Братья и сестры, неужели мы – в расколе?

О некоторых проблемах современной церковной жизни

Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни  Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви 
2 Алкаш  боеприпас 
4311
Время на чтение 34 минут
Фото: Из интернет-источников

От редакции: Автор предлагаемой читателю публикации известен нашим постоянным читателям, это не первая статья В.Фролова на эту тему, в некотором роде обобщающая. Если коротко, то автор пытается доказать, что большая часть православных крещёных русских людей находятся в расколе, поскольку были крещены без правильного оглашения, допускаются священниками к таинству причащения Святых Таин без епитимий, непросвещенны в вопросах веры и т.д.

Конечно, некоторые идеи автора сложно принять. Например, попытка представить как образец практику и нормы жизни древней Церкви выглядит как «кочетковщина справа». Ведь Церковь – живой организм, традиции меняются, и странно было убивать живые традиции, заменяя их уже умершими и преобразившимися в новые. Или разве можно представить сегодня длящееся год, а то и три года оглашение? Или такую практику, что оглашаемые четыре дня в неделю изучают нормы и правила вероучения, а на пятый сдают экзамен? В конце концов, каноны – это не вероучительные догматы, они были созданы для правильной организации жизни Церкви, часто в тех исторических условиях, в которых Церковь тогда жила, а потому могут меняться в соответствии с новыми обстоятельствами жизни Церкви.

Поэтому требования автора, пусть он и ссылается на Святых отцов, порой отдают фарисейством и начётничеством. В конце концов, Иоанн Креститель не оглашал приходивших к нему иудеев, а обличал и призывал к покаянию.

Тем не менее, мы решили опубликовать эту статью, поскольку автор поднимает реальные проблемы церковной жизни, от которых нельзя просто отмахиваться. Анатолий Степанов

«Ибо древние положили приимати крещение, ни в чем не отступающее от веры: посему иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами — собрания, составляемые непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом… О покаянии мыслити инако, нежели как сущие в церкви, есть раскол» (святитель Василий Великий, Первое каноническое Послание).

Братья и сестры! Тема настоящей статьи касается каждого читателя РНЛ из числа тех, кто считает себя православным христианином. Цель настоящей статьи – показать на реальных примерах из современной церковной практики то, что нынешнее духовное состояние священства и, как следствие, подавляющего большинства из нас, крещеных людей, посещающих нынче храмы и считающихся «воцерковленными», с точки зрения канонов Православной Церкви определяется как раскол, как мыслящих о покаянии «инако, нежели как сущие в Церкви», то есть иначе, нежели чем так, как всегда учили святые отцы Православной Церкви.

Очень нелегко приступать к изложению этого вопроса мне, мирянину, никому не известному и ничего не значащему в Церкви. Но, если об этом молчат те, кто должен говорить по своему положению – наши пастыри и архипастыри, то, как и заповедал Господь, должны будут заговорить камни: «Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). Ну что ж, пусть я буду одним из этих камней.

Чтобы не возникло ложного понимания моих слов, сразу поясню: я не утверждаю то, что сама Русская Поместная Церковь находится в расколе. Да не будет этого! Я являюсь членом этой Церкви и регулярно, каждую неделю причащаюсь Тела и Крови Господа. А речь идёт о людях – священниках и мирянах, которые, допуская в своей пастырской и мирской жизни ложную деятельность на основании своих ложных понятий о покаянии, пребывают тем самым в состоянии погибельного раскола с Церковью – Телом Христовым.

Вынужден начать свою статью с объяснения значения канонов Православной Церкви, потому что, участвуя в некотором обсуждении на форуме РНЛ, увидел, что, к сожалению, не все верующие люди даже здесь понимают это значение в деле своего спасения. Для этого предлагаю всем искренне заботящимся о своей вечной участи прочитать Второе Правило Шестого Вселенского Собора и его толкование священноисповедником Никодимом (Милашем). Само Правило достаточно объёмно, как и его толкование, поэтому привожу соответствующую ссылку на них в интернете. Внимательное чтение их займет минут десять-пятнадцать, так что не поленитесь, прочитайте, это очень важно для нас, православных христиан. Но даже если кому-то потребуется и большее время для этого внимательного чтения, то это время все равно будет потрачено с пользой.

Прочитав правило и толкование, мы можем узнать о том, что этим правилом Послания святителя Василия включены в каноны Церкви. Также мы можем узнать о том, что все без исключения церковные каноны обязательны для исполнения каждой Поместной Церковью и каждым христианином. Св. Никодим пишет: «Самовольное отступление какой-либо поместной Церкви, хотя бы от одного лишь правила, общепризнанного и принятого Вселенскою Церковью, ставит данную церковь в положение раскольничьей общины, так что она перестает быть частью единой Христовой церкви». Вот как важно знать и исполнять церковные каноны. (Кстати, предложу внимательным читателям по ходу дальнейшего изложения посчитать количество отступлений от канонических правил Вселенской Церкви, которые имеют место в современной церковной практике. Эти канонические отступления я буду особо выделять в тексте статьи). А потому никто из читателей да не сомневается в истинности вышеприведенных слов святителя Василия, а со всей верой примет его определение раскола и пример этого раскола, процитированные мною выше.

Итак, святитель Василий Великий в своём Послании, которое Церковь установила как каноническое, когда хочет привести пример раскола, называет не что-то иное, а именно ошибочное, ложное понимание сути покаяния. Этим примером святитель Василий не ограничивает суть раскола. Есть множество других примеров расколов, о которых говорится в других канонах, например, в 13-м Правиле Двукратного Собора. Но то, что святитель Василий привел именно этот пример, говорит о том, насколько важно всем нам знать о погибельных последствиях искажения Предания Церкви о покаянии.

И это вполне понятно и объяснимо для христианина, который знает истинную цену и значение покаяния. Истинное покаяние, когда человек совершает его так, как учит о нём Церковь, избавляет человека из лап злых духов и спасает от вечной смерти, исцеляет его душу, уничтожает вражду между человеком и Богом, делает его другом Божиим и восхищает его в райские обители и дарует вечную блаженную участь в Царстве Небесном. Что может быть ценнее и значимее покаяния для падшего человека?

