[Аудио] «Формат круглых столов - это серьезное завоевание»

В Москве состоялся Круглый стол, посвященный церковно-государственным отношениям

21 октября в Москве, в Международном Фонде славянской письменности и культуры, состоялся очередной круглый стол, организованный Клубом национальной прессы, сообщает наш корреспондент. Заседание было посвящено теме церковно-государственных отношений. Вели круглый стол председатель Клуба национальной прессы, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, ответственный секретарь Клуба, редактор журнала «Славянка» Сергей Тимченко и лидер общероссийского движения «Наша Россия», доктор культурологии Михаил Лермонтов.

Анатолий Степанов

Анатолий Степанов, открывая заседание, заявил, что об актуальности темы церковно-государственных отношений свидетельствует уже тот факт, что почти одновременно с круглым столом, организованным Клубом национальной прессы, на острове Родос (Греция) проходит Второй православно-католический форум на тему: «Государство и Церковь в России: 20-летний опыт взаимоотношений». На форуме выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, который заявил о том, что «взаимодействие Церкви и государства в современной России носит отрывочный, не системный характер. До сих пор отсутствует четкая концепция государственно-церковных отношений». По мнению владыки Илариона, «наступает время, когда взаимоотношения Церкви и государства в России должны быть поставлены на прочную нормативную основу».

«В связи с этим сразу возникает проблема, которая требует обсуждения, - насколько приемлема для России западная модель отношений Церкви и государства? Независимо от того, протестантская эта модель или католическая она предполагает четкое разделение функций Церкви и государства и установление именно правовых отношений между ними как институтами по типу конкордата. Насколько для Русской цивилизации приемлем этот западный опыт?» - задается вопросом председатель Клуба национальной прессы.

Идеалом церковно-государственных отношений в православной традиции, продолжил Анатолий Степанов, является симфония властей, концепция которой была сформулирована в VI веке от Р.Х. святым благоверным Императором Юстинианом в предисловии к 6-й новелле. Он напомнил, что «формула Юстиниана была своего рода ответом на притязания Римских пап, которые уже в то время пытались доказать превосходство духовной власти над государственной властью. Возвращение к нормам симфонии властей фактически означает установление некоего нового «синодального периода» в России, только без ликвидации института патриаршей власти. Забота власти «о благочестии духовенства», о чем шла речь в тексте Новеллы, предполагает наличие некоего механизма контроля власти над духовенством. Мы понимаем, что современное государство, современное чиновничество, малопригодно к тому, чтобы контролировать духовенство. Но встает и другой вопрос: а готово ли современное духовенство к выстраиванию таких отношений с государством?»

В идеале симфония властей означает, что государственные законы если не проистекают из церковных канонов, то, по крайней мере, не противоречат канонам. «Как этого достичь в современных условиях? И готова ли сегодня сама Церковь жить по канонам? Ведь часто в церковной полемике мы встречаемся со стремлением доказать, что некоторые каноны сегодня не действуют, никем не исполняются, поэтому их нужно фактически отменить», - отметил А.Степанов.

«Церковно-государственные отношения - это, безусловно, нерв современной жизни. От их выстраивания зависит будущее не только России, но и Русской Церкви. Сегодня мы видим, как формируется образ церковной жизни по католическому образцу, когда духовенство превращается в отдельную корпорацию, которой зачастую и миряне не очень-то нужны (нужны несколько мирян, - тех, кто финансирует храм). С другой стороны, этому пытаются противопоставить протестантский образец церковной жизни, когда церковная общественность может смещать архиереев и высказываться по любым вопросам. Но есть третий субъект, традиционный для Православия, от его становления как субъекта зависит выстраивание православного образа церковной жизни. Этим субъектом является государство, которое сейчас практически никак не участвует в выстраивании этих отношений. Классический пример благодетельного вмешательства государства в церковную ситуацию - история с Флорентийской унией, когда именно Великий князь Василий Темный выгнал митрополита Исидора, который заключил эту унию. Именно государство пресекло скатывание Русской Церкви в ересь», - напомнил он.

