«Необходимость созыва Собора Украинской Православной Церкви прежде всего обусловлена ситуацией вокруг предоставления томоса анонимной украинской Церкви. Такая проблема обычно решается церковной властью: на уровне поместной Церкви или Собора многих Церквей. У нас процесс пошел не той дорогой: вмешалась власть светская, вмешался Константинополь и другие внешние политические силы. И решается вопрос автономной Украинской Православной Церкви без нее», — пояснил архиерей Тульчинский и Брацлавский, митрополит Ионафан.
«Президент Порошенко предложил сам нам встречу, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Но он уже съездил в Константинополь, уже договорились там о томосе для какой-то новой Церкви. Чуть не дату наметили. Константинополь направил сюда двух своих эмиссаров».
«Митрополит Онуфрий согласился и через пару дней получает из АПУ уточнение, что встреча по церковному вопросу обязательно должна пройти в „Украинском доме“, бывший музей Ленина. Каждому архиерею с большим опозданием из Администрации было направлено приглашение. И мне в том числе -по вайберу. А мы собрались в Лавре».
«Президент собирался с нами обсудить церковно-канонический вопрос автокефалии. Но мы же живем в демократической Украине, а не императорской Византии. Было в древности явление — цезаропапизм, когда императоры превышали свои полномочия. К сожалению, в Администрации Президента каноны Церкви видимо не знают, меряя всё политическими мерками — „рука Москвы“ и всё».
«Столько было наговорено в наш адрес обидных слов, что этот визит Президента сгладил бы такое впечатление, что „щупальца страны-агрессора“, которые надо обрубить, что УПЦ надо выгнать из Украины. На мой взгляд, Президент Порошенко упустил хороший шанс извиниться и наладить нормальные отношения с епископатом. К Варфоломею ездил, а тут Собор архиереев пригласил, своих, граждан Украины».
«Что постановила УПЦ: Церковь, в очень мягкой форме, заявляет протест против вмешательства в церковную сферу политический деятелей и партий. И выражает протест против вмешательства Константинополя во внутренние дела Украинской Православной Церкви. Константинополь явил нам образец агрессии на каноническую территорию УПЦ, предпринял шаги, которые не вписываются в каноны Православной Церкви: оправдал раскол, сняв анафему с высших представителей раскола».
Киев, 13 ноября 2018