Напротив того, покаяние ложное, формальное, искажённое, совершаемое по своим понятиям, противоречащее тому, как о нем всегда учила Церковь, доставляет человеку только видимость пребывания в Церкви, вводит его в погибельное самообольщение и сохраняет его невидимое рабство своим страстям и злым духам, сохраняет его вражду с Богом, греховное повреждение его души и состояние вечной смерти, которое он унаследовал от своих прародителей.

Ложные мысли о покаянии и соответствующая этим мыслям деятельность уводят человека от спасения и ведут его в погибель и вечную муку. Святые отцы учат, что покаяние – это единственное средство для нашего спасения. Человек, посчитавший для себя покаяние не нужным, или имеющий ложные, искаженные понятия о покаянии, а значит, и живущий в соответствии с ними, после своей земной кончины неизбежно погибнет и будет обречён на вечные страдания. Такова неизмеримо высокая цена истинного покаяния.

Зная это, сатана и злые духи с самого начала существования Церкви Христовой ненавидят проповедников покаяния, воздвигают против них множественные гонения, ложь и клевету, стараются их очернить в глазах людей, исказить суть делания покаяния, увести христиан от спасительного покаянного пути и тем самым отторгнуть их от Церкви в раскол. Так было во все времена, начиная с первых веков христианства. Что же говорить о наших, последних временах, в которые, по предупреждению Самого Господа и святых отцов, восстанут множество лжеучителей и лжепророков, а истинная Вера будет находиться в забвении, пренебрежении и презрении? Насколько же нам сейчас необходимо следовать истинному учению Церкви в делании нашего покаяния, а не поступать по велениям своего падшего разума и не допускать себе бездумно жить так, как это делают все вокруг. Обязательно нужно сверять свой путь со святоотеческим учением о покаянии.

Что такое раскол? По вышеприведённому определению святителя Василия, это есть разделение человека (или группы людей) с Церковью, хотя и допускающее уврачевание. Но для того, чтобы вновь войти в лоно Церкви – Тела Христова, это уврачевание должно быть совершено на деле. Раскольник должен покаяться в своих заблуждениях, отвергнуть свои ложные понятия и в дальнейшем жить так, как учит Церковь. Если он этого не сделает, то так и останется до смерти в отрыве от Церкви, то есть спасение для него будет невозможным.

Вот что пишут святые отцы о погибельной сущности раскола.

Блж. Аврелий Августин: «Мы веруем во святую соборную Церковь. Однако еретики и раскольники также называют свои общины церквами. Но еретики, ложно мысля о Боге, искажают саму веру, а раскольники беззаконными разделениями отступают от братской любви, хотя верят в то же самое, что и мы. Поэтому ни еретики не принадлежат вселенской Церкви, которая любит Бога, ни раскольники не принадлежат к ней». «Кто не член Христов, тот не может спастись. Можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь «аллилуиа», можно отвечать «аминь», можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде кроме Православной Кафолической Церкви нельзя найти спасения».

Свт. Иоанн Златоуст: «Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью».

Свт. Ириней (Лионский): «Христос рассудит тех, которые производят расколы, – не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его, говорящих о мире и производящих брань. Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником, оставляющий Церковь, которая будет царствовать, не может сподобиться царствования».

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Смертный грех православного христианина, не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке… Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабёж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.… каждый из них умерщвляет душу и делает её неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя покаянием».

Сщмч. Илларион (Троицкий): «Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией». «Знаем мы и убеждены в том, что отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь – Тело Его, то оторваться от Тела Его – значит умереть».

Итак, узнав о погибельной сущности раскола и его последствиях для нашей вечной участи, перейдём к примерам инакомыслия о покаянии, которые нынче существуют в современной земной Церкви, вследствие которых люди и становятся раскольниками.

Об этих примерах искажений Церковного Предания я уже не раз писал. Поэтому здесь я лишь кратко остановлюсь на самых существенных моментах этих искажений, а более подробно желающие могут прочитать о них в моих предыдущих статьях, на которые я дам соответствующие ссылки.

1. Пастыри не проводят правильного Оглашения перед Крещением, а также не учат Православной вере людей, которые приняли таинство Крещения без Оглашения. Святые отцы Церкви учат, что первый этап покаяния – это исправление ума человека. Для этого Церковь установила обязательное Оглашение каждого, кто желает принять спасительное таинство Крещения. При этом Церковью установлено Оглашение длительное. Как правило, в древней Церкви оно длилось не менее года, а чаще – до трех лет. В течение этого времени священнослужители непрестанно обучали людей основным понятиям Православной веры для того, чтобы эти понятия твёрдо усвоились человеку, утвердились и закрепились в его уме, для того, чтобы ум человека исправился от своего повреждения, которое каждый человек наследует при своем рождении как результат грехопадения прародителей. По результатам Оглашения и в течение всего его срока производилась экзаменовка оглашаемых с целью проверки усвоения ими прослушанного материала.

Вот что пишет тот же святитель Василий по этому вопросу: «Также следует знать, что прежде должно быть научену, [а уж затем] таким образом удостаиваться сего наичудеснейшего Крещения. Ибо так Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, Единородный Сын Бога Живаго, заповедал Своим ученикам (см.: Мф. 28: 19–20)» («О Крещении»).

А вот что пишет о том, как следует готовиться к принятию Крещения, святитель Игнатий (Брянчанинов): «Необходимо тщательное приготовление пред принятием Святого Крещения. В тщательном приготовлении заключается неотъемлемое условие того, чтоб великое Таинство принесло обильно плод свой, чтоб оно послужило во спасение, а не в большее осуждение. Это говорится для объяснения Таинства и в особенности для приступающих к нему не в младенческом возрасте, в котором по обстоятельствам настоящего времени почти все мы принимаем Крещение. Приготовление к Святому Крещению есть истинное покаяние. Истинное покаяние есть неотъемлемое условие для того, чтоб Святое Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов грехами, в сожалении о них, в исповедании их, в оставлении греховной жизни. Иначе: покаяние есть сознание падения, сознание необходимости в Искупителе, покаяние есть осуждение своего падшего естества и отречение от него для естества обновленного. Необходимо, чтоб наш сосуд — сосудом называю ум, сердце и тело человеческие по отношению к Божественной благодати — был предочищен для принятия и сохранения Духовного Дара, преподаваемого Святым Крещением. Необходимо, чтоб этот сосуд не только был очищен, но и осмотрен прилежно; необходимо, чтоб имеющиеся в нем повреждения, особенно скважины, были тщательно исправлены; если же они останутся неисправленными, то живая вода (Ин. 7:38), вливаемая в сосуд Святым Крещением, не удержится в сосуде: она изольётся из него, к величайшему его бедствию. Скважинами называю греховные навыки. Необходимо, чтоб наш Иерусалим был отвсюду обнесен, как стенами, благими нравами и обычаями: тогда только может быть принесено в жертву и всесожжение, в купели Крещения, наше падшее естество, а естество обновленное, доставляемое Крещением, сделаться алтарем благопотребным для принесения жертв и всесожжения, благоугодных Богу.