А.Степанов отметил, что история учит, что государство является не только храмостроителем, но еще и полноценным участником церковной жизни. «Это и есть элемент симфонии. Все эти вопросы требуют пристального и серьезного обсуждения. На эти вопросы мы должны дать внятный ясный ответ, основываясь на традициях русской консервативной православной мысли и на святоотеческом наследии», - заключил главный редактор «Русской народной линии»

Михаил Лермонтов

Со своей стороны, Михаил Лермонтов отметил, что Русская цивилизация основана на системе вечных ценностей, которую предложила Русская Православная Церковь. Государство, по его мнению, должно признать эти ценности в нормативном виде. В этом, считает культуролог, заключается основная проблема современных церковно-государственных отношений. Государство, по его словам, должно национальные интересы соотносить с русской системой ценностей. Он считает, что до тех пор, пока эта система ценностей, на основании которой будут построены национальные интересы, не получит нормативного выражения, «нам будет жить некомфортно». По словам М.Лермонтова, до сих пор остается открытым вопрос: востребована ли государством русская система ценностей. Симфония властей, по его мнению, заключается в выстраивании государством национальных интересов в соответствии с русской системой вечных ценностей, предложенной Русской Православной Церковью. Михаил Лермонтов выразил сожаление, что до сих пор не удалось выяснить, кто может стать субъектом, который был бы способен поднять и решить этот вопрос.

Сергей Тимченко

Сергей Тимченко в свою очередь считает, что церковно-государственные отношения в России - это одна из самых болезненных, жизненных проблем. По его мнению, к Православию в России многие до сих пор относятся не как к важной части жизни, а как к элементу гардероба, как к одной из конфессий. Между тем, Православие, считает С.Тимченко, - это не одна из конфессий, а душа народа. Для интеллектуальной элиты характерно невежество веры, безверие. Интеллектуальная элита должна заняться изучением Православия постольку, поскольку без Православия не будет спасения России. Говоря о сетовании консерваторов по поводу отсутствия национальной идеологии у государства, Сергей Тимченко заявил, что сегодня в России уже существуют все условия, необходимые для определения национальной идеологии. Для ее определения, по его мнению, необходимо всего лишь предложить такие ценности, которые были бы противоположны постулатам современной идеологии, которым сознательно или неосознанно следует нынешнее российское государство.

Говоря о церковных проблемах, редактор журнала «Славянка» отметил стремление Церкви к сближению с католичеством, к выстраиванию православно-католических отношений на основе якобы «общих нравственных ценностей». По его мнению, у православных с католиками на самом деле нет никаких общих нравственных ценностей. Другой серьезнейшей проблемой Церкви, считает Сергей Тимченко, является ее отделенность как общественной организации от народа. Пришло время, по его словам, для того, чтобы Церковь «повернулась лицом к народу». С.Тимченко полагает, что Церковь должна жить для народа, а между тем для большинства священнослужителей главным направлением их служения являются встречи со спонсорами. По его мнению, пришло время для возвращения народу и государству Христа, Православной веры.

Иерей Александр Шумский

Известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский считает, что старец Зосима - персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» - предложил идеальную модель церковно-государственных отношений, согласно которой Церковь должна пронизывать всю жизнь, когда необходимо воцерковление всей жизни. Старца Зосиму, уверен отец Александр, в нынешнее время за его взгляды назвали бы фундаменталистом. Отец Александр задался вопросом, а должна ли Церковь сейчас пронизывать всю жизнь? Насколько это приемлемо и реально? При сближении государства с Церковью есть опасность поглощения Церкви государством, поскольку государство неизбежно стремится к монополии власти. По мнению священника, нынешние церковно-государственные отношения в России нестабильны, несмотря на то, что руководители государства демонстрируют благожелательное отношение к Церкви. Далеко не все государственные чиновники благожелательно относятся к Церкви, о чем свидетельствует недавняя выходка министра обороны Анатолия Сердюкова. В России есть силы, заинтересованные в конфронтации между государством и Церковью. Отец Александр считает, что существует реальная опасность новых гонений на христиан. Эти гонения уже начались в западном мире, где человек за критику содомитов подвергается уголовному преследованию. Кроме того, священник отмечает учащение нападок на Церковь. Достаточно вспомнить высказывания Познера, телепередачу Сванидзе и Млечина, ряд передач НТВ, новые нападки на Боголюбовский монастырь и т.д. Также в России усиливается экспансия мусульман. Отец Александр выразил опасение в связи с попыткой нормативно урегулировать церковно-государственные отношения. В этом стремлении, по его словам, прослеживается католический дух. Священник считает, что, возможно, и стоит подумать об узаконении церковно-государственных отношений, однако не следует делать ставку только на юридическую составляющую. По его словам, в России личные отношения всегда были важнее законов, а правда была важнее права.

