Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О миссии истинной и ложной

Диакон  Владимир  Василик,

Проблемы церковной жизни
Какой должна быть миссия / 19.06.2010


По словам диакона Владимира Василика, пришло время, когда стало жизненно важным определиться с миссионерской стратегией …

Собственно говоря, само слово «миссия» изначально не принадлежит к православному лексикону. Это слово, как известно, происходит из католическо-протестантского лексикона. Что знал православный лексикон? Проповедь (киригма), апостольство (апостоли). Характерно, как миссия называется в греческом языке - иероапостоли, т.е. священное посланничество. Согласимся, что сакральный смысл современного слова «миссия» смазан. Кроме проповеди и посланничества есть еще просвещение.

На первый взгляд, слово «миссия» является чужеродным. Более того, оно вызывает у русского человека целый ряд неприятных ассоциаций с римско-католической миссией, с протестантскими миссионерами, с прозелитизмом и захватом. Но такие ассоциации не должны определять наше отношение к миссии. Начиная с XVIII века, слово «миссия» широко входит в лексикон русской жизни, русской богословской мысли. У нас официально появляется должность миссионера, в особенности на инородческих землях: в Татарии, Бурятии, Калмыкии. У нас проходят миссионерские съезды, выходят миссионерские журналы. К сожалению, революция 1917 года эту традицию оборвала. Можно сказать, что в советское время миссия для Церкви была официально запрещена соответствующей статьей Конституции: исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Тем не менее, миссия шла даже в то время,  тайно, незаметно, зачастую под страхом уголовной статьи.

Я помню, как в годы моей юности мы собирались для чтения Евангелия, для проповеди слова Божия, тайно на квартире, отключая телефоны. Готовясь к этому событию, мы прибегали к шифрованному языку, например, говорили: «Принеси, пожалуйста, зеленый фломастер», что означало - принеси зеленые брюссельские издания Евангелия. В начале процесса Перестройки, а затем образования новой России были созданы благоприятные условия для миссионерства. Хотя, конечно, до сих пор встречается целый ряд препон и препятствий. До сих пор не хотят пускать Церковь в целый ряд областей жизни. Но, тем не менее, нынешние условия для проповеди и миссии, конечно, несравненно более благоприятные, чем они были в советский период.

В связи с этим возникает вопрос, как мы воспользовались этими благоприятными условиями? Ответ на этот вопрос труден, потому что существовало множество привходящих факторов. Во-первых, активная прозелитическая миссионерская деятельность протестантов и католиков, опиравшихся на мощную финансовую поддержку Запада. Во-вторых, необходимость воссоздания материальной инфраструктуры Русской Православной Церкви, прежде всего, храмов. В-третьих, собственно образовательная, литургическая, издательская деятельность в Русской Православной Церкви, которая, конечно, расцвела за эти годы. И всё-таки за этими заботами миссионерская деятельность страдала.

Сейчас наступает новый этап миссионерского дела в России. Нельзя сказать, чтобы за последние 20 лет в этой области было сделано мало. При почившем Патриархе Алексии осуществлялся целый ряд важных миссионерских проектов, в том числе, например, ежегодные миссии Свято-Тихоновского богословского университета, которые давали реальный результат и значительный эффект. Сейчас десятки, если не тысячи священнослужителей и мирян вносят свой посильный вклад в дело миссии на своём рабочем месте: в институтах, в школах, на предприятиях, зачастую не получая никакой поддержки со стороны официальных церковных структур.

Пришло время, когда стало жизненно важным определиться с миссионерской стратегией и научиться отличать истинную миссию от ложной, учитывая, с одной стороны, современную информационную ситуацию, а, с другой стороны, вековые традиции и ментальность русского народа. Мы должны четко понимать, что то, что пригодно на Западе, не годится у нас. Кстати, именно на этом во многом, к счастью, и погорели протестантские миссионеры. Когда они приходили и говорили: «Приходите, будут американские миссионеры и силы небесные» или «Приходите и Вы получите «хлеб жизни» и пакет с гуманитарной помощью», то наших людей от этих призывов воротило.

Мы должны понимать, что в миссии далеко не все средства хороши. Опять-таки на этом тоже во многом погорел Запад, когда шел миссионерствовать к некрещеным народам Африки, Азии и Америки, а те часто в ужасе отшатывались от них, потому что видели, что миссионеры нередко несут им не Христа, а западный образ жизни со всеми его пороками, уничтожающий их культуру, цивилизацию и нравственность. Хорошо об этом сказал святитель Николай (Велимирович) в своём произведении «Из окна темницы»: «Некрещеные, но совестливые нехристианские народы, столкнувшись с западным миссионерством, в ужасе окрестили Европу «белой демонией». Потому что Европа умна для себя. Она умна убивать, но не может животворить, она умна отбирать, но не давать». Во многом эти горькие слова справедливы. И вот тут возникает вопрос о содержании нашей проповеди.

Очень мудрые слова написал Святейший Патриарх Кирилл в бытность митрополитом в предисловии к книге кардинала Йозефа Ратцингера «Введение в христианство». Он сказал, что дело не только в форме того, что мы несем, в нашей миссии, но и в содержании. А вот содержательная часть зачастую у нас хромает. С одной стороны, миссия требует больших вложений. У нас в академиях и семинариях существовали целые миссионерские отделения, миссионерские кафедры, где учили арабскому и татарскому, китайскому и японскому языкам для соответственной миссии, вводили в культуру того или иного народа. Но, сейчас даже не ставится вопрос о миссии в исламском мире. Единственный миссионер, который проповедовал среди мусульман и то в качестве уличной миссии в Москве, отец Даниил Сысоев трагически погиб. У нас даже и не ставится вопрос о миссии среди российских буддистов в Калмыкии и Бурятии. Напротив, провозглашается толерантность, сосуществование традиционных религий, а это странно. Ныне акцентируется внутренняя миссия среди русского народа. С одной стороны, это правильно, но, с другой стороны, следует говорить не о миссии среди дикарей, среди нехристиан, а скорее о воцерковлении многих миллионов крещеных, но не воцерковленных наших сограждан. Тут возникает двойственная ситуация, с одной стороны, 64% населения Россия объявляют себя верующими, с другой стороны, только 13% из них имеют смутное представление о Православии и едва ли 7-8% из них ходят в церковь. В то же время у них чувствуется органическая связь с Церковью как с частью их жизни, их прошлого, их национального самосознания и национального достояния. В связи с этим мы не можем приходить к ним как к папуасам и бушменам, хотя подчас они знают о Христе и Евангелии почти столько же. И вот здесь потребен иной взгляд, иной подход, положенный на известную почвенническую основу.