Без такого приготовления какая может быть польза от Крещения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли? Между тем, мы приняли неоцененный Дар, приняли на себя страшное обязательство; ответственность по этому обязательству так же неизмерима и бесконечна, как неизмерим и бесконечен Дар. Какая может быть польза от Крещения, когда мы не понимаем нашего падения, даже не признаем, что наше естество находится в состоянии горестнейшего падения? когда мы считаем изящным и благоугодным добром непотребное добро падшего естества? когда мы стремимся с упорством делать это добро, не примечая того, что оно только питает и растит в нас наше самолюбие, только удаляет нас более и более от Бога, только упрочивает, печатлеет наше падение и отпадение? Какая может быть польза от Крещения, когда мы не считаем грехами даже смертные грехи, например: прелюбодеяние со всеми его отраслями, а называем их наслаждением жизнию? когда мы не знаем, что наше естество обновлено Крещением? когда вполне пренебрегаем деятельностию по законам обновленного естества, осыпаем ее хулами и насмешками?».

Необходимость Оглашения установлена канонами Церкви (см. 78-е Правило Шестого Вселенского Собора и 46-е Правило Лаодикийского Собора), при этом каноны требуют четыре дня каждой недели обучать людей Вере, а в пятый день проверять их знания.

О необходимости учить людей заповедует апостолам и всем тем, кто впоследствие берёт на себя их учительское бремя, Господь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20) и «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Итак, Сам Господь, каноны и святые отцы Церкви согласно учат тому, что перед Крещением должно тщательно и долговременно обучать людей Православной вере, с обязательной проверкой их знаний.

Между тем, в первые годы после того, как Церковь получила свободу (конец 80-х – нач. 90-х), у нас крестили людей вообще без Оглашения, и в это время была крещена большая часть людей – десятки миллионов были крещены без Оглашения, и только потом от священников стали требовать совершать «оглашение» в объеме двух обязательных собеседований с человеком. Но такое «оглашение» вовсе не является Оглашением в том значении, которое дают ему каноны Церкви и святые отцы. Вследствие своей краткости, оно никаким образом не может повлиять на состояние ума «оглашаемого» и является абсолютно формальным, бесполезным.

Результаты такого Крещения ужасны. Человек, вышедший из купели Крещения и не получивший должных знаний о Православной вере, не изменивший своё отношение к окружающему его миру, не наученный новым правилам жизни, так и не узнавший о своих грехах (особенно смертных), не прекративший их совершать и не начавший вести с ними борьбу, в самое ближайшее время становится лакомой добычей для злых духов, которые окончательно и бесповоротно завладевают таким человеком. Избавление из этого плена становится для него практически невозможным – злые духи, окончательно овладевшие его умом и сердцем, уже не выпустят свою законную добычу до самой его смерти, которая становится для человека началом вечных адских мук. Очень редкие люди после принятия такого крещения в осуждение, после этого глумления над Таинством, приходят к истинной Вере и истинному покаянию, только по особенному Промышлению Божию о них. Основная же часть крещёных таким образом людей, которая исчисляется в нашей стране десятками миллионов погубленных душ, уже никогда не будет иметь возможности обрести истинную Веру и спасение (см. Мф. 12:43-45).

Об этом говорит даже статистика количества «воцерковлённых» людей (если не ошибаюсь, в последние годы попадалась на глаза статистика о том, что в Рождественских богослужениях участвовало менее 1% крещёных), хотя она и не отражает истинного количества настоящих православно верующих людей. Настоящих христиан, идущих по пути спасения, указанному нам святыми отцами Церкви, в сотни раз меньше, чем отражено в этих цифрах.

А большинство тех людей, которые считаются нынче «воцерковлёнными», так и остаются не оглашёнными, не знающими своей Православной веры. И в этом с лёгкостью может убедиться любой пастырь – для этого нужно просто побеседовать с каждым из своих прихожан, задавая им вопросы о том, как они понимают свою Православную веру – суть грехопадения человека, его последствия для каждого из нас, в чём состоит спасение для человека, от чего мы должны спасаться, в чём смысл Искупительной Жертвы Господа, в чём смысл таинства Крещения и других таинств, каковы их понятия о Боге, Суде Божием, об аде и рае, ангелах и бесах, как они объясняют Символ Веры, как они знают евангельские заповеди, каковы их понятия о грехах и страстях, каковы отличия Православия от других конфессий, все ли религии ведут к спасению и проч. Несомненно, что любой пастырь, заботящийся о своём спасении и спасении своих прихожан, обнаружит при этой проверке, что большинство его прихожан совсем не знают Веры, имеют множество ложных понятий, ересей и суеверий.

Разве не очевидно, что сейчас самое главное, на что должно быть направлено внимание пастырей и архипастырей, есть тщательное Оглашение всех тех людей, кто нынче посещают храмы, если уж это было упущено в прошлом? Нужно исправлять эту страшную ошибку – нужно постоянно и усердно учить народ своей Православной вере. Об этом говорится и в канонах Церкви. Например, 58-е Правило святых Апостолов говорит о том, что «Епископ, или пресвитер, нерадящий о причте и о людех, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен».

А как же сейчас совершается это «обучение людей благочестию»? В большинстве приходов оно ограничивается формальной проповедью в воскресный день. Наши пастыри вполне удовлетворены тем, что раз в неделю произнесут проповедь на тему воскресного евангельского чтения, и при этом никто из них даже не поинтересуется тем, как её поняли прихожане, отложилось ли в их умах хоть малая кроха от услышанного евангельского отрывка или притчи. Часто пастыри просто читают проповеди по книжкам (как это делается, например, в нашем приходе), читают с запинаниями, с неверными ударениями в словах, с неправильным выражением интонации в предложениях, с различными «э-э…», «м-м…» – читают так, что невольно возникает вопрос – понимают ли они сами то, что читают? А если сами не понимают, то как же могут понять те, кто их слушает? А после прочтения такой проповеди «для галочки» считают свою пастырскую миссию по обучению прихожан благочестию выполненной и спокойно отпускают овец пастись там, где они хотят, до следующего воскресного дня.