Владимир Семенко

Старший научный сотрудник Института религиозных и социальных исследований РАН Владимир Семенко считает, что имперскую память можно восстановить даже в рамках существующего правового поля и в рамках действующей Конституции, которая определяет Россию как светское государство. Светскость, по его словам, не тождественна атеистичности. Светское государство не обязательно атеистично. Светское государство несет в себе остаточные элементы культуры и религии как основной части культуры. В.Семенко считает, что светскость как таковая не препятствует отстаиванию религиозных традиций и особой роли культурообразующей религии. Рамочная идентичность народа России была заключена в верности монарху. Россия, по его мнению, способна восстановить имперскую память, даже оставаясь светским государством. Существующая правовая система в России, считает В.Семенко, позволяет запустить процесс возвращения к имперским нормам.

Андрей Савельев

По мнению известного российского политика, доктора политических наук Андрея Савельева, государство являются одной из основных ценностей русского народа. И хотя сближение Церкви с государством, по его мнению, исторически обусловлено, однако современное состояние российского государства таково, что церковно-государственные отношения неизбежно превращаются в шоу. В шоу, по его мнению, превращаются встречи Патриарха с руководителями государства, выступления священнослужителей по телевизору и т.д. В связи с этим многими поддерживается такая точка зрения, согласно которой для того, чтобы в России появилось православное государство, необходимы другой народ и другая власть. Другие же, не зная, как восстановить православное государство, считают, что Церковь должна дистанцироваться от государства. По мнению А.Савельева, удаление Церкви от государства превратит православных в секту. Политик с сожалением отмечает, что до сих пор остается открытым вопрос о том, как выйти из сложившейся ситуации. По его мнению, одной из главных задач православной общественности является остановка процесса окончательного превращения церковно-государственных отношений в шоу.

Александр Владимиров

Вице-президент Коллегии военных экспертов России генерал-майор Александр Владимиров считает, что необходимо легитимировать властную субъектность государствообразующего русского народа. Он напомнил, что согласно Конституции, единственным источником власти является народ. Государствообразующий народ как источник власти, по мнению генерала, должен взять на себя ответственность за судьбу России. Но, к сожалению, отмечает А.Владимиров, народ, впрочем, как и Русская Православная Церковь, безмолвствует.

Дмитрий Терехов

Со своей стороны, заместитель главного редактора журнала «Оппонент», сопредседатель общественной организации «Журналисты России» Дмитрий Терехов заявил, что народ не только не способен сам управлять, но и не может даже сформулировать собственные интересы. Он считает, что народом легко манипулировать. Поэтому разговоры о том, что народ должен стать субъектом власти, по мнению Д.Терехова, не более чем демократическая демагогия. Реальным субъектом власти и государственного управления, по его словам, может быть только элита.

Церковь, считает Дмитрий Терехов, должна стать камертоном, духовным авторитетом, а в некоторых случаях и судьей для государства. Однако для этого государство должно признать Церковь духовным авторитетом. Между тем, до сих пор многими Церковь, считает он, воспринимается как «декоративный элемент, вроде мужика с балалайкой», как «своего рода сувенир». Кроме того, в России действует пятая колонна, на которую государство в своей деятельности вынужденно оглядываться. Дмитрий Терехов считает, что надо бороться не с государством, а с прозападной оранжевой пятой колонной, которую отличают организованность и сплоченность.

Василий Дворцов

Член Правления Союза писателей России Василий Дворцов считает, что прежде чем говорить о симфонии государства и Церкви, необходимо осознать, что Церковь - это народ Божий. Поэтому симфония Церкви и государства - это на самом деле симфония народа и государства.

Николай Сомин

В свою очередь, к.ф.-м.н. и бакалавр теологии, старший преподаватель факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Сомин убежден, что идеалом церковно-государственных отношений является союз государства и Церкви. При этом симфония государства и Церкви, считает он, возможна не со всякой властью. В связи с этим возникает вопрос, а возможна ли симфония Церкви с нынешней российской властью? На этот вопрос даже священнослужители дают различные ответы, о чем свидетельствует, в частности, недавняя полемика между протоиереем Вячеславом Пушкаревым и протоиереем Евгением Соколовым. По мнению Николая Сомина, у русского православного человека есть две наиважнейшие ценности - Церковь и России. При этом невозможно определить, какая из этих ценностей важнее. Поэтому любое решение, которое отбрасывает одну из этих ценностей, неприемлемо для русского православного человека.