Современные миссионеры и миссионерские отделы испытывают множество проблем: явное недофинансирование, недостаток литературы, неопределенность целей и задач. На фоне, с одной стороны, новых инициатив священноначалия, с другой стороны, недостаточности ресурсов в Церкви возникла группа людей, которые претендуют на то, что они являются единственными миссионерами, претендуют на захват миссионерского дела в России. Между тем, даже чисто официально они не могут представлять современное миссионерство в России. К примеру, Кирилл Фролов является скорее политиком и политологом, а не миссионером, и официально он в Московской Патриархии нигде не числится. Большие права называться миссионером имеет протодиакон Андрей Кураев, который действительно много поездил по стране, много выступал и встречался, но опять-таки он действует сам по себе. Нельзя сказать, что отец Андрей Кураев занимался образованием миссионеров или создал какую-либо миссионерскую школу, нельзя также сказать, что кто-то может назваться его учеником. В этом смысле он или одинокий волк, или одинокий кит, он сам по себе. Это и хорошо, и плохо, но в любом случае он, к сожалению, не смог создать прочную миссионерскую традицию. У отца Андрея Кураева множество почитателей, но нет оснований говорить о существовании миссионерской школы протодиакона Андрея Кураева. Кроме того, он не возглавляет никакого миссионерского отдела, никакой миссионерской структуры.

Тем не менее, наши «новые миссионеры» не только требует власти над миссией в Церкви, но и силятся представить, что все их взгляды и их инициативы являются единственным миссионерством в Церкви. Более того, всех несогласных с ними они считают еретиками, преступниками, смутьянами, бунтарями, людьми, идущими против священноначалия. Между тем, священноначалия очень осторожно относилось и относится к ряду инициатив данной «миссионерской» группы. Взять хотя бы пресловутую рок-миссию. Кирилл Фролов и отец Андрей Кураев силятся представить дело так, будто рок-миссия – это конечная воля Патриарха и всего Освященного Собора, что это нерушимый догмат веры, посягательство на который есть потрясение основ бытия Русской Православной Церкви и подрыв миссионерства. Но что же мы имеем на самом деле?

14 апреля 2006 года произошла единственная встреча тогда митрополита Кирилла, ныне Патриарха, с отцом Андреем Кураевым, Фроловым, о.Сергием (Рыбко), Шевчуком и Кинчевым. Наши новоявленные миссионеры силятся представить дело так, что на этой встречи было дано безусловное благословение на все их действия. Между тем, владыка Кирилл долго и внимательно выяснял суть дела, и конечный его вердикт звучал примерно так: в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход, индивидуальное благословение. Благословение на присутствие священника на каждом рок-концерте дано не было. Личное присутствие владыки Кирилла свелось лишь к двум рок-концертам: одна проповедь на рок-концерте в Смоленске и не более минуты его присутствия на знаменитом рок-концерте в Киеве в 2008 году. К слову, этот рок-концерт являлся скорее политической, чем миссионерской акцией. Свое влияние в политическом смысле он оказал, что же касается его духовного влияния, то оно было практически незаметным. Он не привел в храм тысячи молодых людей. Говорить о какой-то массовой рок-миссии невозможно.

Кирилл Фролов любит щеголять тем, что отца Сергия (Рыбко) окружили рокеры, что владыка Ириней говорил, что в храме появились новые лица, но, между тем, в храмах существуют объективные способы учета прироста прихожан. Во-первых, это метрические книги, где фиксируются крещения. Во-вторых, ныне в значительной части храмов ведется подсчет исповедующихся и причащающихся. Исповедников подсчитывают для того, чтобы знать, сколько заготавливать частиц, причастников – для своей внутренней отчетности. Поэтому если бы действительно был реальный всплеск крещений и воцерковлений после рок-концертов, мы бы об этом знали. Между тем, результаты минимальные, если не нулевые. Горы рожали, а мышь родилась. Это и неудивительно. Как разгоряченный децибелами, попивающий пиво, принявший дозу наркотика человек может воспринимать какую-либо проповедь? Я, конечно, теоретически допускаю, что проповедь в таких условиях может дать какой-то результат, но если речь идет о такой нетрадиционной форме миссии как рок, то, с точки зрения здравого смысла и церковной соборности, эта нетрадиционная форма должна пройти серьезную экспертизу. Благо, церковное сообщество до этого дозрело. У нас есть музыкальный факультет в Свято-Тихоновском богословском университете, есть регентские отделения при двух духовных академиях, есть дружественные нам кафедры в Санкт-Петербургской и Московской консерваториях, которые могли бы провести соответствующую экспертизу формы и содержания рок-музыки, которая предлагается молодежи во время рок-миссии. Это требует всестороннего церковного обсуждения, между тем, остается загадкой, почему оно не проводится, почему важнейшие решения наши новоявленные «миссионеры» пытаются проводить кулуарно с помощью своей личной нахрапистости, своих личных пробивных способностей поймать архиерея или Патриарха, добиться их благосклонного кивания и, пользуясь им, обвинять в расколе и в сокрушении церковных основ всех тех, кто испытывает здоровые сомнения по поводу данной формы. Между тем, сомневаться есть в чем.