Конечно, такие пастыри, которые ограничиваются в своей вероучительной деятельности формальной еженедельной проповедью, могут сказать, что они не нарушают данное Апостольское Правило – ведь в нём не сказано о том, как часто и как именно нужно обучать своих людей благочестию. Но разве такие их слова будут соответствовать Истине? Разве с формальной точки зрения будет оценивать их пастырскую деятельность Господь на Своем Суде? Разве не сказано всем нам о том, что «Буква убивает, а Дух животворит» (2Кор. 3:6)?

Но не стану далее повторять то, о чём я уже не раз писал. Более подробно на эту тему можно прочитать в моих статьях: здесь и здесь.

2. Пастыри допускают к Причастию и другим таинствам людей сразу после исповеди ими смертных грехов, без назначения им епитимий, предусмотренных канонами Церкви.

Согласно многим канонам Церкви, в частности, каноническим Посланиям того же святителя Василия Великого, после исповеди ряда смертных грехов (в основном по страстям чревоугодия, блуда, гнева, сребролюбия) согрешивший должен быть отлучён от церковных таинств священнослужителем, принимающим от него исповедь, на длительные сроки, достигающие за самые страшные смертные грехи более десятка лет. Эта мера является необходимой для исправления согрешившего смертным грехом, так как святые отцы Церкви учат, что смертный грех может быть прощён человеку только после его полного прекращения. Поэтому длительность срока епитимьи есть необходимое условие для проверки того, что в течение этого срока смертный грех у человека больше не повторяется, что служит доказательством того, что человек прекратил его совершать, то есть истинно покаялся в нём.

О том, что пастырь на исповеди должен каждый раз рассматривать качество греха и для каждого греха применять соответствующее врачевание (среди которых канонами предусмотрены епитимьи для согрешивших смертными грехами), говорит 102-е Правило Шестого Вселенского Собора: «Приявшие от Бога власть решити и вязати, должны разсматривати качество греха, и готовность согрешившаго ко обращению, и тако употребляти приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры в том и в другом, не утратити спасения недугующаго».

Но нынешние духовные врачи не знают того, как следует «употреблять приличное недугу врачевание». Для современных пастырей не существует понятия смертных грехов. Для них все грехи – одинаковы. Как правило, какой бы грех человек не исповедал на Исповеди, пастыри совершают одни и те же действия – накладывают епитрахиль, читают разрешительную молитву и направляют его на Причастие.

Чаще всего современные пастыри, объясняя своё нежелание назначать епитимьи, задаются вопросом: а откуда же тогда у отлучённого будут силы для борьбы с грехом, как ему получить благодатную помощь в ней?

При этом у этих пастырей не возникает простого вопроса – а почему же святителя Василия Великого и других святых отцов, установивших своими соборными постановлениями многолетние сроки отлучения от Церкви, не беспокоили такие тревоги? Неужели современные пастыри достигли большего духовного преуспеяния в любви, чем эти святые отцы, «не побеспокоившиеся позаботиться об источниках благодатной помощи для отлученных»?

Нет, просто святые отцы, в отличие от современных пастырей, точно знали, что каждый крещёный человек в таинстве Крещения получает бесценный неуничтожимый дар в виде семени, таланта, мины, о которых говорит Господь в Своих притчах, и за использование которого каждому из нас предстоит дать ответ Господу на Его Страшном Суде. Когда человек проявит волю и желание к своему покаянию, это семя начинает прорастать в его сердце и становится этим самым источником благодатной помощи для борьбы человека со смертными грехами. От самого же человека требуется только правильная Вера, честное желание бороться с грехом и реальные попытки этой борьбы. Всё остальное совершается незаметно для него содействием крещенской благодати.

А когда человек проявит достаточную волю и усердие в борьбе со смертными грехами и для него закончится срок епитимьи, когда он вернётся в лоно Церкви после произнесения над ним разрешительной молитвы, вот тогда для дальнейшего духовного возрастания для него уже будет необходимо регулярное причащение Тела и Крови Господа для того, чтобы, находясь в Церкви, он мог вести постоянную борьбу со своими грехами (несмертными) и страстями, которые снова и снова будут прорастать из его сердца. И эту мучительную и решительную борьбу со своим падшим естеством нужно будет вести непрерывно до конца земной жизни, чтобы спастись.

Результат такой современной практики допуска к Причастию согрешивших смертными грехами без назначении им епитимьи – так же ужасен, как и результат крещения без должного Оглашения. Человек, дерзающий приступать к Причастию, точно также становится окончательным рабом злых духов и совершенным врагом Богу. Разумеется, это рабство и эту вражду он не замечает и не осознает, по причине полного помрачения своего ума страстями, и поэтому вполне может по виду даже продолжать считать себя и считаться между людьми «воцерковлённым христианином».

Вот как пишет об этом преп. Симеон Новый Богослов: «Горе священнику, который преподает таковому Божественные Тайны, горе и ему, причащающемуся их. Горе причащающемуся, потому что, причащаясь после срамных дел, не очищенных покаянием и епитимиями, он все больше и больше подпадает власти диавола, а наконец и совсем им завладевается; и Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его бесстыдство и дерзость, как пишет Святое Евангелие об Иуде, что как только причастился он поданного ему Христом Господом хлеба, сей божественной вечери, тотчас по хлебе «вниде в онь сатана» (Ин. 13:27). Горе священнику, причащающему его, что удостоивает причастия недостойного и преподает пречистое Тело и честную Кровь Христа Спасителя тому, кто недостоин даже преступать порога храма Божия, с кем запрещено вместе вкушать и простую пищу всякому христианину, как законоположил святой Апостол Павел, говоря: «аще некий брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищник, с таковым ниже ясти» (1Кор. 5:11). Видишь, что поистине даже не брат христианам такой человек, а только именуется так.