Сергей Пыхтин

Секретарь Центрального совета политической партии «Великая Россия» публицист Сергей Пыхтин, со своей стороны, отметил, что Церковь и Империя, Православие и Россия живут в вечности. По его словам, если посмотреть большой временной отрезок нашего существования, то можно с большим оптимизмом отнестись к тому, что сейчас происходит. Если в нашем сознании восторжествует катастрофизм, то это, считает С.Пыхтин, будет большой ошибкой, в том числе и для православно-патриотической интеллигенции. По его мнению, надо готовиться к реваншу нового средневековья. Пыхтин подверг критике мнение о том, что светскость государства является нормой. По его мнению, светскость и атеистичность - это неправильные формы государственности. Сергей Пыхтин считает светское государство аномалией, которую Церковь не должна признавать нормой. По его словам, 20 лет назад произошло разложение власти в России. Нынешняя государственная власть, уверен С.Пыхтин, принадлежит узурпаторам. По его мнению, призыв к тому, чтобы отдать власть народу, есть демагогия. Больной народ, считает он, неизбежно избирает больное правительство, губителей страны, как, например, это было в 1989-1993 годах в России. С.Пыхтин считает упование на народ-богоносец крупнейшей ошибкой, ибо народ - это источник власти, а не сама власть. Элиту, которая и является властью, надо просвещать, специально готовить. Прежде чем уповать народ, считает он, его надо образовать. «Я убедился, что от коммунистического периода нам досталось поколение политически, экономически и духовно безграмотных людей. Мы имеем дело с очень сложным процессом болезни. Говорят, что власть больна, но больна не только власть. Народ болен. Он болен, потому что он, прежде всего, неграмотен. Ликвидация этой безграмотности, мне кажется, и есть первейшая задача, в том числе, и Церкви», - заключил он.

Татьяна Шишова

Сопредседатель Общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности, член правления Российского детского фонда, писатель и педагог Татьяна Шишова отметила эффективность сетевых структур, возможности самоорганизации русского народа, о чем свидетельствует, в частности, борьба с ювенальной юстицией и сексуальным просвещением.

Константин Новиков

Заместитель главного редактора «Русской народной линии» Константин Новиков заявил, что государство является самой эффективной формой самоорганизации русского народа. Тем не менее, он считает, что пока государство не признает роль Православия, не следует торопиться с узаконением церковно-государственных отношений, в противном случае такое узаконение останется всего лишь пустой декларацией.

Виктор Саулкин

Со своей стороны, обозреватель радио «Радонеж» Виктор Саулкин считает нынешнее состояние церковно-государственных отношений неудовлетворительным, о чем, в частности, свидетельствует выходка министра обороны Анатолия Сердюкова и отсутствие адекватной реакции со стороны Церкви.

Иеромонах Никон (Белавенец)

Духовник Движения «За Веру и Отечество» иеромонах Никон (Белавенец) считает, что любая немонархическая власть - это режим с условной легитимностью. И даже выборная монархическая власть имеет условную легитимность. Власть в высоком смысле - это монархия. Для России приемлем, уверен священник, только монарх из Рода Романовых. Но то, что власть в России имеет условную легитимность, вовсе не означает, считает отец Никона, что мы должны уйти в гетто. И хотя в целом власть в России порочна, тем не менее, даже во власти есть верующие люди, с которыми можно сотрудничать. Субъектом церковно-государственных отношений, по его мнению, должна стать православная общественность. И формат круглых столов, которые организует «Русская народная линия», по его мнению, - это реальная модель объединения патриотический общественности для решения этих проблем. Формат таких круглых столов - это «серьезное завоевание», уверен священник.

В заключение заседания участники Круглого стола выразили пожелание продолжить подобные дискуссии. Следующее заседание круглого стола намечено на 16 ноября.