Приведу только один вопиющий пример. Уважаемый отец Сергий (Рыбко) исполнил песню "Immigrant Song" группы Led Zeppelin. Известно, что эта группа имеет генетические и духовные связи со знаменитым колдуном, магом и сатанистом Алистером Кроули, который объявлял себя антихристом, ненавидел Христианство и предавался различным извращениям. При беседе с митрополитом Кириллом Константин Кинчев признавал, что 80% рок-музыкантов являются язычниками. Если мы желаем в этом мутном море выбрать что-то более менее соответствующее сущности христианской миссии, христианского благовестия, то неужели в данном случае не нужна сугубая разборчивость, предельная осторожность и совет всей Церкви? Между тем наши «новые миссионеры», к сожалению, характеризуются бессоветием и нетерпимостью к чужому мнению. Я бы назвал это тоталитарным плюрализмом, по поводу которого двух мнений быть не может. Характерно, что сама попытка оспорить заключение отца Андрея Кураева вызвала с его стороны следующее высокомерный ответ: «Совсем уж раскольническая "Русская народная линия" имитирует научную полемику со мной». В этом высказывании сказалось все: и нетерпимость к чужому мнению, и отсутствие готовности к диалогу, и внутренне содержание наших так называемых «миссионеров».

Каково главное содержание миссии и миссионера? Любовь. Этого, к сожалению, у «новых миссионеров» нет. Они предельно открыты байкерам, рокерам, панкам, и предельно закрыты своим же единоверцам, временами своим прежним друзьям. Это то, о чем писал отец Александр Шумский в статье «Высокомерие убивает понимание». Никогда в православном мире не было столько скандалов по поводу миссии и миссионеров, как сейчас у нас. Вспомним, разве подвергались нареканию святая Нино, святой Фрументий, Стефан Пермский, Иннокентий Алеутский, Николай Японский. Конечно, святитель Николай Японский жаловался, что ему не помогают, но, с другой стороны, он никогда не имел таких нареканий, как уважаемый отец Андрей Кураев и Кирилл Фролов. Что же касается Кирилла и Мефодия, то, напомню, что в IX веке Запад был уже на половину отрезанным ломтем и жил уже иными ценностями, а со стороны Византийской Империи, со стороны своих единоверцев святые Кирилл и Мефодий встречали полное понимание, поддержку и сочувствие. Позднее, как известно, император Василий выкупал учеников преподобного Мефодия, проданных в рабство по интригам немецких миссионеров.

Отчего такое отношение к «новому миссионерству? От того, что «тупые и злые миссиофобы» не понимают величия замысла «новых миссионеров» или, напротив, от того, что это «миссия наоборот», от того, что на наших глазах попирается и профанируется самое святое и дорогое что есть в Церкви? Не мы миссионерствуем художникам-минималистам и авангардистам, а они миссионерствуют в храме, внося свои сомнительные в эстетическом и кощунственные в духовном плане произведения. Не мы миссионерствуем у рокеров, а они приходят к нам и заставляют наших батюшек играть на колоколах сомнительные и кощунственные мелодии. Не мы перевоспитываем андеграунд, а андеграунд перевоспитывает нас. Традиционные и классические священники вдруг становятся сторонниками постмодернизма, авангарда и андеграунда, что способствует смутам и нестроениям в Церкви. Получается миссия шиворот-навыворот. К сожалению, многие представители этой группы не гнушаются ничем для того, чтобы отстоять свою точку зрения как единственно верную и дискредитировать своих оппонентов. Стоит вспомнить, ряд публикаций, вышедший после выставки «Двоесловие/Диалог», дискредитирующих и «Русскую народную линию», и критиков этой экспозиции, о себе я лучше помолчу потому что, если хотя бы половина из того, что обо мне написано нашими «новыми миссионерами», было правдой, то я стал бы драконом о трех головах.

Следует отметить, что наши «миссионеры» для дискредитации своих оппонентов не гнушаются даже оскорблением памяти почивших иерархов. Впрочем, это для них не внове. Те оскорбления, которые косвенно нанес Кирилл Фролов памяти митрополита Никодима, оскорбляя меня, вполне гармонируют с оскорблением памяти Святейшего Патриарха Алексия, Святейшего Патриарха Павла Сербского, Патриарха Иерусалимского Диодора относительно якобы подмены Благодатного огня, которое допускал отец Андрей Кураев. Для них все средства хороши, и это печалит потому, то так называемая «миссия» вырождается в кампанию по изгнанию своих единоверцев из Церкви. Это характерно для текстов Кирилла Фролова, который предлагает «хлопнуть дверью» и уйти в добрый час. На это мы им ответим: «Не дождетесь!» Мы были, есть и будем верны Церкви и священноначалию, но мы отличаем священноначалие от тех, кто пытается использовать его имя во вред Церкви, благочестию, духовной жизни России.

Теперь хотел бы коснуться фельетона «Чёрный бюст», опубликованного интернет-изданием «Татьянин день». Печально, что во дни Петровского поста подобные тексты выходят на сайте православного храма. Но больше меня поразила фамилия автора статьи, очевидно вымышленная, - Шило-Верховенский. Здесь прямая связь с романом Ф.М.Достоевского «Бесы». И то, что антигерой романа, избран героем фельетона наводит на печальные размышления. Честно говоря, при виде некоторых экспонатов выставки в храме святой мученицы Татианы и при слышании хрюканья, визга и грохота рок-музыки невольно на память приходит хрюканье, визг и цоканье копыт гадаринских свиней, мчавшихся к обрыву Генисаретского озера. Возникает мысль, а не напрасно ли мы им кричим «Остановитесь! Не делайте этого!»? И не идет ли в данном случае речь о бесах? Многие понимают, что опасно стоять на пути сего стада свиного, если они не растопчут, то с ног собьют. Способ действий наших «миссионеров» вполне достоин Петруши Верховенского и его соратников. Достаточно привести ряд жульнических приемов в пропаганде против «миссиофобов», когда обоснованные сомнения в методах миссии их оппонентов подменялись утверждениями, что они против миссии, когда сомнения в деятельности некоторых неофициальных лиц выдавались за противление Патриарху, когда стремление сохранить целостность Церкви и церковного сообщества выдавались за раскольнические действия. Возьмем один из приемов, которые использует Кирилл Фролов и его соратники. В своем тексте я указал на то, что христианские проповедники никогда не использовали языческий театр. Это естественно, потому что, с одной стороны, он был в отличии от театра XIX-нач. XX века более безнравственным, а, во-вторых, в отличие даже от современного театра он являлся логическим продолжением ритуала, являясь местом культового действа, где по сути продолжались религиозные церемонии. Подобное корректное культурологическое указание было подменено отрицанием всего театра и оскорблением театра в целом. Напомним, что вплоть до XVIII века актеров было запрещено хоронить в церковной земле, а по церковным канонам священник до сих пор не имеет право в супруги брать актрису. Церковь произвела определенную работу над формами театра, в результате чего в средние века возник миракль и пещные действа Димитрия Ростовского, но в целом нельзя сказать, что Церковь до конца признала театр вполне своим. В этом споре еще раз высветилась что кому дороже – Церковь или театр, молитва или надменное учительство, божественное пение или рок.