Преподающий такому Тайны праведно подлежит осуждению, и за то, что чрез это он человека, грешащего по уклонению от правого помысла и по легкомысленной небрежности, делает совершенным врагом Богу. Священник или духовный отец не должен преподавать такому Тайны, но должен подвигнуть его на покаяние словами кроткими и умилительными, помянув ему о тех страшных муках адских, которые непременно имеют испытать грешники; должен вразумить его и поруководить, как слепого, и попечалиться о нем, как бы о вышедшем из ума и страждущем от искушения и насилия диавольского, и помолиться Господу, да отверзет слух души его и поможет ему хоть немного прийти в чувство и познать нечестие свое, и опять чрез покаяние возвратиться в среду верных, потому что такой есть неверный нечестивец. Если б имел он благоговение и веру ко Христу и исповедал сердцем, что Он есть Бог, «не хотяй беззакония», к Коему «не преселится лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Его» (Пс. 5: 5-6), то убоялся бы и поостерегся с таким легкомыслием причащаться Пречистых Тайн Его, чтобы не поразил его за это невидимо меч ангельский».

Более подробно о смертных грехах и о необходимости назначения епитимий за их совершение можно прочитать здесь и здесь.

3. Пастыри допускают к таинству Причащения и другим церковным таинствам и к участию в Литургии тех, кто не прошел должного Оглашения, людей с нераскаянными смертными грехами, без проверки их духовного состояния на предмет знания ими Православной веры, евангельских заповедей и их стремления жить по Евангелию.

В п.1 я уже писал о том, что канонами Церкви и святыми отцами предусмотрено обязательное Оглашение людей перед Крещением. Только после прохождения этого Оглашения христианин считается верным и допускается к участию в Литургии верных и церковных таинствах.

Но если подавляющее большинство ныне ходящих в храмы этого Оглашения не проходили, то разве можно считать их верными только на одном том основании, что они были крещены, несмотря на эти канонические нарушения? Разве не требуется тщательная проверка (о которой, я также писал выше, в п.1) каждого из них на предмет знания им своей Православной веры? И эта проверка должна быть настолько же тщательной, насколько тщательным предусмотрено святыми отцами и канонами само Оглашение.

Каждый священник при совершении Литургии в определенный момент возглашает: «Оглашенные, изыдите!» Это значит, что те, кто в настоящее время еще только изучают Веру – проходят Оглашение, должны покинуть Литургию, как пока еще не ставшие верными. А если даже те, кто в данный момент только проходит Оглашение, еще не могут присутствовать на Литургии верных, видеть Чашу со Святыми Дарами и уж тем более причащаться, то что же говорить о тех, которые к Оглашению даже еще не приступали, даже не понимают своей нужды в нем? А таких сейчас в храмах – подавляющее большинство. И эти люди не только присутствуют на Литургии верных, а допускаются священниками к участию в церковных Таинствах.

Современные пастыри не хотят видеть этого очевидного канонического несоответствия нынешней практики совершения Литургии верных.

Почему? Только ли из-за финансовой стороны этого вопроса? Думаю, что не только. У современных пастырей напрочь отсутствует страх Божий, они совершенно не боятся нарушать каноны Церкви и даже не задумываются о соответствии своей деятельности этим канонам. Из пастырей они превратились в механических совершателей богослужений и треб, администраторов и бухгалтеров на приходах, строителей, реставраторов и культурно-массовых работников. Все это требуют от них «сверху», кроме того, они загружены необходимостью предоставлять различные справки и отчеты в епархию, фиксировать и документировать свою работу и выкладывать свои «добрые дела» на всеобщее обозрение на сайтах епархий и благочиний. Когда бедному пастырю задуматься о канонах, о своих не наученных Вере прихожанах, об их грехах и страстях, даже если бы где-то и находились еще такие искренние пастыри? Нет, бюрократический аппарат церковной системы полностью лишает пастыря всякой возможности вести настоящую пастырскую работу с прихожанами, направленную на их реальное спасение.

Кроме проверки знаний современными «воцерковленными» людьми своей Веры, пастырям нужно обязательно проверять своих прихожан и на предмет наличия у них нераскаянных смертных грехов. Как учат святые отцы, даже один-единственный смертный грех, оставшийся у человека нераскаянным, неизбежно утянет его в ад на вечную муку. С нераскаянным смертным грехом нельзя допускать человека до Причастия – оно неизбежно обернется ему в осуждение.

Необходимость такой проверки предписывает пастырям их главная богослужебная книга – «Требник», гл.7, «Последование к исповеди». В ней пастырю предписывается проверить каждого исповедующегося на предмет знания им Православной веры и на предмет наличия у него нераскаянных смертных грехов, и если такие грехи были выявлены, то пастырь должен запретить ему причащаться и наложить на него епитимью (если ее необходимость предусмотрена канонами Церкви).

В предыдущем пункте я писал о том, что нельзя допускать до Причастия человека, согрешившего смертным грехом, который требует канонической епитимьи, без ее назначения, то есть сразу после исповеди этого греха. Но не все смертные грехи требуют этой епитимьи. Многие из них могут быть разрешены и сразу после их исповеди, при условии деятельного покаяния в них. Задача пастыря – тщательно проверить своих прихожан на предмет их наличия, с целью недопущения случаев причащения Святых Тайн в осуждение и в смерть вечную. Более подробно об этом можно прочитать здесь.

4. Священники поминают на проскомидии крещёных, но неверующих людей и нераскаянных грешников, а миряне подают за них записки на проскомидию.

Согласное учение святых отцов о проскомидии состоит в том, что на ней могут и должны поминаться только православные христиане. Святые отцы учат, что на проскомидии нельзя поминать нераскаянных грешников, которые произвольно ведут греховную жизнь – не борются со своими грехами и страстями, пребывают в нераскаянных смертных грехах, – пусть даже они и крещены.

Между тем, современная церковная практика свидетельствует о том, что и по данному вопросу священнослужители и миряне «мыслят инако», чем всегда учили святые отцы Церкви. Записки сейчас принято подавать абсолютно за всех, лишь бы человек был крещёным. А священники, вместо того, чтобы учить людей тому, как это правильно следует делать – за кого можно подавать, а за кого нельзя, – принимают эти записки в алтарь и вынимают частицы за всех, кто там поименован.

Святые отцы Церкви учат, что такие действия священников являются для них смертными грехами, за которые они будут отвечать перед Богом на Его Страшном Суде. Более подробно об этом можно прочитать здесь.

5. Современные крещеные люди не изучают Евангелие, не знают евангельских заповедей и поэтому не ведут благочестивой жизни в соответствии с ними.