Гиперссылки на аудиофайлы выступлений участников круглого стола 21.10.2010:

  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/01_Stepanov.mp3]А.Степанов[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/02_Lermontov.mp3]М.Лермонтов[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/03_Timchenko.mp3]С.Тимченко[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/04_Shumskii.mp3]иерей Александр Шумский[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/05_Semenko.mp3]В.Семенко[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/06_Savelev.mp3]А.Савельев[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/07_Vladimirov.mp3]А.Владимиров[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/08_Terehov.mp3]Д.Терехов[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/09_Dvorcov.mp3]В.Дворцов[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/10_Somin.mp3]Н.Сомин[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/11_Pyhtin.mp3]С.Пыхтин[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/12_Shishova.mp3]Т.Шишова[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/13_Novikov.mp3]К.Новиков[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/14_Saulkin.mp3]В.Саулкин[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/15_Belavenec.mp3]иеромонах Никон (Белавенец)[/mp3]
  • [mp3=/media/audio/2010-10-21/16_Itogi.mp3]дискуссия и подведение итогов[/mp3]

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

15. Re: «Формат круглых столов - это серьезное завоевание»

А не плохо бы, если бы к встрече 16 ноября все участники прочитали прочитали коментарии к этой статье. А потом бы по честному и деловому обсудили и их. А уж потом сели бы за очень круглый стол.

Волька / 26.10.2010

14. ПСЕВДОНИМСТВО НЕ ПРИМЕР...

Дориан,опасность уже есть,а Вождя нет, и среди авантюристов,болтунов,анонимов...он не появится.

13. п.12

Нет, граждане, болтология была, есть и будет всегда носить только внешне раскраску единства. Абсолютно все исторические примеры практического, функционального единения всегда связаны с действием двух факторов: осознаваемой жуткой опасности ОБЩЕГО краха и авторитетной КРЕПКОЙ объединяющей и командующей руки. Без такой ситуации упования беспочвенны. Нам бы подготовиться к такой ситуации с готовым лидером (и его командой отчасти). И не более. А вообще прав Бондаренко: мы должны бы представить ПОЛИТИЧЕСКУЮ силу. От имени Церкви этого сделать нельзя. И тут уже не овальными столами или треугольными стульями всё определяется...

Дориан / 25.10.2010

12. ДАЙ БОГ,ЧТОБЫ БОЛТОЛОГИЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ!

ОРГАНИЗОВАННАЯ БОЛТОЛОГИЯ!?. Почти что двадцать лет, как я принимаю участие в съездах писателей, казачьих кругах, круглых столах, партийных сборах и лживых «соборах» РФ, но радости и пользы для Родины от них ещё не ощутил и не увидел. Вся организованная болтология - показуха заканчивается продолжением театра болтологий, то есть разделением народа и разрушением величайшей исторической державы. Уму не постижимо, ведь цель встреч - это всем сплотиться в одно державное движение и спасти нашу матушку-Россию, от очередной напасти. Главная причина русской трагедии в том, что расплодилось много «вождей», с карманными организациями, точнее авантюристов, и каждый из них тянет политическое полотно на себя, то есть, вольно или не вольно, служит внутренним и внешним врагам Великой России. Будем надеяться, что инициатива Русской Народной Линии (национальный узел РНЛ, в Интернете), с девизом – Православие, Самодержавие и Народность, проводить Русское вече (круглые столы), станет началом благоразумия, то есть настоящим объединением верных сынов и дочерей Великой России, что со временем преобразиться в хозяйственное и государственное явление, которое выведет нашу Россию на предназначенный Ей путь в историю! Да будет так! А.В.Шахматов, с призывом - Всемирное Русское Единство - Великая Россия.

11. Государство и Церковь... Как страшно далеки они от Народа!

Похоже, что не складываются отношения у Государства с Церковью? Вот митрополит Иларион говорит, что пока не очень: « - взаимодействие Церкви и государства в современной России носит отрывочный, не системный характер. До сих пор отсутствует четкая концепция государственно-церковных отношений». А почему так? Да потому, что забыли о Народе! Народ должен быть не пассивным наблюдателем, а активным участником, не обьектом, а третьим субьектом этих взаимоотношений. В самом деле, как может Церковь воздействовать на власть имущих? Только уговорами да увещеванмями? А это эффективно? Похоже, что нет. Почему же Церковь не подключает Народ? Ведь у нас в стране официально обьявлена демократия и Народ считается главным источником права. Народ имеет право, может и должен демонстрировать свою волю. Но несмотря на это, Народ безмолвствует. Потому он безмолвствует, что разобщен. Но разве не может Церковь обьединить, организовать людей для демонстрации своей воли? - Может! Народ верит Церкви. Церковь в союзе с Народом гораздо легче найдет общий язык с Государством, на благо всем. Круглые столы, конечно, дело хорошее. Но почему-то никто ничего не говорит о Крестном ходе, который предлагали провести и это предложение получило поддержку. Что же - поговорили и забыли?