Кирилл Фролов заявил, что я, борясь с рок-миссией, способствую филаретовцам. На самом деле мои труды, направленные против «киевского патриархата», свидетельствуют о лживости подобных инсинуаций. Я руковожу рядом работ, связанных с раскольнической деятельностью «киевского патриархата». Мне даже пришлось выступать в качестве независимо эксперта Межсоборного присутствия по данному вопросу. Подобные утверждения в мой адрес я считаю оскорбительными и гнусными инсинуациями, за которые предлагаю Кириллу Фролову извиниться. Что же касается его мнения по поводу того, что рок-миссия спасла УПЦ МП и переломила ситуацию, то оно смехотворно. Тем самым, Кирилл Фролов обнуливает подвиг тысяч и тысяч православных верующих малороссиян, украинцев, которые все эти годы зачастую без всякой поддержки извне отстаивали Православие на Украине и хранили верность Московскому Патриархату. Он уделяет случайным людям, случайным тусовщикам славу тех, кто выдерживал разгоны со стороны украинского ОМОНа, презрение и ненависть соседей и властей, тех, кто несмотря ни на что в 2008 году встречали Патриарха Алексия, а в 2009 году скандировали «Кирилл – наш Патриарх». Этот подвиг простых украинских верующих не должен быть забыт, унижен и затемнен различными концертными шоу. Не рок-миссия, а личное присутствие сначала Патриарха Алексия, а затем Патриарха Кирилла во многом способствовало стабилизации ситуации на Украине, но и, конечно же, этому способствовали молитва и вера простого верующего народа, который в основной своей массе далек от рок-миссий, абстрактного искусства, поскольку они ему не нужны. Возникает вопрос, а нужны ли эти новшества самим рокерам и байкерам? Среди них на самом деле много ищущих и искренних людей, но возникает вопрос, а какую Церковь они ищут? Они ищут Церковь, которая выше их, которая может им что-то дать, а не ту Церковь, которая спустилась до их уровня.

Неоднократно приходилось слышать среди не очень верующих моих друзей и сослуживцев суждение: «Мы люди грешные, мы такие-сякие, мы пьяницы, но в Церкви мы видеть этого не хотим». Когда я рассказывал, что отец Андрей Кураев проповедовал на рок-концерте, то не очень верующие люди спрашивали недоуменно: «Он что с ума сошел? Неужели он забыл о своем диаконском достоинстве? Куда он пошел?» Сторонник рок-миссии скажет, что он пошел для того, чтобы взыскать заблудшие души и спасти погибающих. Охотно допускаю, но скажите, где мы видим, чтобы в рок-миссии происходило пошаговое извлечение любителя рока из его среды, из его образа жизни? Допускаю, что с чего-то надо начинать, но мы видим начало и совершенно не видим конец. Мы не видим примеров, когда бы рокер стал церковным человеком и приобщился бы к церковной музыке. Если таковые есть, то, уважаемые сторонники рок-миссии, покажите их нам. Между тем, что мы видим у отца Сергия (Рыбко)? По его признанию, в его храме присутствует рок-тусовка, где он почти не появляется. Изредка он туда заходит, пьет с ними чай, но в основном эта тусовка существует независимо него. Правда, они не пьют пиво, что, конечно, похвально, хотя отец Сергий им этого не запрещает. Но какой-либо серьезной преобразовательной работы, по имеющимся у нас данным, не проводится. Они как были рокерами, так и остаются. Зато мы, увы, не может оставаться прежними. Эксперимент проводят не над ними, а над нами. В этом смысле меня не по-хорошему поразило высказывание отца Сергия Круглова: «Время начаться миссии с Дома Божиего». Иными словами, технологии по преобразованию рокеров, панков, авангардных художников вначале апробировать на членах Церкви, то есть сначала членов Церкви сделать рокерами, панками и т.д., после чего попытаться сделать их нормальными людьми. Вопрос: зачем это делать? Что это значит? Это значит только одно – курс на развал Церкви, на ее перестройку. В этой связи меня поразило оскорбительное сравнение в кураевских текстах Патриарха Кирилла с Горбачевым. Нас успокоили заявление самого Патриарха Кирилла в Сретенском монастыре о том, что он будет хранить традицию, хотя и не закостеневать в ней. Дай Бог, чтобы ему в этих благих намерениях не помешали. Традиция есть передача из поколения в поколение, традиция есть нечто органичное. Когда в церковную жизнь вламываются неорганичные для нас стихии западного происхождения, к тому же связанные с язычеством, магизмом и извращением смыслов, то это уже ничего общего с нормальной церковной жизнью не имеет, это тот самый западный духовный империализм. Не дай Бог, чтобы, как некрещеные народы Африки, Азии и Америки отшатнулись от европейских миссионеров, точно так же от нас не отшатнулись бы наши маловерующие, но совестливые и не утратившие связь с русской культурой, русской традицией соотечественники, и  не сказали бы, что это белая демония.