Каноны Церкви постановляют о том, что принявшие Святое Крещение обязаны научаться правильной христианской жизни, бороться со страстями и развивать добродетели: «Во Христа Крещением облекшиеся дали обет подражать во плоти житию Его… да, оставив прелесть и суету… к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, насколько возможно, к Богу приближаются, и внутреннего более, нежели внешнего, человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами; и да не носят в себе никакого остатка порочности, происшедшей от сопротивника. Если же кто вопреки сему правилу поступит, да будет отлучён» (Правило 96 Шестого Вселенского Собора).

Каким же иным образом можно подражать «во плоти житию Господа» и «к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направлять», как не непрестанным изучением Евангелия и усердием к исполнению евангельских заповедей? Святые отцы учат, что только исполнением евангельских заповедей может быть исцелено греховное повреждение души каждого человека. Без жизни по Евангелию – нет спасения. Более подробно об этом можно прочитать здесь.

6. Многими верующими нарушается 80-е Правило Шестого Вселенского Собора: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранён был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трёх седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучён от общения». А пастыри не следят за исполнением этого правила мирянами, не требуют его соблюдения от них и не налагают предусмотренную этим правилом епитимью.

То есть, если кто-то из христиан по лености и нерадению хотя бы раз в три недели (в тексте Правила всё-таки речь идёт о «трёх воскресных днях в продолжение трёх седмиц», а не об одном воскресном дне. – Ред.) не будет присутствовать на Литургии – тот отлучается от Церкви.

А некоторые святые отцы – толкователи канонов пишут о том, что это Правило говорит не просто о пребывании на Литургии, но главным образом здесь имеется в виду причащение Святых Тайн. Я согласен с такими толкованиями. Отлучаются те, кто причащается реже, чем раз в три недели, если для этого нет каких-то особых препятствий или соответствующих обстоятельств (см. толкование Зонары на 9-е Апостольское Правило).

Об этом можно было бы писать более подробно, но не думаю, что это следует сейчас делать. Я привёл в пример этот канон просто для того, чтобы дополнить вышеприведенные примеры и показать всеобщность отступления от канонов и их искажения в современной земной Церкви.

Но я не хотел бы, чтобы кто-либо, задумавшись об этом каноне, стал стараться причащаться не реже, чем раз в три недели. Нет, наоборот, этого делать не стоит. Скорее всего, человеку, для которого все выше написанное мною кажется каким-то странным и новым взглядом на покаяние, вообще пока не нужно участвовать в таинствах Церкви. Сначала ему нужно исправить свой ум – принять правильные понятия о Православной вере, то есть пройти правильное Оглашение. Пока он этого не сделает, он все равно не способен быть причастником благодати Святого Духа, и участие в таинствах Церкви для него пока невозможно. А если он будет пытаться в них участвовать, то только себе в осуждение и в смерть вечную.

Можно было бы писать и о других, более частных случаях нарушений канонов, например, правил 69, 74, 76 Шестого Вселенского Собора и многих других. Но я ограничусь первыми шестью пунктами как самыми основными, погибельными, характеризующими массовость отступления от святоотеческого учения о покаянии и искажениях Церковного Предания в современной практике церковной жизни. Повсеместная распространённость их во всей РПЦ говорит об их всеобщем характере – о том, что подавляющее большинство современных пастырей и «воцерковлённых христиан» находятся в состоянии раскола. Страшно писать такие слова, страшно думать об этом, страшно представлять, какая вечная участь их ждёт, если они пребудут в этом состоянии до своей земной кончины.

Конечно, очень страшно и трудно нам осознать этот горький факт и принять его как печальную реальность состояния умов и сердец современных священников и крещеных людей. Но тем не менее это – факт, о котором говорят нам каноны Церкви. А так трудно признать нам этот факт просто по причине его неожиданности, потому, что мало кто об этом задумывается, говорит и пишет.

Почему мы признаем факт нахождения в расколе некоторых современных священнослужителей, которые безосновательно прекратили поминовение своих епископов и патриарха? Потому что об этом говорит 13-е Правило Двукратного Собора – один из церковных канонов.

Но ведь Первое Послание святителя Василия – это тоже один из канонов Православной Церкви. Поэтому на его основании мы точно также можем сделать совершенно канонический вывод о пребывании в расколе тех, о ком говорится в этом каноне – тех, кто «мыслит о покаянии инако, нежели как сущие в Церкви».

Неужели мы будем принимать и исполнять только те каноны, которые нам нравятся, а те, которые не нравятся – игнорировать? Какие же мы тогда православные?

Еще раз уточню то, о чем писал в начале статьи – в расколе находится не сама наша Поместная Церковь, а люди, которые живут в соответствии с вышеназванными искажениями церковного Предания. А то, что таких людей большинство, лишь подтверждает слова Господа о малом количестве спасающихся. «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32).

В таинствах нашей Поместной Церкви пока еще действует благодать Святого Духа, но принять ее в свои сердца способно только то малое количество людей, которые непричастны к этим нарушениям церковных канонов и учения святых отцов о делании покаяния, либо деятельно раскаялись в своих грехах и заблуждениях и живут в покаянии, – в таком покаянии, как о нем «мыслят сущие в Церкви» – святые отцы, оставившие нам свои труды о пути к спасению.

Приведу некоторые примеры того, как нам узнать раскольников.

Например, если священник регулярно допускает к причастию людей сразу после исповеди ими смертных грехов, без назначения им канонических епитимий, то такой священник – раскольник.

Если священник не старается проверить знания своих прихожан о Православной вере, не учит их должным образом основам веры и Евангелию, допускает людей к Крещению без должного Оглашения, то он – раскольник.

Если он допускает к таинствам Церкви людей без проверки их духовного состояния на предмет знания ими Веры и наличия у них нераскаянных смертных грехов, то он – раскольник.

Если священник поминает на проскомидии всех, за кого подаются записки, и не старается научить своих прихожан знаниям о том, за кого их можно подавать, он – раскольник.

Если настоятель прихода или монастыря, благочинный или епископ в своих приходах, монастырях, благочиниях, епархиях, митрополиях и т.д. не видят и не стараются устранить вышеназванные нарушения Предания Церкви, не учат прихожан, послушников, монахов и священников правильному отношению к грехам, епитимьям, таинствам, Оглашению, проскомидии и проч., то они – раскольники.