10. Несколько дополнений

Действительно, государство сегодня не православное. Оно достаточно пестрое по составу, и атеисты, и православные, и мусульмане, и астрологи, и т.д. Причем, как среди элиты, так и среди самого народа. Поэтому сейчас возможно сотрудничество по отдельным направления, там где есть взаимная заинтересованность. Это армия, тюрьмы, частично больницы, частично вузы и др. Согласен, что в круглом столе много писателей и мало, тех, кто ведет работу в этих направлениях и может об этом рассказать. Но это несложно исправить в будущем. Говоря о взаимодействии церкви и государства мы обычно говорим о монархии, но забываем, что в 1000-летней истории России, монархия занимает 400 лет. А 500 лет Серная (Новгородская) Русь жила на основе вечевой республики, где церковная власть (архиепископ) имела право контроля, в т.ч. финансового за светской властью. Князья приглашались, т.е. фактически были выборными. Вече представляло интересы наиболее авторитетных семей из всех народов, населяющих Новгородскую Русь. Надо отметить, что такая система была наиболее жизнеспособна. Войны шли каждые 3 года в течении 300 лет, но никто эти земли захватить не смог. Возможно и сегодня, такой баланс между Церковью и традиционными конфессиями, государственной властью и наиболее крупными и авторитетными корпорациями и семьями может помочь России защитить свои земли и свои интересы. Мало сформулировать православные приоритеты в политике, надо чтобы их поддержали граждане России, а значит надо формулировать и мусульманские приоритеты и гуманистические и др. Конечно, это намного сложнее симфонии православной церкви и православного государства. Но это будет работать. Кстати, нечто похожее уже работает в Финляндии, а она для нас достаточно корректный пример, т.к. 100 лет была частью России. Вот, что надо изучать и что можно сделать темой следующего круглого стола.

9. Re: «Формат круглых столов - это серьезное завоевание»

Ну тогда прав Дориан, чего ждать от такой команды? ничего хорошего, наоборот. И тут какието совещания писателей только озлобят тех кто считает наш народ помехой.

Москаль / 24.10.2010

8. !Trabajo!

С каких это пор государственную политику и управление выверяют по писательским настроениям? Полезно вспомнить, что даже в относительно стабильный, одновекторные периоды истории даже к Тютчеву (не чета нашим) не очень-то прислушивались. Потому что всё много сложнее "писательских обобщений" и соряжено с практическими действиями и жесточайшими ситуациями. Одних доброхотств здесь недостаточно. а о том, чего требует "стол", говорилось уже давно. Самоотверженных работников почти нет, а "умников" - хоть отбавляй с нашей стороны баррикады. С другой же стороны работников куда как поболе. Оттого и успех - за ними. Так и дальше будет пока работать, бороться В РЕАЛЬНОСТИ не научимся, не станем. И Господь нам не поможет, не любя самодовольных тепличных бездельников.

Дориан / 24.10.2010

7. 5. К.Олег :

Кстати, шеф ИНСОРА - тот самый Юргенс, который заявил, что модернизации в России мешает русский народ. ИНСОР - институт современного развития - команда президента Д.А.Медведева, отвечающая за его идеологическую платформу, тексты выступлений и статей, пиар-ходы и прочее.

6. Re: «Формат круглых столов - это серьезное завоевание»

Что такое этот ИНСОР?

Москаль / 24.10.2010

5. 3. Мирянин : Власть задыхается, не имея ни идей, ни пути...

Власть имеет и " идеи и пути". Президент имеет ИНСОР, и если бы захотел, разогнал . Но ИНСОР - и идеи, и пути.

К.Олег / 23.10.2010

4. "Наш паровоз назад скользит..."