Мне хотелось бы выразить не только свое мнение, но, наверное, и мнение значительной части «Русской народной линии». Мы за миссию, но только если в ней сохраняется Христово содержание, Христова любовь, если она исходит от единой Церкви и ведет к единству Церкви. Мы не против нетрадиционных форм миссии, но при условии, если они гармонируют с догматическим и нравственным содержанием христианской православной проповеди, если они не противны Священному Писанию и Священному Преданию, канонам и обычаям Русской Православной Церкви. Но мы против духовной всеядности, неразборчивости, западного духовного империализма в стенах Церкви. Мы против разрушения нашей традиционной православной культуры, против ее унижения. Мы против замены Ильи Муромца на Гарри Поттера. Мы против подмены наших святынь. Мы не хотим однажды войти в храм, выполненный в минималистическом стиле, и вместо божественного пения услышать рок-музыку, а вместо традиционного «Миром Господу помолимся» и диакона на амвоне увидеть священника, играющего рок-музыку на колоколах.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 215

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

215. АННА РАЙТ : Александру Б.
2010-07-06 в 16:20

Ну, судя по орфографии, процесс опять пошел.
Нет, не обязательно. Но в любом случае - не раньше, чем он мне будет нужен.
214. Александр Б. из Москвы : 213. Ан-не
2010-07-06 в 15:44

Спасибо.
Если я правильно Вас понял: когда мой совет будет Вам нужен, я вас обязательно проинформирую.
Правильно?
Роджер.
:о)
213. АННА РАЙТ : Александру Б.
2010-07-06 в 15:06

Когда мне будет нужен Ваш совет, я Вас проинформирую.
212. Александр Б. из Москвы : 210.
2010-07-06 в 14:45

Анна, попробуйте "жить рядом".

Спасибо Ивану.
211. ваня : правда
2010-07-06 в 13:18

Имею опыт миссии.Жить рядом.Семинары,жумары-фуфло.Ешь,пьешь,поешь.главное-молиться.и тогда,только тогда все понятно.Люди молятся и познают радость общения с Богом.Они-люди- сами все тогда понимают.
210. АННА РАЙТ : Александру Б.
2010-07-05 в 20:58

Теперь я вижу, что Иван Прокофьев был прав.
209. АННА РАЙТ : Re: О миссии истинной и ложной
2010-07-05 в 16:40

Так ссылки все-равно обрываются.Всегда. Тут кому-то дорабатывать надо. Зайдите на сайт
http://www.portal-credo.ru/
и найдите
"03 июля 15:05
МОНИТОРИНГ СМИ: "Женщине хочется, чтоб её поставили на место". Духовные беседы с протоиереем УПЦ МП Андреем Ткачёвым"
Может, и Вам полезно будет, я не подумала...lol. Тут Владимир, в основном, по этой части.
208. Олегк : ...
2010-07-05 в 16:21

Главное вовремя кинуть ссылку. А то что она не открывается это ничего ?
207. АННА РАЙТ : Re: О миссии истинной и ложной
2010-07-05 в 16:01

Ссылку обрезало.
Там на кредо "Духовные беседы с протоиереем УПЦ МП Андреем Ткачёвым".
Вот это колорит!
206. АННА РАЙТ : Владимиру РПЦ МП (вослед)
2010-07-05 в 15:03

Владимир, хоть мы и закончили общение, но не могу удержаться:-)))
Вы бы пообщались с этим батюшкой, мне кажется, вы духовно близки:-)))
http://www.portal-cr.../site/?act=news&;id=78635
205. Александр Б. из Москвы : 181. Сельскому "атаману"
2010-07-05 в 11:25

Забавный Вы, чудной однако...
:о))

Добрейший/ая Сельскийбригадирушка-Аннушка!
Однако, ушки-то торчат-с...

Вас сюда, на РНЛ, давно откомандировали?
Вконтакте, небось, поинтереснее было-то? Ничего-ничего. Поупражняйтесь тут с нами, лодырями. Ближе к осени обратно вернут. Зело не унывайте: у вас "троих" (т.е. с "барышнями") - век воли не видать! - высокая квалификация.

Спаси и сохрани вас, Господи.
204. М.Яблоков : Екатерине Домбровской 203
2010-07-05 в 09:51

Все верно. Сейчас уже настало время не миссии, а отрясания праха с ног.
203. Екатерина Домбровская : 201. Владимир РПЦ МП
2010-07-05 в 02:15

Так и вы, как апостолы, отряхиваете пыль с ног своих... Хоть бы в подражание апостолам оставили бы перед тем что дельное...
Удаляяйся, удаляйся скромно, и будешь настоящий купец.
202. АННА РАЙТ : для Владимир РПЦ МП
2010-07-05 в 01:11

Так и я отряхиваю пыль с ног на этих людей


Аминь!
201. Владимир РПЦ МП : Так и я отряхиваю пыль с ног на этих людей
2010-07-05 в 00:44

50 Но иудеи настроили
набожных почтенных женщин
и первых людей города так,
что те начали преследовать
Павла и Варнаву и изгнали их
из своих пределов.
51 Павел и Варнава отряхнули
пыль с ног своих на этих
людей и пошли в Иконию.
52 И все ученики исполнялись
радости и Духа Святого.
(ДЕЯНИЯ 13 50-52)
200. АННА РАЙТ : Анониму
2010-07-04 в 20:38

А вам так приятно присоединиться к травящим.
199. Олегк : ...
2010-07-04 в 17:56

Кабы одолели 50 языческих риторов кто бы посмел расширить свои уста ? Но паки и паки своих одолеваете, словно восприняв муссировавшиеся в этой ветке непонятно кому принадлежащие представления о том что миссия должна строиться как бы для совершенных язычников... Вот нелюбим Кураев, и Андреем зовут, и мужик, а может похвастаться тем что одолел языческих риторов.
198. levelclearer@list.ru : ///
2010-07-04 в 17:38

Была также такая святая великомученица Екатерина, которая аж 50 риторов-мужей победила в споре на духовные темы. И обратила их к вере.