Если прихожане, послушники или монахи сами не стремятся к изучению своей Православной веры, к изучению Евангелия и творений святых отцов, если они не стремятся узнать о своих грехах и страстях и научиться правильной борьбе с ними, то они – раскольники.

Если они совершают смертные грехи, требующие канонических епитимий, а после исповеди их сразу же идут причащаться, то они – раскольники.

Если они подают записки на проскомидию за своих родных и близких, при этом не рассуждая о их духовном состоянии, то они – раскольники.

Да, несмотря на эти всеобщие погибельные искажения Предания Церкви, наша Поместная Церковь пока еще хранит благодать Святого Духа в своих таинствах, по великой милости Божией и Его великому долготерпению. Потому что эти вышеперечисленные искажения, хотя и стали повсеместными, но они пока не узаконены соборными постановлениями наших церковных иерархов. Например, пока не принято соборного постановления о том, что смертных грехов не существует, а все грехи – одинаковы по степени тяжести. Или, например, соборного постановления о том, что Оглашение перед Крещением не требуется, и т.д. Слава Богу, что пока этого еще не произошло. Хотя каноны Церкви нынче забыты и презираются почти всеми священнослужителями, но на официальном уровне подобных решений об их ненадобности или искажающих их суть, пока нет.

Значит, у нас еще есть какое-то малое время для того, чтобы воспользоваться этой благодатью для своего спасения. Но для этого нужно выйти из раскола и соединиться с Церковью Христовой. Это совершается только ПОКАЯНИЕМ, когда оно совершается так, как «мыслят о нем сущие в Церкви» – святые отцы.

А для этого мы должны усердно, регулярно (ежедневно) и очень внимательно читать их творения, стараясь применять прочитанное в своей жизни. Иначе нам не спастись.

Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

113.

Уважаемые читатели, статью с ответами на некоторые комментарии можно прочитать
здесь: https://ruskline.ru/news_rl/2023/09/23/neuzheli_my__v_raskole
Виктор / 24.09.2023, 03:45

112.

Уважаемые читатели, продолжу отвечать на комментарии.
Владимир Петрович пишет: «Меня эта статья несколько огорчила. Относительно Крещения: А что делать тем кто Крестит ребенка до первого года?..Какие у него могут быть оглашения?...Так, что- малышек значит не Крестить ведь быть оглашенным он фактически не может? А если, не дай Бог умрет или заболеет? А если ребенок старше, но все равно мал?...А если все (предположим) Крестятся во младенчестве? Кого тогда оглашать ?...»

Крестить детей в младенческом возрасте – это не только традиция, но о необходимости этого говорят и каноны Церкви. Так что крестить младенцев нужно. Однако не бездумно крестить всех подряд, а обязательно проверять у их родителей и восприемников знания ими Православной веры и оценивать их реальную жизнь на предмет соответствия Евангелию. Если священник при собеседовании с ними увидит, что они не являются действительно православными людьми, то нужно провести с ними предогласительную беседу, где вкратце рассказать о состоянии грехопадения человека и его погибели, о его вечной участи, о Суде, об аде и рае, о смертных грехах и страстях, об Искуплении и т.д., и предложить им пройти качественное Оглашение.
Если родители и восприемники младенцев не являются по-настоящему верующими людьми, то и научить детей Православной вере они никак не смогут. В этом случае, если такой младенец умрет до 6-7 лет, пока он еще не способен осознанно относиться к своим поступкам и своим грехам, то такая скоропостижная смерть будет давать надежду на то, что он не окажется после нее в аду. Но если этого не случится, то такой ребенок, не наученный Православной вере, по мере взросления, по достижении 7-8 лет и далее, начинает причащаться в осуждение, так как не научен Вере, не научен распознавать свои грехи и каяться в них, вести с ними борьбу. Поэтому в этом возрасте обычно происходит отторжение ребенка от Церкви (внешне это становится очевидным в 10-13 лет), сатана завладевает его сердцем вследствие его причащения в осуждение и берет его в свое полное рабство путем развития в нем греховных страстей. Человек погибает душевной смертью.
А ответственность за это ложится на священника, который произвел Крещение младенца без Оглашения его родителей и крестных, а также и на них самих.
Виктор / 23.09.2023, 12:32

111. Вот те раз!

Оказывается, Апостолы действовали "методом проб и ошибок".
С. Югов / 23.09.2023, 07:41

110. Ответ на 103, Сергей:

При рукоположении со священника снимают обручальное кольцо, т.к. он обручается другой семье - приходу.

Но главой и отцом своей семьи священник быть не перестаёт, и отвечать за неё не перестаёт. (Иначе было б целесообразно рукополагать безбрачных, как у католиков...)

Христианская семья -Малая Церковь - устроена по принципу всей Церкви:
"... всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог".(1Кор.11:3)
Принципы устроения у них одинаковы.
Приход - духовная семья, где священник отец-батюшка - не исключение.

Но очевидно, что это не единственно возможный образ прихода.
Повторюсь, как Вы себе это представите для собора, где тысяча прихожан и десять священников? Да, за духовной беседой постоянный прихожанин старается обратиться к своему духовнику - но исповедуются у того, кто в этот день по череде исповедует; проповедь слушают у того, кто в этот день служит; и т.д.
И, разумеется, среди богомольцев на службе много и тех, кто не постоянно в этом храме, и мало кому знаком.
Пример из Византии 8 века - на императора Льва Армянина совершили покушение в соборе во время службы, для этого заговорщики переоделись священниками и были в алтаре. Видимо, никого даже не смутило, что "какие-то незнакомые попы пришли", т.е. это было привычно.

речь шла о принципиальном устроении, а не о "возможных образах" - которые, кстати, ничего не опровергают, не объясняют и не доказывают. Христианская семья и Церковь должны быть устроены так, как задумано Богом. То, что теперь существуют "варианты" Божественного замысла о них не меняет и апостасии не оправдывает.
Собор это собор, приходской храм это приходской храм - и там, и там есть постоянный клир и постоянные прихожане. В большинстве случаев - есть и захожане. И там и там священники могут заниматься спасением вверенной им духовной семьи (душепопечением): знать не только всех своих по именам, но наставлять в практической жизни по Евангелию. И там, и там могут ограничится воскресной проповедью, выниманием частиц за незнакомые имена, обезличенной молитвой "за всех и за вся" и "оказанием иных духовных услуг".
Хорошо уже то, что в наше время практически у всех есть возможность выбрать то, что им более по душе.
А правда, она всегда одна, всё остальное в той или иной степени от неё отдалено. Не лучше ли отложить оправдания "возможными образами", но исполнять эту всякую правду (Мф.3:15)?