Дай же Бог. Только уж очень многое, в т.ч. и из совсем недавнего прошлого и настоящего говорит об обратном. Очевидные вещи делаются наоборот. И результаты - неизбежно отрицательные - налицо: и в том, и в этом... А "преемственность" гос. политики все продолжается, и ряды вскормленных "поддерживателей" растут. Несмотря на совсем уж губительное падение. Чего стоит энергетика, ВПК, "свобода слова и гомосексуализма", иноязычное подавление русского языка и прочее. Что, пагубы этого не понять или незаметно? А поезд все ускоряется, катясь под откос.

Дориан / 23.10.2010

3. Мы вместе с вами - за круглым столом

Есть огромная потребность и заинтересованность всей православной общественности искать и найти пути, объединяющие интересы государства и Церкви.Плодотворные встречи и дискуссии на эту тему без сомнения могут дать реальные результаты и уже в ближайшее время. Власть задыхается, не имея ни идей, ни пути, ни доверия народа, ни духовной опоры. Ум- ные люди во власти это уже давно поняли...

Мирянин / 23.10.2010

2. Даёшь структурирование действий. И жизни.

"А Васька слушает, да ест", - таково реальное положение вещей в стране. И "Наблюдатель" вожжей своих не выпустит из рук. Так что всякие "столы", да "съезды", хоть и должны быть, но главное - "тихая", но результативная работа=борьба на местах. Говорильней добьёшься лишь показухи да более изощрённых атак со стороны звучных инструментов "симфонии". Ха-ха...

Дориан / 23.10.2010

1. Так держать!

Что ни имя, то уважаемый и дельный человек. Так держать!