Это были нецерковные риторы, попросту говоря язычники. Так что описанная вами ситуация не вполне подходит.
197. Аноним : to Е.Домбровская
2010-07-04 в 17:27

Все-то вас травят, такую несчастную.
196. Екатерина Домбровская : На 190. Анониму
2010-07-04 в 00:42

Анонимушка, как выражался досточтимый А.Шахматов, дорогая, ведь все можно проверить! Фундаменталистом я писала на Правую.ру. Весной 2009 года впервые написала несколько раз на РЛ. Потом была пауза полная почти до августа или конца июля 2009 года. Начала регулярно писать на РЛ в связи с власовской дискуссией. Фундаменталиста затравили настолько, что пришлось поменять ник - нервы уже не выдерживали. Тогда же самое главное - по теме власов-сталин-совки - стала писать под своей фамилией принципиально, за что получала стишки издевательские" улица Чайковского, кабинет Домбровского... и пр." по нескольку раз в том числе и от милейшего Саши Б. Потом он как человек извинился и мы примирились. Другие никто не извинялся из травивших меня. С тех пор писала только на РНЛ, очень редко на Богослов.ру и Благодатный огонь.
Анонимушка, а отчего у Вас такой недобрый, ядовитый тон, почему с таким злобным презрением вы всегда мне пишете - не боитесь сама своим ядом отравиться? Будет печально. И мне не хотелось бы этого первой. Нельзя с такой злобой жить и месяцами ее держать на человека, который вам лично ничего плохого не сделал.
195. Екатерина Домбровская : 188/ Владимиру РПЦ МП
2010-07-04 в 00:29

Я несколько раз приводила полный свод цитат из Священного Писания на сей счет здесь на РНЛ. Для Вас специально повторять вновь не буду - Вам надо - Вы и потрудитесь. А как Вы ко мне относитесь - мне глубоко безразлично. На угрозы я вообще не реагирую. Кроме того я Вас не поучала, а напомнила о том, как учит всех нас Мать-Церковь. Напомню так же и примеры святых жен, которые несли равноапостольное служение и просвещали не только женский пол. Была также такая святая великомученица Екатерина, которая аж 50 риторов-мужей победила в споре на духовные темы. И обратила их к вере. И последнее: мною было сказано к Вашей пользе, как заповедано апостолом. А Вы из этого хотите устроить брань. Дело Ваше.
Екатерина Домбровская. РПЦ МП
194. АННА РАЙТ : Re: О миссии истинной и ложной
2010-07-03 в 23:32

Анониму. Если Вам КАЖЕТСЯ, что у Екатерины было много ников, то это не противоречит тому, что она стала заходить на РНЛ около года назад. Тут "анонимам" тоже несть числа. Это все Вы. Вот нам так кажется:-)

Вообщем, о новой эпохальной книжке никто, я так понимаю, не знает. Надеемся, что редакция нас со временем как-нибудь просветит, в чем состоит "Миссионерский кризис Православия". Заранее благодарны.
193. Иван Прокофьев : Re: О миссии истинной и ложной
2010-07-03 в 21:17

Александр Б. раза два на форуме признавался, что имеет проблемы с винопитием. По-моему, все очевидно - срыв. (доступ в Интернет усугубил последствия срыва вдвойне).
Поэтому, братья и сестры, помолимся о здравии р.Б. Александра. Дай, Бог, ему здравомыслия и трезвомыслия.
192. АННА РАЙТ : Владимиру РПЦ МП
2010-07-03 в 21:12

Хоть Вы и явно занимаетесь троллингом, но все же просто интересно - если Вам посулят "ножичек", Вы куда обратитесь? В церковный суд? Я спорю, Вы забудете слово "язычник" и в ту же секунду и быстренько наберете номер участкого (как минимум).
А за науку вы бы дорогой нашей Екатерине спасибо сказали лучше. Библию не по синодальному переводу цитируете, благословляете нас (отец наш, понимаешь), то и дело язычников поминаете, то и дело в Писании требуете что-нибудь найти - так протестанты делают. Переобщались с какими-нибудь сектантами?
И вообще - у Вас какая-нибудь вторая мысль (кроме подчиненного положения женщины) не возникла за время пребывания на форуме? А то как-то уныло.
191. Игорь (Мал.) : так-то
2010-07-03 в 20:30

Ежели хотите, то сами и ищите - где это в Предании и Писании запрещается женщинам правду говорить. Напрасно время потратите. Или имеете в виду - о поведении в Храме? Так то и есть - о поведении в Храме!
Читать же умное слово от женщин интересно, а немужские выкрутасы от мужчины - срам!
Ведь понятно же кто от сердца говорит, а кто лицемерит.
190. Аноним : 153. Екатерина Домбровская
2010-07-03 в 19:51

//Ошибаетесь, Олегк, я не три, а всего год, как стала заходить на Русскую линию///
да ладно, под ником "фундаменталист" куды больше года каменты строчили, а потом ников было - несть числа!
189. Олегк : Воину
2010-07-03 в 18:59

Так вопросы то посложнее будут чем "ты за или против? " вот и рассуждения пространные. Можно опираться на светские представления о церковном ? Да или нет ? Ну как тут ответить ? Нет ? Да ? Иногда ? В некоторых случаях ? Светские представления о Церкви это вообще целая отдельная сложная тема, а ее так легко и просто подмонтируют в статью в качестве зубодробительного аргумента. Чем вообще нецерковные люди считают себя более сведущими и образованными в церковных вопросах тем ужаснее для настоящих верующих. Потому что для душевного все духовное является безумием.
188. Владимир РПЦ МП : Екатерине Домбровской
2010-07-03 в 18:49

Если вы так хорошо знакомы со Священным Питанием и Преданием, то может потрудитесь найти, где там женщине позволяется поучать и наставлять мужчин. Если я не увижу от вас убедительных оных, буду относится к вам как к язычнице.
187. Олегк : Бригадиру
2010-07-03 в 18:47