Алекс / 22.09.2023, 18:12

109.

Алекс пишет о икономии:
«Есть известное понятие "икономия" - "с конца IV века за термином «икономия» закрепляется значение определенной юридической меры, состоящей в изменении церковного правопорядка с целью обеспечения условий спасения человека в текущих обстоятельствах…».

Комментарий довольно большой, и, насколько я смог его понять, видимо, Алекс желает сказать этим то, что те нарушения канонов, о которых я пишу в своей статье, могут быть оправданы ею.
Но понятие икономии подразумевает лишь временное и незначительное отступление от канонов, связанное с определенными обстоятельствами. Я же пишу о полном забвении и презрении к канонам Церкви и к учению святых отцов о делании покаяния, которое продолжается очень длительное время (в 19-м веке была почти такая же ситуация, насколько мне известно, в частности, из творений святителя Игнатия) и не оправдано никакими обстоятельствами.
Например, возьмем в пример необходимость наложение канонических епитимий. Предположим, что епитимья за определенный грех, совершенный человеком, по канонам Церкви составляет 7 лет. Священник из покаянной беседы с человеком узнает о его жизненных обстоятельствах – о его возрасте, состоянии здоровья, о периодичности совершения данного греха, обстоятельствах, которые сопутствовали его совершению, степени его раскаяния в грехе и т.п. И если сочтен нужным и возможным, то может сократить срок епитимьи, например, до трех лет, при этом в течение этого срока его пастырская обязанность - наблюдать за этим человеком с целью контроля его духовного состояния и проверки – не повторяется ли у него этот грех. Вот это и будет икономией.
Но из современной церковной практики полностью исключены епитимьи за смертные грехи. Какая же это икономия? Это – полное забвение и презрение к канонам Церкви, это искажение практики покаяния, то есть – раскол, как его и определяют святые отцы – святитель Василий Великий, свщмч. Никодим (Милаш) и вся Церковь в целом в лице святых отцов Шестого Вселенского Собора, включивших Послания святителя Василия Великого в число канонов Церкви.
Виктор / 22.09.2023, 15:20

108.

Уважаемые читатели, прошу меня простить, если я кому-нибудь не отвечу, или отвечу не на все его комментарии. Я подготовил статью с ответами только на начальные комментарии, а последующие я пока только просмотрел.
Виктор / 22.09.2023, 15:14

107. ответ Бармалею, ч.2

А само Оглашение было. Его не могло не быть. Без знания Веры Крещение невозможно. Читайте внимательнее Деяния Апостолов.
«Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян.8:35).
«В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян.16:13-14).
«Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его» (Деян.16:29-32).
Вот видите, в каждом из приведенных Вами случаев Оглашение обязательно происходило. Как же Вы этого не заметили, читая Деяния?
Вот так, к сожалению, мы и читаем Священное Писание. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что многие люди ежедневно читают Евангелие, но в то же время никогда не читали его.
Но самое главное – то, что те, кто крестил евнуха, Лидию и темничного стража, являлись Апостолами и являлись явными причастниками и носителями благодати Святого Духа. Поэтому все свои действия они совершали под непосредственным Его водительством.
Сейчас таких пастырей нет. Все немощны и грешны, и явных носителей благодати Святого Духа среди нынешних пастырей нет. Именно поэтому им необходимо руководствоваться не собственными плотскими рассуждениями и разумениями, а Канонами Церкви, определяющими их деятельность. Для того они и были написаны и принятыми Церковью как обязательные правила жизни всех без исключения православных христиан.
Из последующих Ваших слов видно, что Вы имеете неверные представления о канонах и догматах Церкви. Ведь я в своей статье ничего не писал о догматах, но только о многочисленных нарушениях канонов. А Вы в последней фразе почему-то пишете о догматах. Не имея правильных понятий о канонах и догматах, невозможно быть православным христианином, невозможно спастись. Думаю, что Вам обязательно нужно пройти Оглашение.
Дерзну посоветовать это же самое и тем, кто поставил четыре отметки «нравится» под Вашим комментарием.
Виктор / 22.09.2023, 13:47

106. Без комментариев

Хуцпа какая то... Вы не из последователей теории второго призвания евреев о.А.Меня?
С. Югов / 22.09.2023, 11:40

105.

«святой отец С. Югов»
Опять занесло!
Надо бы прежде подумать.
Притом на это звание, судя по всем публикациям, претендует именно ув. автор.
Именно он берётся учить всю Русскую Церковью. Может, и не от безделья, но вот насчёт тщеславия...
С. Югов / 22.09.2023, 08:08

104.

Стоило написать о графоманах -как ув. автор откликнулся.
Интересный факт.
С. Югов / 22.09.2023, 07:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Фролов
Притча о вратах, путях и слугах
Не ошиблись ли мы вратами?
27.04.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Как узнать о своих грехах?
Рассуждение в Великий пост
18.03.2024
Еще раз о любви
И о «добрых делах» современных христиан
25.01.2024
Возможно ли самостоятельное воцерковление?
Как найти путь к своему сердцу?
23.01.2024
Все статьи Виктор Фролов
Новости РПЦ
Мы об этом не всегда помним
Борьба между Западом и Россией всегда была попыткой Запада уничтожить, в первую очередь, православное христианство
02.05.2024
Сердце окликается на доброе дело
О паломничестве в церковь Святителя Василия Великого села Васильевки
30.04.2024
«Россия выполняет высокую миссию – освобождение Украины от нацизма»
По словам митрополита Варсонофия, мы должны молиться, исправлять свою жизнь и помнить, что события последних лет – тоже посещение Божие
29.04.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви
Обыски в Святогорской Лавре. Кто и за что задержал
митрополита Арсения, что грозит Владыке
25.04.2024
Спасти веру на Украине может только Русская армия
Зверское избиение митрополита УПЦ Лонгина опровергает ложь партии похабного мира о том, что ООН и Трамп спасут Православие
06.02.2024
На Владыку Лонгина совершено нападение
Митрополит Банченский рассказал подробности злодеяния
06.02.2024
«Там я увидел настоящую Россию»
Патриарх Кирилл рассказал об особом значении в своей жизни периода служения на Смоленской кафедре
03.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28