и не сознаваемой, - потому что во второй половине жизни отдался духу рассудочности, - оставался человеком глубоко верующим. А перед концом хотел исповедоваться, покаяться в своих прегрешениях и перед Богом и пред Церковью. "Однако плотный круг безбожников-интеллигентов и сектантов-толстовцев не пустил к нему, пришедшее со Святыми Дарами, духовенство....Ибо имя Толстого и легенда о его закоренелой антицерковности было так огромно, что его открытое и всем известное обращение к Церкви могло бы изменить вид новой истории и духовных судеб России и всего мира. А для левых (фактически - уже большевиков) вопрос стоял так: быть или не быть в России безбожной революции".

Вот как получается нужно православным относиться к Толстому, как говорить о нем детям на уроках литературы: это одна из самых трагических личностей в русской истории. Потому что при всей своей гениальности он явил высшую степень несвободы. И, когда, увлекшись борьбой за правду, - и в общерусской и в церковной жизни, - был подхвачен идеологами разрушителей России. И, когда потом, те же идеологи, хитро назвавшись учениками Толстого, не допустили его до покаяния, не дали ему вернуться в Церковь. Однако в лучших своих произведениях он остается "стихийным христианином". По словам В.Ильина: "Основная историософская идея "Войны и мира" вполне христианская: побеждают верующие и смиренные....Последние рассказы "Чем люди живы", "Бог правду видит, да нескоро скажет", "Кавказский пленник", "Хозяин и работник", "Корней Васильев" обнаруживают, что Лев Николаевич в это время стоял к святой истине в чистосердечных, любовных отношениях, - в них нет ничего еретического". Христианско-нравственное отношение к жизни обнаруживает В.Ильин и в ранних рассказах, и в "Анне Карениной" и в пьесах "Власть тьмы" и "Живой труп". А трилогии "Детство. Отрочество. Юность" Ильин просто поет панегирик, свидетельствуя: "Здесь Толстой напитал и свою душу, и своих читателей дивным образом Святой Руси - образом юродивого Гриши. Собственно говоря, это и есть основная тема души Толстого, особенно, если принять во внимание, что впечатления детства самые сильные и неизгладимые. Так и надо рассматривать все, что говорил и писал Толстой, как и все его поступки, вплоть до последнего бегства, именно как странные, для души необъяснимые, но вещие поступки юродивого во Христе". Может быть, последнее утверждение покажется православным читателям чрезмерным, но все-таки, цель у философа была благая: отвратить церковных русских людей от духа осуждения по отношению к их великому соотечественнику и обратиться на себя - увидеть, что то, что он клеймил, "срывая все и всяческие маски" действительно достойно покаяния.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30