Сию цитату Александр привел не как угрозу... последующее стихотворение немедленно дополняет и раскрывает замысел автора... Я по крайней мере буду свидетельствовать так :) Но вообще ход дискуссии интересно повернулся... Не прекратить ли нам ее совсем коли так ?
186. Владимир РПЦ МП : Сельскому бригадиру
2010-07-03 в 18:02

Обращался в Церковный суд, в других случаях вы будете хуже язычника.
185. АННА РАЙТ : для Сельскiй бригадиръ
2010-07-03 в 16:38

Жму Вашу руку, уважаемый Сельскiй бригадиръ! Думала, уж и не дождемся голоса православных мужчин. Мы, конечно, тоже в огородах работаем, но, безусловно Вам, как сельскому бригадиру, методы борьбы с саранчей и ядовитыми насекомыми, должны быть известны лучше:-)
184. АННА РАЙТ : Миссионерский кризис Православия
2010-07-03 в 12:25

Кто знает, кто там ближе, о чем новая книга Протодьякона "Миссионерский кризис Православия"? А то зашла в жж Фролова поднять настроение и не обманулась. Он сообщает "Книга эта должна быть настольной". Точка. Ну, типа посуды.
И я как-то не могу понять, еще год назад миссия буквально сметала все на своем пути по рев моторов и вид сами знаете чего. И вдруг - кризис? Как же так? Что, когда, куда бежать жаловаться? Кто знает, о чем там?
183. Екатерина Домбровская : 180. Владимир РПЦ МП
2010-07-03 в 12:16

"Тем кто о духах рассуждает. Священное предание хорошо, когда в хороших руках". А Вы-то уж точно знаете, чтобы СУДИТЬ, чьи руки хороши, а чьи плохи, и даже можете СВОИ суды вразумительно доказать? Апостол же учит иначе: «Испытаяй же сердца весть, что есть мудрование Духа»(Рим. 8:27), а что, добавим, - мудрование плоти. Нечистые намерения вражды, унижения ближних, стремления утвердить свое мудрование и свои вовсе не духовные цели даже за счет истины, есть первый признак последнего. "Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (1 Кор.2:16).
Неужто и Вы уже апостольского чина достигли или хотя бы на подступах к сему?
Слово "Предание", как и "Писание" пишутся по обычаю и благоговению с заглавной буквы.
Ваше начальное выражение "Да благословит вас Господь Бог наш Иисус Христос" может принадлежать лишь лицу, в духовном чине стоящему выше нас, простых мирян - священнику, иеромонаху и т.д. Если Вы имеете таковой сан - то не хорошо вводить овец в заблуждение и именовать себя в мирянском чине. Это есть самый прямой обман, который высокому Лицу - не к лицу. Если же Вы - равный нам по чину мирянин, - то Ваше благословение свидетельствует по меньшей мере о церковной неопытности.
С уважением Екатерина Домбровская. РПЦ МП
182. Олегк : отцу Владимиру
2010-07-03 в 11:50

Не будет там такой монолитной картины на которую вы предлагаете опираться. Одни например считают что батюшка должен ездить на хорошей машине, иметь хороший дом, другие наоборот требуют полного нестяжательства. Вообще зыбкая это почва - светские представления о церковном.

Из текста непонятно за что приходится отдуваться. За то что проповедуют тем кого они маленько скажем так презирают, кого ставят ниже себя ? Надо успокоить их - Христос набрал себе апостолов в том числе из воров-налоговиков обворовавших собственный народ, из прислужников оккупантов. Фарисеи подать кесарю платить не велели, а мытари эту подать собирали. Как рукой снимет.
181. Сельскiй бригадиръ : Александру Б. Предупреждение первое.
2010-07-03 в 11:14

Александр Б., твои комменты по отношению к Екатерине Домбровской вызывают у меня серьёзную озабоченность за твое психическое состояние и адекватность твоего сознания. Суди сам:
"...Нет, всё-таки, НАДО тебе дать коленом под зад! Надо!!!"

Ну ладно, это просто хамство, недопустимое по отношению к женщине. Про какие-то христанские нормы поведения я уж с тобой беседовать не собираюсь: бо бесполезно. Но вот это твое высказывание:
133. Александр Б. из Москвы : Е. Домбровской
2010-06-30 в 12:41

...Мы тебя не больно зарежем: чик и порядок..."
Перо отточеное жалит.
От боли криков не слыхать.
Сама себя и нас печалит
Своей... "любезностью" опять.
http://www.ruskline....zhnoj/?p=4#comments

я оставить так не смогу. Ты понимаешь, что можешь за эти словеса загреметь по полной программе по статье УК?
А свидетели твоей УГРОЗЫ ПОРЕЗАТЬ НОЖОМ Екатерину - все участники форума. Так что вычислить тебя не преставляет никакой сложности. Так что, дружок Б., пеняй на себя.
180. Владимир РПЦ МП : Да благословит вас Господь Бог наш Иисус Христос.
2010-07-03 в 06:47

30 Кто не со Мной, тот против
Меня, и кто не собирает со
Мной, тот расточает.
31 И потому говорю вам:
всякий грех и хула будут
прощены, но хула на Святого
Духа не будет прощена.
32 Тот, кто скажет против Сына
Человеческого, может быть
прощён, тот же, кто скажет
против Святого Духа, не будет
прощён ни в этом веке, ни в
грядущем".
(ОТ МАТФЕЯ 12 30-32) Тем кто о духах рассуждает. Священное предание хорошо, когда в хороших руках.
179. Воин : Олегку
2010-07-03 в 00:37

Уважаемый, не пристало русскому мужику так много словоблудить.
Сколько ни спрашивали вас, вы толком не можете ответить прямо на вопрос(ы), не вдаваясь в пространные рассуждения.
Да - да, нет - нет, а остальное, как мы ведаем, от лукавого.
Займитесь уже делом.
178. АННА РАЙТ : Lucie
2010-07-02 в 22:15