Анатолий Степанов:
Почему российская молодёжь лишилась национального самосознания?
В государственной политике России нарушен баланс, благодаря которому надэтническая русскость зиждется на русскости этнической
23.01.2020
Преемником Путина будет Политбюро
Путинская конституция, в отличие от ельцинской, станет конституцией реинтеграции постсоветского пространства
22.01.2020
«Замалчивать и искажать роль Сталина в победе — фальшиво»
По словам Анатолия Степанова, заговор молчания вокруг имени Сталина и его роли в Великой Победе - искажение правды о войне
16.01.2020
Все статьи автора
Владимир Семенко:
Все статьи автора
Андрей Савельев:
«Он сохранил решимость отстаивать истину»
Андрей Савельев о личности Бориса Виноградова, которому сегодня исполнилось 65 лет
30.11.2013
Урок Калки
31 мая 1223 года, 790 лет назад произошла битва на реке Калка, предопределившая многое в русской истории
27.05.2013
Все статьи автора
Александр Шумский:
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Нам украинская автофекалия – что слону Драбинко
Священник Александр Шумский предлагает взглянуть на ПЦУ с карнавальной, смеховой стороны
24.12.2018
Идея православного социализма – опаснейшая утопия
Отклик на статью Валерия Хатюшина «В чём для России реальный прорыв в будущее?»
10.12.2018
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы
Ответ на статью «Солженицын – предатель, агент КГБ или современный юродивый-правдолюбец?»
16.11.2018
Все статьи автора
Татьяна Шишова:
Все статьи автора
Константин Новиков:
Греческое правительство должно ответить
Признание Александрийским патриархатом раскольников — провокация МИДа Греции против России
11.11.2019
Выбор места расстрела Немцова становится ясен
Константин Новиков о намерении оппозиции создать у стен Кремля постоянно действующий Майдан, «скорбящий» по убитому Немцову
28.02.2015
Путин начал Холодную войну с Западом, опередив противника на один шаг
Холодная война неизбежна, и ее тщательно готовили. Путин сыграл на опережение, сломал и спутал западным стратегам их планы
07.03.2014
Все статьи автора
Сергей Пыхтин:
120 лет назад император Александр III принял решение о постройке Великого Сибирского пути
120 лет назад император Александр III принял решение о постройке Великого Сибирского пути
14.04.2011
«Белые рубашки» в Западном Туркестане
К 130-летию присоединения Туркестана к России и 20-летию референдума 17 марта 1991 года
11.03.2011
Где Россия - там русские, а где русские - там Россия
По книге С.Д. Баранова, Д.В. Конова «Русская нация. Современный портрет»
18.02.2011
Все статьи автора
Сергей Тимченко:
Первый и последний…
Иоанн Васильевич Грозный и Царь-Мученик Николай Александрович Романов
30.11.2019
Патриотизм – это служение Богу
Об искушении православных русофобским уранополитизмом
29.11.2019
Молитесь за Россию!..
Беседа с гл.редактором журнала «Славянка»
20.12.2018
Все статьи автора
Василий Дворцов:
Все статьи автора
Дмитрий Терехов:
Противостоять беспределу по оболваниванию русского народа!
Выступление Дмитрия Терехова на митинге «СМИ – хватит лгать!»
15.10.2013
Плач на тему страхования…
По словам Дмитрия Терехова, страховое лобби пытается во что бы то ни стало заставить людей в принудительном порядке страховать свою недвижимость
24.09.2013
Какими должны быть базовые основы национальной политики России?
Дмитрий Терехов считает, что русские сегодня должны сплоить вокруг себя все лояльные России малые народы
30.08.2013
Так переходить ли нам на зимнее время?
Дмитрий Терехов о плюсах и минусах «временной реформы»
26.07.2013
Что мешает дальнейшему развитию нашей экономики?
По мнению Дмитрия Терехова, прежде всего, нужна крупномасштабная программа подготовки кадров
09.07.2013
Все статьи автора
Никон (Белавенец):
Почему я встал на защиту Белого Дома…
Один из защитников Белого Дома иеромонах Никон (Белавенец) о причинах, последствиях и уроках Октября 93-го
03.10.2018
Русская Православная Церковь Заграницей и Российский Императорский Дом в изгнании: правда и вымыслы
Ответ на статью А.А. Кострюкова «Русская Зарубежная Церковь и династия Романовых»
26.09.2018
Иеромонах Никон (Белавенец): Попытка принизить генерала Ачалова говорит о глубочайшем кризисе общества и властим
Духовник движения «За веру и Отечество» поделился своими воспоминаниями о легендарном генерале
27.06.2011
Все статьи автора
Николай Сомин:
Гостья из украденного будущего
Актуальные размышления о популярном советском фильме
09.12.2019
Уранополитизм против православного социализма
Николай Сомин отвечает на статью Сергея Шаракова
08.01.2019
Все статьи автора
Виктор Саулкин:
Подлинный хранитель русского духа
Известному художнику-монументалисту, реставратору Алексею Валерьевичу Артемьеву исполняется 85 лет
04.10.2019
Фальсификаторы истории и третья мировая война
Часть 3. Фальсификация истории Второй мировой войны - информационно-психологическая спецоперация Третьей мировой
20.06.2019
Фальсификаторы истории и третья мировая война
Часть 2. Операции «Оверлод» и «Багратион». Арденны и Висло-Одерская операция
17.06.2019
Фальсификаторы истории и третья мировая война
Часть 1. Сталинград и Эль-аламейн. Кто сломал военную машину третьего рейха
13.06.2019
Все статьи автора
Александр Владимиров:
Все статьи автора
Михаил Лермонтов:
Михаил Лермонтов: «Общая атмосфера встречи была конструктивной»
Глава партии «За нашу Родину» рассказал о встрече Президента России с руководителями незарегистрированных политических партий
21.02.2012
Михаил Лермонтов: «Произошло интересное для новейшей истории России событие»
В Москве прошел общественный форум «Народное собрание России как гражданская инициатива»
05.11.2010
[Аудио] «Формат круглых столов - это серьезное завоевание»
В Москве состоялся Круглый стол, посвященный церковно-государственным отношениям
23.10.2010
Михаил Лермонтов: Нам нужно заставить власть выражать наши интересы
Лидер общероссийского движения «Наша Россия» подвел итоги круглого стола «Выбор пути: альтернативы современному либерализму»
30.09.2010
Все статьи автора
"Аудио"
Все статьи темы
"Клуб национальной прессы"
«Современная ситуация в Сирии»
Представляем видеозапись доклада Анатолия Степанова и его обсуждения на круглом столе
28.02.2013
Церковь или гражданское общество?
Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы «Церковно-государственные отношения и будущее России»
29.01.2013
Церковно-государственные отношения и будущее России
Материалы очередного Круглого стола Клуба национальной прессы
26.01.2013
Политические итоги 2012 года
В Москве прошел круглый стол Клуба национальной прессы
29.12.2012
Не допустить переориентацию политики государства на уничтожение родительства
Резолюция круглого стола Клуба национальной прессы
28.11.2012
Все статьи темы