О необходимости и форме диалога между конфессиями с нами говорил Христос, Сам и устами своих апостолов.
Давайте рассуждать просто, руководствуясь христианской логикой. Кто это такие – «другие конфессии»? По словам святого апостола Иоанна Богослова, это «самосвяты», и «они прокляты» (первый евангельский пример – николаиты). А еще они раскольники, про которых святой ученик апостола Петра – Игнатий Богоносец сказал: «Грех раскола даже мученической кровью не смывается». Вот так категорично сказал – раз и навсегда.
Когда они появились? Не вчера. А это значит, что мы их, по нашему правилу любви христианской, уже увещевали всеми евангельскими способами и не один раз. Диалог ли, монолог ли был, но мы им уже всё объяснили, и они всё про себя знают. Прошло время, они до сей поры «другие», не с нами, а это значит, что они для нас, по словам апостола Павла, «хуже язычников». Апостол же нас учит, что «с таковыми даже за стол есть не садись», не говоря уже о богословском диалоге.
Братья ли они нам? Нет, уже не братья, а «самосвяты проклятые». Именно поэтому слова пророка о том, «что добро, что хорошо? Чтобы братья жили вместе», к ним не относятся, ведь они хуже язычников, а про язычников пророк Давид объясняет, что «боги язычников суть есть демоны». Как антихрист в свое время будет притворяться добреньким Христом, так и демоны, водящие другие конфессии, всегда и конкретно сейчас притворяются ангелами, говорят о Христе, а творят дела тьмы под видом дел света.
Апостол вопрошает, утверждая: «Разве может быть нечто общее между Христом и велиаром – сатаной?». Наш ответ вторит ему: «Нет!». Причем про этих «многих», которые придут под именем самого Бога и от Его имени, Христос еще при жизни среди нас предупреждал: «Вы не верьте им. Они пришли обмануть, запутать и погубить». Так мы понимаем, что в подобном диалоге кроется огромная опасность для чистоты нашей веры, ибо простые человеческие отношения могут залить наше духовное зрение елеем человеческо-демонского обаяния, и человеческое, может пусть и временно, но взять верх над Божьим, как это было, например, во времена Ферраро-Флорентийской унии с католиками. Как это сейчас произошло с патриархом Константинопольским Варфоломеем и его епископами, ударившимися в криптокатоличество.
В условиях нового переселения народов и тех ценностей, которые выработала европейская юридическая мысль, у этих самых других конфессий появилась лазейка – работа над межконфессиональным мирным сосуществованием. Эта работа хороша априори. Но хитрецы – раскольники и самосвяты, водимые демонами, поют на ухо неразумным чиновникам, что мир всегда предваряется диалогом об общих ценностях, а те, приняв это ложное утверждение, начинают нас таскать за шиворот на всяческие собрания, конференции, симпозиумы, пытаясь нас примирить с этими партизанами из ада, золото перемешать со свинцом. И нам крайне сложно объяснить этим горе-радетелям, что у нас не может быть по-настоящему общих духовных и материальных ценностей уже только потому, что их ценности уже другие, ибо они деформированы их самосвятством и их расколом посредством отличного от нас понимания всех аспектов христова учения. Они каким-то образом уже приспособили их под себя, а потому эти ценности уже не ценны, ибо они обесценились и умирают так, как это сейчас происходит со всеми христианскими ценностями в бывших католических и протестантских странах, также и в странах ислама и буддизма.
Мы – православные христиане, всегда за мир между народами и между мнениями. Мы истинные миротворцы, каковой является и порождённая нами русская цивилизация. Но мы опытные миротворцы, с тысячелетним стажем. И этот опыт научил нас понимать, что для достижения наших целей не все средства хороши и не все люди подходят. А это значит, что мы не должны надеяться ни на государственных мужей, ни на народ, который живёт вне нашей Церкви. Наша надежда только на Тело Христово и Духа Святаго утешителя пребывающего в нем до скончания века. Мы единственные истинные государственники, но не в государстве, а в себе – от полноты сердца. Мы чужды национализма и партийности, но мы проповедуем богоизбранность русского – православного духа, который единственный является государствообразующим, и мы защищаем его до смерти. А потому, чтобы сохранять мир, нам не требуются предварительные переговоры с самосвятами и еретиками о запахе от их и наших носков и мы не нуждаемся в их поучениях как нам жить, потому что все ответы у нас давно имеются и они уже живут в практическом применении. Не мы от них откололись, а они от нас. Не они Церковь, а только мы и врата ада не одолели нас и по пророчеству Христову не одолеют.
Деятельность на путях так называемого межконфессионального диалога – это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих. Продлить агонию своего пребывания в мире. Это бизнес, и к божественному деланию миротворчества он не относится. Тот же из нас, кто этого не понимает и потакает в этом самосвятам, только и делает, что завышает их самооценку и продлевает их судороги, при этом вредя нам и себе.
Протоиерей Вячеслав Пушкарев, публицист, г. Иркутск
2.
Вопрос. Если Дух в Третьем Риме, и если Дух в Церкви, то как может быть, что церковь и государство в России не совпадают и по букве?
Это потому, что есть несовпадение чистого Предназначения Истории и с грехом в ней. Так Третий Рим есть единая Церковь в Духе Святом. Так должно быть по чистой Истории. Чистая История это то, что Кант говорит об упорядоченной работе чистого разума, который, как таковой недоступен опыту, ибо последний всегда с грехом по полам и исполнен паралогизма.
Вот этот паралогизм и не позволяет единой по Духу Церкви стать единой и по букве; рассудок, ум не позволяет этому быть в Истории.
Поэтому мы видим такой феномен в России - с одной стороны в ней вся полнота Истории как в Третьем Риме, все единое христианство в Духе Святом, а с другой стороны эта полнота Истории остается совершенной не понятая и не связанная умом по букве рассудка.
Значит ли это, что в церкви Православной царит грех ума? Нет. Потому что и в государстве России нет идеи. В самом Третьем Риме нет идеи себя, понимания себя. Почему?
Мешает ум - самому себе. Как? Посмотрите, что говорит Кант по этому поводу.
1.