:-)
177. lucia : АННА РАЙТ
2010-07-02 в 21:23

Интересно, это у них все?
176. Олегк : Отцу Владимиру
2010-07-02 в 20:31

Нет не думаю. Просто обсуждали. Может быть эти "не очень верующие" люди с притчей про брачный пир не знакомы. У меня среди друзей и родственников тоже предостаточно "не очень верующих". Вот в последний раз узнал чем в их глазах отличается православный батюшка от сектантов: сектанты строят из себя святых, навязываются с проповедями, а батюшка cидит спокойно и ждет пока его вызовут, приедет на иномарке как человек, дело сделает, деньги возьмет и никому ничего не навязывает. Согласитесь они верно улавливают суть, чувствуя сектантский подвох. Но это их максимум. Никакой церковной жизнью они не жили и наверное уже жить не будут. Уберите раздражающих их сектантов и Церковная тема скорее всего заглохнет. Просто потому что они не знают а что дальше ? Да и дела, дела... А есть например среди них другой тип который наоборот готов стать добычей сектантов - тип имеющий потребность в духовной жизни, но не имеющий никакого представления о том как жить духовной жизнью в Церкви. Для такого типа этот же самый подход "священник появляется только тогда когда его вызывают, а вызывают священника только в случае когда в нашей деревне случается засуха" наоборот деструктивен. Я вам обрисовал два типа "не очень верующих" не просто одного поколения, они еще все из одной деревни. Это я к тому что они все очень разные эти "не очень верующие". Лично мне трудно представить чтобы мои "не очень верующие" специально следили за рок-похождениями о.Андрея.
175. Александр Б. из Москвы : 174.
2010-07-02 в 18:33

Дорогая "Аннушка"!
Какая-то Вы не ласковая, однако...

Благодарю за совет о семенах. Дачи нету. Только подоконник городской квартиры, на котором с прошлогоднего Вербного воскресенья выращиваю вербу: из 9 веточек проросло 2.
Скоро планирую доставить супруге радость - высажу её где-нибудь втихушку в нашем Царицынском парке. А Вы можете подсобить мне с поливом по первоначалу, а то лето в Москве что-то снова жаркое...
174. АННА РАЙТ : Александру (Б!)
2010-07-02 в 16:40

Ну, насчет "твогческих" это Вы к чему? Разжигаете? А дорогая Екатерина такие тексты пишет, что ни Вам , ни "брату" - как своих ушей.
Багира - это да. Красавица и царица. А насчет яду - это опять к "брату". Все к нему.
Чем тут на форуме стебаться, да о свадьбе мечтать (нужны Вы ей, такой...недозрелый), Вы бы ей написали, попросили бы семян для дачи, что-ли. Хоть бы делом занялись. Знаете, какие там семена хорошие, мне подружка-американка присылает, все соседи выпрашивают. Займитесь, все-равно от Вас никакого толку нет.
173. Александр Б. из Москвы : Re: О миссии истинной и ложной
2010-07-02 в 13:56

Аннушке (165) - мой привет и спасибо за ответ!

Катеньке-Багире - геспект за внимание и твогческих успехов!.. А если без ёрничества, то... жалко мне Вас, горемычную, самообманывающуюся: наверно, совсем плохо стали слушаться своего отца духовного? А яд-то мысленный душу незаметно разъедает и покоя душе не дает. Но это дело поправимое...
Не замыкайтесь НАДОЛГО на своих ощущениях и образах.

Олегку - ...в общем, держись, брат! Бог в помощь!
Ласкою их, лаской!.. :о)
Хотя... свадьбы всё равно не будет!
:о))

Целиком и полностью присоединяюсь к здравице, адресованной в посте 172. отцу Владимиру!
172. alla1904 : Диакону Владимиру
2010-07-02 в 11:27

Отец Владимир, читаю все, написанное Вами в последнее время. Храни Вас Бог и многая Вам лета!
171. Диакон Владимир Василик : Олегку
2010-07-02 в 01:42

Уж не думаете ли Вы, что я " сливал компромат" на досточтимого о. протодиакона Андрея Кураева перед маловерующими людьми? Неужто Вы думаете, что я - единственный владелец страшной тайны о том, что он выступает на рок-концертах? Из серии: "Дорогой читатель, я вам великую тайну поведаю, а вы никому не рассказывайте". Да его рок-похождения - секрет Полишинеля, об этом благодаря СМИ (всяким) вся страна знает. И мне отдуваться приходится за эту миссионерскую суету и отвечать на вопросы, а не провоцировать их. Ваша конспирологическая версия не тянет.
А насчет достоинства... Извините, это термин общий - и для светских людей, и для церковных. И временами у не очень церковных людей больше страха Божия и уважения к священству и его достоинству, чем у казалось бы воцерковленных. На собственном опыте испытывал, в том числе и в ситуациях экстремальных. Так что не стоит считать наших невоцерковленных соотечественников этакими скотами, не ведающими ни совести, ни чести, для которых эти понятия - все равно, что летающие крокодилы.
170. Екатерина Домбровская : 169. Олегк
2010-07-02 в 00:24

Да... у вас уже бред потек... Симпотомы однако... Скучно.
169. Олегк : ...
2010-07-01 в 21:52

На двоих с Анной у нас барабан. Беру пример со здоровых духом. Если хотите и вас подлечим.
168. Екатерина Домбровская : Олегк 167
2010-07-01 в 21:40

А вы что уже стали Александром Б(!)? Или у вас один барабан на двоих? А и впрямь похоже... Фармакология, пилюльки, - лечитесь, лечитесь, братья, если еще не поздно.
С уважением - Екатерина Домбровская.
167. Олегк : Домбровской
2010-07-01 в 21:06

Мне ваш лепет по барабану. ;))
166. Олегк : ...
2010-07-01 в 20:57

Именно так и надо понимать конструкцию. Развалился. Притязания расширить сферу своего фармакологического влияния за счет противоположного пола оставили ;) Чем статеечка понравилась - там же прочитайте.
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме